Уже несколько лет между крупными бизнес-структурами идёт борьба за ростовский аэропорт. Отголоски этой борьбы мы регулярно видим в местных СМИ, где постоянно мелькают сообщения про переизбрание совета директоров и выплаты дивидендов, упоминаются фамилии крупных бизнесменов местного и федерального уровня.
Читая всё это, жители Ростова не всегда улавливают суть происходящего. О чём все эти новости, почему наш аэропорт для кого-то так важен, какие планы на него строят различные структуры? В этом материале я попытался дать ответы на данные вопросы.
Хронология конфликта
Начало эта история берёт, пожалуй, с 2011 года. Именно тогда Группа компаний «Ренова», принадлежащая бизнесмену Виктору Вексельбергу, заявила о готовности стать основным инвестором строительства аэропортового комплекса «Южный» в Ростовской области. Однако структура Вексельберга поставила условие - участвовать в создании нового аэропорта она готова лишь в том случае, если получит контроль над действующим аэропортом Ростова-на-Дону.
«Ренова» заявила, что, в процессе строительства «Южного», готова произвести ремонт и реконструкцию действующего ростовского аэропорта, а затем осуществить его перенос на новую площадку. После этого «Ренова» планировала заняться комплексной застройкой территории бывшего аэропорта (более 400 га), используя для этого свою дочернюю структуру ГК «РЕНОВА-СтройГруп» (ныне - ГК «КОРТРОС»).
Интерес «Реновы» к аэропортам не был случаен - несколькими годами ранее эта бизнес-структура начала создание аэропортового холдинга «Аэропорты регионов», который на данный момент владеет аэропортами в Екатеринбурге («Кольцово), Самаре («Курумоч») и Нижнем Новгороде («Стригино»). Структуры «Реновы» сегодня также являются претендентом на строительство нового аэропорта в Саратове.
Пикантность ситуации с ростовским аэропортом заключалась в том, что большинство его акций (52,46%) принадлежали другой частной структуре - Группе «Агроком» местного предпринимателя Ивана Саввиди. 38% уставного капитала находилось в федеральной собственности. И около 10% акций суммарно принадлежало бывшим и нынешним сотрудникам аэропорта.
Летом 2012 года акции государства в капитале ОАО «Аэропорт Ростова-на-Дону» передаются Правительству Ростовской области для привлечения инвесторов на условиях государственно-частного партнёрства. Между областным правительством и ГК «Ренова» при участии министра транспорта РФ М. Соколова подписывается меморандум, согласно которому совместными усилиями они должны создать ОАО «Ростоваэроинвест» (25% + 1 акция у региональных властей, 75% - 1 акция у структур Вексельберга).
Региональные власти собирались внести в уставный капитал общества принадлежащее им имущество аэропорта, однако это решение блокировалось структурами Ивана Саввиди, не желающего отдавать свой актив тем, кто собирается создать на его месте городскую застройку.
Контроль над аэропортом структуры Саввиди получали благодаря привилегированным акциям (которые стали голосующими из-за того, что аэропорт не выплачивал своим акционерам дивиденды). Однако в 2013 году региональным властям удалось через суд заставить аэропорт выплатить дивиденды, после чего акции донского предпринимателя перестали быть голосующими, и управление аэропортом перешло к областному правительству.
Одержав победу над несговорчивым предпринимателем, региональные власти вносят в уставный капитал ОАО «Ростоваэроинвест» принадлежащие им 38% акций действующего ростовского аэропорта, а также его имущественный комплекс (ВПП и рулежные дорожки).
В ответ на это владелец группы «Агроком» идёт ва-банк и продаёт контрольный пакет акций аэропорта холдингу «Новапорт» Романа Троценко - прямому конкуренту структуры «Аэропорты регионов», владеющему аэропортами Томска, Новосибирска, Тюмени, Волгограда и Читы. Руководство «Новапорта» подаёт иск в адрес областного минимущества с целью остановить процесс передачи имущества аэропорта. Однако сделка с «Новапортом» срывается. В сентябре 2013 года акции аэропорта, принадлежащие Группе «Агроком», переводятся на кипрские офшоры Ивана Саввиди.
Заблокировав через суд возможность структур донского предпринимателя голосовать на общих собраниях акционеров, региональные власти сменили генерального директора и совет директоров компании. В январе 2014 года был избран совет директоров, полностью состоящий из представителей областной администрации. Подконтрольная Саввиди кипрская компания Nosencore Limited подаёт иск в суд с требованием признать незаконным собрание по избиранию этого совета директоров, однако суд её жалобу отклоняет.
1 августа 2014 года совет директоров ростовского аэропорта по итогам конкурса подписывает договор на ремонт ВПП с компанией «Донаэродорстрой», принадлежащей экс-депутату ГД РФ Алексею Кнышову (тому самому, который отказался от своего мандата, не желая расставаться с иностранной собственностью, и чьё место впоследствии занял Виктор Водолацкий). Однако сразу же после подписания договора владельцы аэропорта заявляют о переносе сроков ремонта (в связи с необходимостью использования аэропорта для оперативной переброски украинских беженцев в другие регионы страны).
В сентябре 2014 года на сцене появляется ещё один конкурент «Аэропортов регионов» - аэропортовый холдинг «Базэл Аэро», подконтрольный бизнесмену Олегу Дерипаске (владеет аэропортами в Краснодаре, Сочи, Геленджике, Анапе и Ейске). Компания Дерипаски обратилась в ФАС с жалобой на правительство Ростовской области, которое, по её мнению, позволило «Ренове» стать основным акционером строительства аэропорта «Южный» в обход текущего законодательства (что является довольно спорным вопросом). Также представители «Базэл аэро» посетовали на желание закрыть действующий ростовский аэропорт и отдать его территорию под застройку и предложили реконструировать его, выразив готовность вложить в реконструкцию 5 млрд. рублей.
24 сентября 2014 года завершается процесс передачи принадлежащих региону акций ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» и имущества аэродромного комплекса в уставный капитал ОАО «Ростоваэроинвест». К ноябрю «Ренова» получает официальный контроль над аэропортом.
А уже в декабре во всей этой эпопее появляется новое действующее лицо - компания «Трансстроймеханизация», принадлежащая братьям Ротенбергам (компания входит в группу «Мостотрест»). Именно эта бизнес-структура становится 24 декабря победителем конкурса на строительство аэропортового комплекса «Южный». «Трансстроймеханизации» отходит роль по осваиванию бюджетных средств, за которые будут построены ВПП, рулежные дорожки и перроны (эта часть аэропортовой инфраструктуры не может быть частной и строится только на государственные деньги). Функции же частного инвестора остаются за ОАО «Ростоваэроинвест», на котором остаётся задача строительства терминала и сопутствующей инфраструктуры аэровокзального комплекса.
Тем временем Иван Саввиди не отчаивается и активно продолжает борьбу через подконтрольные структуры. В течение ноября-декабря 2014 года в суды и ФАС им был подан целый ряд исков и жалоб. В этих исках кипрские оффшоры требовали предоставить им доступ к внутренней отчётности аэропорта и признать незаконным выкуп «Ростоваэроинвестом» акций миноритарных акционеров. Российские структуры бизнесмена вслед за «Базэл аэро» жаловались в ФАС на отсутствие конкурса при определении «Реновы» главным инвестором.
Весьма серьёзной картой в руках Саввиди оказался вопрос, связанный с деятельностью Ростовского завода гражданской авиации № 412, занимающегося ремонтом авиационной техники (и принадлежащего ему же). Завод арендует взлётную полосу у ростовского аэропорта и, при его закрытии в 2017 году, фактически, не сможет продолжать свою работу. От переноса предприятия на территорию нового аэропорта «Южный» его хозяева отказались, заявив, что не готовы тратить на это свои деньги. Уже в декабре 2014 года руководство группы «Агроком» сообщило, что, если текущее положение дел останется неизменным, то без работы окажется около 1000 человек.
В конце 2014 года, 29 декабря, избирается новый состав совета директоров ОАО «Аэропорт Ростова-на-Дону». В него входят только представители «Ростоваэроинвеста» - 6 человек от ГК «Ренова» и 1 - от областного правительства. Представителей группы «Агроком» на заседание не пустили (из-за опоздания). В ответ на это, в конце января 2015 года Иван Саввиди направил иск в ростовский арбитраж с требованием проведения внеочередного собрания акционеров ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» с целью переизбрания совета директоров.
В январе текущего года вновь поднимается вопрос о необходимости реконструкции ВПП ростовского аэропорта. Итоги предыдущего конкурса (в котором, напомню, победила компания А. Кнышова) отменяются. Объявляется новый конкурс, в котором, неожиданно для всех, побеждает ООО «Трансстроймеханизация» братьев Ротенбергов (ранее, напомню, уже получившая подряд на строительство аэропорта «Южный»).
В феврале в СМИ появляется информация о том, что совет директоров ОАО «Аэропорт Ростова-на-Дону» созывает внеочередное собрание, на котором должен быть рассмотрен вопрос о передаче полномочий управления аэропортом компании «Аэропорты регионов». Ни у кого не возникает сомнений, что решение будет принято единогласно. Однако в ходе совещания происходит нечто неожиданное. Единственный член совета директоров от Правительства Ростовской области голосует против передачи управления аэропортом структурам Вексельберга. Причём он подчёркивает, что это не его личная позиция, а именно взвешенная точка зрения областного правительства. Таким образом, впервые позиции «Реновы» и региональных властей начинают расходиться (причём местные власти принимают именно ту позицию, с которой был солидарен Саввиди).
Последнее событие, связанное с этой эпопеей, датировано концом февраля 2015 года, когда руководство РЗГА № 412 заявило, что работники завода выйдут 3 марта на митинг в центре города против закрытия своего предприятия. Однако за день до митинга директор РЗГА заявляет, что начаты переговоры с региональными властями, в результате чего митинг переносится на неопределённый срок. 3 марта с руководством и профсоюзом завода встретился министр промышленности и энергетики Ростовской области М.Тихонов. Министр пообещал посодействовать предприятию в заключении государственных контрактов на 2015 и последующие годы и дал гарантию, что ВПП ростовского аэропорта будет работать в ближайшие несколько лет.
Размышления о неочевидном
Изложив основную хронологию конфликта, я хочу обратить внимание на ряд не вполне очевидных вещей, показавшихся мне интересными. В этом разделе я воздержусь от выводов, а просто отмечу то, что позволяет взглянуть на ситуацию под несколько иным углом.
Для начала я предлагаю вспомнить о том, что вопрос о необходимости закрытия действующего ростовского аэропорта был поднят не сразу. Я ещё помню материалы ведущих СМИ, где рассказывалось, что с двумя аэропортами Ростов превратится в крупнейший транспортно-логистический центр. Приводились примеры крупных европейских городов, где старые аэропорты используются лоукостерами и региональной авиацией.
Окончательный сдвиг в этом вопросе произошёл именно благодаря ультиматуму Вексельберга. И тут я предлагаю задуматься о том, мог ли он не произойти. Ведь господин Вексельберг не просто крупный бизнесмен, а человек, приближённый к Д.А. Медведеву (который в ходе упоминаемых событий был президентом нашей страны). Именно Вексельбергу было доверено возглавить одно из любимых детищ Медведева - Фонд «Сколково».
С другой стороны мы видим губернатора В.Ю. Голубева, который только-только занял губернаторский пост. И который вдруг начинает атаку на местного предпринимателя Саввиди. При том, что губернатор только пришёл в регион, больших связей там ещё не имеет и находится в довольно шатком положении. А бизнесмен Саввиди прожил тут долгие годы и прочно вписался в местные элитные круги. Как вы считаете, смог бы Голубев наехать на такого бизнесмена без санкции (а может даже указания) свыше? Причём наехать столь успешно. Лично я в этом очень сомневаюсь.
В 2012 году Д.А. Медведев перестаёт быть президентом.
А в 2013-м позиции бизнеса Вексельберга в Ростове впервые пытаются пошатнуть. И первым это делает Роман Троценко. Который не просто крупный бизнесмен, а ещё и советник Игоря Сечина. Который, в свою очередь, приближён сами знаете к кому.
В 2014-м подпортить жизнь конкуренту решает Олег Дерипаска.
И в том же 2014-м в дело входит новый игрок - семейство Ротенбергов. Напомню, что Аркадий Ротенберг является одним из наиболее приближенных людей к нынешнему президенту В.В. Путину. Знакомы они ещё с юности, когда вместе занимались спортом. Именно Аркадий Ротенберг одним из первых попал под американские санкции, когда Путин вернул Крым. И именно он взял подряд на строительство моста в Крым, заявив, что понимает, что ставит этим на себе крест для Запада, но сейчас он должен поступить именно так.
Интересно подчеркнуть, что Ротенберг и Вексельберг в этом смысле вообще люди весьма отличающиеся друг от друга. Ибо Вексельберг и под санкции не попал и существенную часть активов продолжает держать на Западе (а значит, санкций не боится).
Я тут ни в коем случае не хочу хвалить Ротенберга (упаси бог). Я только подчёркиваю очень разные элитные бэкграунды у этих людей, и ничего более. И, думаю, что из сказанного всем видно, что из двух подрядчиков строительства аэропорта «Южный» один маркируется связью с Д.А. Медведевым, а другой - с В.В. Путиным. Причём, как показывают наблюдения, за Д.А. Медведевым группируются бизнесмены и политики западнического уклона, тогда как за Путиным - консервативно-патриотический сегмент элиты.
А ещё я хочу напомнить события 2011-2012 годов, когда близкое окружение Д.А. Медведева устраивало в Москве шабаш с целью воспрепятствовать передаче власти от него к Путину (о чём Медведева лично попросил один из лидеров «болотного» протеста Удальцов). Из этих событий было отчётливо видно, что окружения двух лидеров нашего государства настроены крайне антагонистично друг к другу.
Также хочу напомнить, что губернатор В.Ю. Голубев 26 января 2015 года на заседании областного правительства публично присягнул на верность президенту В.В. Путину, заявив, что если сейчас этого не сделать, то приказным тоном будут разговаривать уже с нашими детьми (об этой речи мы ещё поговорим подробнее в другой раз). Речь эта была произнесена через день после того, как в игру с ростовским аэропортом официально включились браться Ротенберги.
А ещё через 3 недели областное правительство отказалось передавать контроль над аэропортом Виктору Вексельбергу.
Всё это - лишь факты и мои логические умозаключения. И я намеренно не буду давать здесь никаких выводов. Всё, что я хочу сказать этим текстом - это то, что с судьбой ростовского аэропорта всё обстоит пока что далеко не так однозначно, как кажется.
А что от этого всего нам, ростовчанам?
Завершить этот текст я хотел бы своими мыслями о том, как бы было лучше не для бизнеса различных элитных групп, а для самих жителей Ростова.
Сам я вполне поддерживаю идею того, что аэропорт надо оставить для среднемагистральной авиации, так как для полёта в Волгоград далеко не каждый захочет ехать за 40 километров от города (а потом ещё полтора часа ждать посадки после регистрации).
Однако, глядя на карту Ростова, я вижу, что наш аэропорт действительно занимает огромное пространство в городской черте. А ещё я помню как 2 недели назад, возвращаясь из Симферополя, я пролетал пугающе близко от высотных новостроек (ЖК «Красные ворота», вроде бы).
Поэтому вопрос тут двоякий - с точки зрения удобства пермещений по стране - старый аэропорт нужно оставить. А вот с точки зрения развития города, на его месте эффективнее было бы расположить несколько новых микрорайонов.
Но сам я, тем не менее, выступаю за то, чтобы аэропорт остался (однако без международного статуса и только для ограниченного класса воздушных судов). Слишком дорого даётся строительство таких крупных инфраструктурных объектов, чтоб с такой лёгкостью их уничтожать. Чисто по-человечески смотреть на это было бы очень грустно. Позицию эту я, впрочем, не хочу кому-то навязывать, и, более того, полностью понимаю доводы противоположной стороны.
***
В будущем я продолжу следить за развитием этой ситуации и по мере возможности буду давать содержательные комментарии в данном блоге.