"Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается".
А у меня наоборот выходит: дело-то сделалось за 9 дней, а сказка сказывается уже больше двух недель, и конца пока не видно.
Впрочем, и один день можно описать в "романе на 800 персон" и длиной в 1000 страниц. Но я не соревнуюсь с великими. "Мой дар убог" и т.д.
1 февраля, четверг (начало)
За последние 10 с лишним лет, с тех пор как мы начали активно путешествовать, в
первый день февраля мы оказывались в разных местах.
2009 - Рим:
2011 - Кордова:
2013 - Париж:
2016 - Мадрид:
(Был тогда в Мадриде совершенно божественный, почти летний, день.)
И вот - 2018 - Неаполь.
Мы не могли, оказавшись в Неаполе даже зимой, не пойти на море. Не купаться, конечно, но просто пройти берегом моря и посетить два замка - Castel del'Ovo и Castel Nuovo. Как нам сказал наш неаполитанский гид зимой 2009 года, неаполитанец с русским именем Иван, "в январе в Неаполитанском заливе купаются русские и сумасшедшие". Как у Феллини в "Амаркорде": едва забрезжила весна -
Если манна к нам пришла,
Значит, кончилась зима.
Манна сыплется с небес,
И зиме пришел конец!
- (там, я думаю, как раз показан февраль, март от силы), в море (действие начинается в Римини, родине гения итальянского кино) сразу стали купаться немцы. Почему? Да просто потому, что немцы холода не чувствуют, говорит нам рассказчик.
Еще таких "сумасшедших" мы видели в начале февраля 7 лет назад в
Кадисе, а там океан, не лужа (и даже не море, Тирренское или Адриатическое).
Однако мое вступление затянулось, простите.
Итак, мы доехали в тот день до станции Mergellina, вышли, оглянулись на вокзал, весьма презентабельный:
и пошли к морю.
Просто поглядим на город в окрестности упомянутого вокзала.
(последняя фотография сделана сыном.)
Кстати, гуляя по Неаполю, я часто вспоминал Геную. Есть сходство: оба города на море, оба карабкаются в гору, манящие узкие vico в старых районах:
Это я уже Геную стал показывать. Так меня занесет бог знает куда. Желающие могут посмотреть мой тэг "Генуя".
В сходстве этих двух прекрасных городов нет ничего удивительного: два больших города-порта между морем и горами. Но Неаполь, как я понял, гораздо богаче своими художественными красотами, хотя и Генуя очень интересный город и в этом отношении.
Итак, выходим на набережную, носящую имя мятежного адмирала
Франческо Караччиоло.
Дальше морские виды показываю на фотографиях сына. У него это лучше получилось.
Просматриваются очертания Капри.
Вдали видна первая цель нашей прогулки - Castel del'Ovo. А Везувий был мрачен и закрылся облаками. "Грозное уныние божества", как это прекрасно написал Т. Манн в "Иосифе и его братьях".
Вот тут Капри совсем кажется близким:
Можно и послушать плеск волн:
Click to view
Да, "не такая погода, дядюшка, чтобы купаться". И не споешь тут в ми мажоре "Soave sia il vento, tranquilla sia l'onda...".
Click to view
Надо заметить, что урожденный неаполитанец Риккардо Мути это место в моей любимой моцартовской опере, действие которой тоже происходит в Неаполе, это ми мажорное терцеттино с загадочной, изломанной фразой дона Альфонсо в кульминации, совершенно гениально исполняет. Никто, даже из великих немцев, не выделяет так линию альтов в заключении. А ведь всё меняется от этого! Почти Вагнер.
Кстати, тут недавно переслушивал несколько раз первый финал, где происходит мистическая встреча Эроса и Танатоса, в записи Э. Иохума и Караяна (60-х годов, где Шварцкопф и тот же Брускантини, что поет и у Мути) и понял, что при всех достоинствах иохумовской интерпретации (которую в целом я считаю непревзойденной) Караян более резко и отчетливо дает услышать увеличенное трезвучие d-fis-b на словах "d'un disperato affetto".
Но я увлекся сверх меры. И отвлекся. Впрочем, лейтмотив "Неаполь" везде присутствует.
Сделаем паузу, скушаем "Твикс".