Несколько недель назад я заговорил здесь о ростовских аэропортах - о строящемся «Южном» и о действующем аэропорте Ростова-на-Дону, на месте которого олигарх Виктор Вексельберг хочет хочет организовать жилую застройку.
Мало кто знает, но в ведении ОАО «Аэропорт Ростова-на-Дону», ставшего предметом описанных мною разборок, помимо собственно ростовского аэропорта, остаются и другие объекты. Это реликты великого советского прошлого - местные аэропорты Ростовской области. Когда-то из них производились регулярные рейсы как в областной центр, так и в другие города советской страны - из Волгодонска, к примеру, можно было слетать и в Москву и в Челябинск и в Крым. Из отдалённой Вёшенской можно было добраться до Ростова всего за 45 минут, не трясясь 8 часов в душном автобусе.
Но теперь всё изменилось. В этих аэропортах больше нет пассажиров. В одних намертво заколочены окна, в других летают только кукурузники, обрабатывающие химическими составами посевные площади. Прорабы советской перестройки, под лозунги об «ускорении» и «модернизации» отбросили своё население на пару десятков лет назад, лишив их современного транспорта и превратив авиаперевозки в роскошь.
Я хотел бы напомнить здесь об этих забытых и брошенных региональных аэропортах. Чтобы никто не забывал о том, к чему порою приводят наши политические ошибки, нежелание разбираться в сути происходящих событий и снятие с себя ответственности за судьбу страны.
И первым в моём рассказе будет аэропорт «Волгодонск».
Когда-то здесь ежедневно летали Ту-134 и Як-42. В 1980-е годы отсюда уходили регулярные рейсы в Москву, Сочи, Минводы, Симферополь, Харьков, Киев, Челябинск и Свердловск. Были и чартерные рейсы.
Потом наступили 90-е. Авиационный транспорт, вдруг превратившийся в роскошь, стал слишком дорогим для жителей Волгодонска. Объём перевозок неуклонно падал. В 2002 году Росавиация подтвердила смерть аэропорта, исключив его из реестра гражданских аэродромов. С тех пор он лишь разрушался и в данный момент пребывает вот в таком состоянии.
Для пассажирских авиаперевозок аэропорт Волгодонска больше не пригоден.
Каждый, кто внимательно изучал биографию донского писателя Михаила Шолохова, знает, что когда-то аэропорт был и в его родной станице Вешенской. В своё время Шолохов потратил не мало сил, чтобы добиться его строительства.
Из аэропорта летали ежедневные рейсы Як-40 в Ростов-на-Дону. До 1990 года, когда они вдруг стали неэффективными. В 1998 году аэродром исключили из реестра. Сегодня Ан-2 выполняют с него авиационно-химические работы. Для обеспечения пассажирских перевозок аэропорт не пригоден.
В том же 1990 году прекратились регулярные пассажирские перевозки из аэропорта Белая Калитва.
В 2011-м аэропорт выкупил курский «Авиахим». В результате там оказалось целых 15 Ан-2, обрабатывающие посевные площади химикатами. Сегодня это один из наиболее живых региональных аэропортов Ростовской области. Однако пассажирские перевозки на нём тоже не осуществляются.
Я выбрал именно эти аэропорты (есть ещё и другие, в числе которых заброшенный аэропорт Миллерово), потому что 2 года назад они вошли в Концепцию развития малой авиации, подписанную губернатором Ростовской области. Появилась робкая надежда на то, что они когда-нибудь оживут. Однако пока что подвижек нету, а головное ОАО «Аэропорт Ростова-на-Дону» занимается совершенно иными вещами. Хочется, конечно, верить, что господину Вексельбергу не наплевать на наши региональные аэропорты (ведь не наплевал же господин Дерипаска на аэропорты Краснодарского края).
Но на данный момент, увы, мы видим то, что видим. Частные инвесторы не слишком-то хотят возвращать жителей Ростовской области в современность, обеспечив им доступ к авиационному транспорту. Ведь в нынешней экономической системе все думают о прибыли, а не о благе для людей. Построить новый аэропорт, получив взамен лакомый кусок в черте города под жилую застройку - это да. А вот тратиться на то, чтобы обеспечить удобство сельских аборигенов - это уж увольте.