Точно пара бутовских сфинксов неподвижно сидели вчера вечером на холме в самом начале парка Воробьевых гор две фигуры, полностью закутанные в леопардовые принты и пледы. Отец страха и Мать страха, ага. Как заметил по этому поводу мой друг (
mandrabez), "леопардовый принт вечен, как глупость человеческая". И, предположительно, появился одновременно с ней - при возникновении цивилизации и понятий об "избыточном". На Андреевскую набережную мы заехали забрать приятельницу с пикника. Сошедши с этих самых Воробьевых гор, она рассказала, что сфинксы, как им и положено, охраняли двери в мир хтонических чудовищ: порождения Ехидны подстерегали там путников под каждым кустом, но загадок отнюдь не загадывали. Этого мне видеть было не дано, но река против Лужников представляет собой убедительный конспект этого человеческого загрязнения. Кучи мусора скапливаются в этой излучине.
Этот разговор, а еще послушанный у соседей вечер памяти одного поэта-песенника помог мне понять причину стойкой нелюбови к джинсам. Я
уже писал о том, что получил предложение курировать выставку,
где творческие группы фотограф-архитектор-стилист должны создавать арт-объекты из джинсы. Моей первой реакцией было желание полностью убрать из вида готовую одежду: джинсы накопили в себе достаточно знаков, с которыми можно работать. И уж точно, это интереснее для экспонирования, чем обычные фотографии масс-маркетовских джинсов. Вполне предсказуемо, их продавцы и производители считают иначе, что выяснилось вот только что. Не уверен теперь, что выставка пройдет с моим участием.
Моя идея заключалась в том, чтобы показать новыми глазами старые символы, на которые теперь мода так любит оглядываться. Совсем недавно я оказался в месте, куда доносились отголоски соседского ТВ. Там как раз шло шоу, таким символам посвященное - "Достояние республики" в честь покойного поэта-песенника. Вначале его вдова и коллеги рассказали, что для отечественной словесности он сделал не меньше Пушкина, а затем пошли сами песни. "Рита, Рита, Маргаритка, Маргарита,// Отчего я, отчего я не ковбой", "Главней всего погода в доме", "Узелок завяжется, узелок развяжется", "На тебе сошелся клином белый свет". В момент исполнения "А белый лебедь на пруду" группы "Лесоповал" благодетельный мой слух отключился, потому что я по понятной аналогии попытался вспомнить, кто из последних Валуа был, предположительно, погублен посредством вливания яда в ухо.
Всё услышанное, несомненно, представляло большую ностальгическую ценность - у многих песни вызывают массу воспоминаний. Они, к сожалению, стали частью обыденности, т.е. статистической нормы. Что, однако, не делает эти произведения лучше. Говны отнюдь не улучшаются от того, что как следует полежат в укромном месте. Только подсыхают чуть-чуть до момента, пока их снова не тронут. Чтобы стало совсем понятно: сходный по вульгарности, только с несравнимо высокими бюджетами, поток мусора на мозг можно получить, просмотрев сотню фотографий Лашапеля подряд (э
тот аттракцион доступен по ссылке). Как говорил физик Ландау, "из ничего не происходит ничего". Грамматически фраза косовата, но смысл не вызывает сомнений: невозможно извлечь положительное следствие из изначально ущербной вещи, как бы ни менялись моды и обстоятельства.
Ровно это самое можно сказать и о джинсах. Это изначально простецкий предмет одежды, тривиальность которого вплотную примыкает к вульгарности, свидетельство упрощения нравов. Лесоповал, одним словом. Последние два десятилетия публику пытались внушить, что они могут стоить 1000 Евро, но мой опыт изучения экономики джинсовых заказчиков показывает, что нет, не могут ни при каких обстоятельствах. Тоже самое и с культовостью - они могут быть предметом поклонения только в том же самом (само)обманном смысле, что и упомянутый песенник. На рынке найдется немало предметов, в обработку которых вложено много труда и старомодных техник, но это не делает саму идею рабочих штанов чище и художественнее. Особенно в той обезображивающей форме, в которой они чаще всего в последнее время представлены. Последняя из них - с леопардовым принтом - возвращает нас к разговору о Ехиднах, а меня - к размышлению о том, можно ли вывернуть концепцию выставки еще каким-нибудь приемлемым способом.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ, ЛЕОПАРДОВЫЙ ОБЗОР И МНОГО-МНОГО
ФОТО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ.
PS. Первая из фотографий лежит в моем архиве в папке "Алайя" и помечена 1991. Никакой другой аттрибуции. Как по-вашему, мог он в одиночку наваять весь этот ужас?
PSS. Задумался уже после написания о художественной ценности и ремесле - насколько верны сейчас арт-энд-крафтовские идеи; пожалуй, стоит написать об этом отдельно.