Когда я был активным членом форума "Классика" (лет 10 назад), один коллега дал некоторым моим записям такую характеристику: ассоциативный беспредел. Отчасти в упрек, отчасти в похвалу
( Read more... )
"искусство, а музыка особенно, сильно развивает ассоциативные связи в мозгу" - это совершенно точно, я полностью согласна.
"понять Веберна можно только в кругу сложных ассоциаций с музыкой 20 века, даже не пытаясь как-то "объяснить" художественный образ." мне кажется, это относиться ко всей музыке 2-ой венской школы (шенберг раниий разве что исключение, он был под сильным влиянием романтиков). я бы еще дополнила свое личное впечатление, что понять нововенцев и тех кто был после можно так же в кругу сложных ассоциаций с другими видами искусства 20 века, в частности, с живописью. у меня эта "связь" налажена лучше чем музыка-музыка как в вашем случае. если мне доводится слушать веберна, то нитки тянутся в модерн 20 века в живописи или даже скульптуре.
"так и Веберн, по-видимому, создал в музыке нечто абсолютно беспрецедентное" когда такой человек как Вы такое пишет, я понимаю лихорадочно , что надо срочно, пока не забыла мысль, послушать Веберна.
"Завтра же ровно 45 лет со дня премьеры 15-й! Как сейчас помню этот удивительный вечер. Но и давно же это было... " - тут я сползаю под стол.... как же здорово быть сведетелем, очевидцем такого. ============================== почитала ваши записи по ссылкам и вспомнила, что тоже читала сравнение Веберна с Моцартом, точно читала, но на немецком, где-то у себя в книгах (разумеется никогда не вспомню где). именно в таком же контексте, где "сложность" музыки Веберна сравнивается со "сложностью" моцарта.
Да, связи музыки с другими видами искусства меня очень интересуют. Я думаю, что как раз Моцарта можно лучше понять через такие связи (как это делает Чичерин в своей книге, и этот подход и научил меня слушать Моцарта). Веберна надо слушать, хоть это и трудная музыка. Я сам только недавно стал как-то пробиваться к ее пониманию. А премьера 15-й да, Событие. Только раз в жизни бывает такое. Спасибо Вам за такой комментарий!
кстати, Шостаковича все еще не могу слушать зимой. правда тяжело и депрессивно. почти все. хотя я знаю, что не все его крупные произведения мрачны так же как 15-ая. но тем не менее, у меня шостакович вообще с февралем ассоциируется исключительно. если не "смерть" писал, то totentanz, "пляски на костях".
да, и еще одно соображение по Веберну. это уже скорее из разряда "лишних" или "фальшивых" ассоциаций, необязательных. когда я слушаю его музыку, непремнно слушаю, никак иначе, то я всегда вспоминаю, и кажыдй раз это внезапно, что он был фон Веберн, что он был из благородных и голубых кровей, единственный из коллег по музыкальному стилю. мне всегда кажется, что это отличает и его музыку, изящество и изощренная сложность в простоте, как и надо для усложнения.
после обозначенного квартета я пошла по легкому пути и послушала вашу аасоциациию - квартет (один из оп 33) Гайдна. И квартет Гайдна мне тоже показался сразу несколько мрачноватым.
"понять Веберна можно только в кругу сложных ассоциаций с музыкой 20 века, даже не пытаясь как-то "объяснить" художественный образ."
мне кажется, это относиться ко всей музыке 2-ой венской школы (шенберг раниий разве что исключение, он был под сильным влиянием романтиков).
я бы еще дополнила свое личное впечатление, что понять нововенцев и тех кто был после можно так же в кругу сложных ассоциаций с другими видами искусства 20 века, в частности, с живописью.
у меня эта "связь" налажена лучше чем музыка-музыка как в вашем случае. если мне доводится слушать веберна, то нитки тянутся в модерн 20 века в живописи или даже скульптуре.
"так и Веберн, по-видимому, создал в музыке нечто абсолютно беспрецедентное"
когда такой человек как Вы такое пишет, я понимаю лихорадочно , что надо срочно, пока не забыла мысль, послушать Веберна.
"Завтра же ровно 45 лет со дня премьеры 15-й! Как сейчас помню этот удивительный вечер. Но и давно же это было... " - тут я сползаю под стол.... как же здорово быть сведетелем, очевидцем такого.
==============================
почитала ваши записи по ссылкам и вспомнила, что тоже читала сравнение Веберна с Моцартом, точно читала, но на немецком, где-то у себя в книгах (разумеется никогда не вспомню где). именно в таком же контексте, где "сложность" музыки Веберна сравнивается со "сложностью" моцарта.
Reply
Веберна надо слушать, хоть это и трудная музыка. Я сам только недавно стал как-то пробиваться к ее пониманию.
А премьера 15-й да, Событие. Только раз в жизни бывает такое.
Спасибо Вам за такой комментарий!
Reply
Reply
после обозначенного квартета я пошла по легкому пути и послушала вашу аасоциациию - квартет (один из оп 33) Гайдна. И квартет Гайдна мне тоже показался сразу несколько мрачноватым.
Reply
Reply
вернусь к Гайдну попозже еще.
Reply
Reply
Leave a comment