Ассоциативный беспредел

Feb 07, 2017 20:51

Когда я был активным членом форума "Классика" (лет 10 назад), один коллега дал некоторым моим записям такую характеристику: ассоциативный беспредел. Отчасти в упрек, отчасти в похвалу.
Ну что же: искусство, а музыка особенно, сильно развивает ассоциативные связи в мозгу (что не вредно и в занятиях наукой).
Да, я люблю всякие "далековатые сближения" (по выражению еще одного моего форумного друга).
Почему-то вчера я вспомнил об одной странной ассоциации - между Квартетом op. 28 Веберна и 13 квартетом Шостаковича, которая пришла мне неожиданно в голову примерно год назад. Переслушав веберновский квартет, написал заметку на блогспоте.
Всё это, конечно, крайне субъективно, но я осознал, кроме всего прочего, что понять Веберна можно только в кругу сложных ассоциаций с музыкой 20 века, даже не пытаясь как-то "объяснить" художественный образ. Например, однажды после очередного прослушивания Струнного трио op. 20 я протянул нитку к Лютославскому. Так, устанавливая связи чисто музыкального порядка, мне легче осмыслить этого чрезвычайно загадочного композитора. Еще раз убедился в правоте слов Берга о нем и брошенном им же замечании о непопулярности Моцарта.
Время у Веберна так сжато, что восьминутное сочинение кажется весьма длинным. Кстати, музыковеды отмечали нечто подобное и в 13 квартете Шостаковича. Как Джойс в "Улиссе" сделал в художественной литературе то, чего до него абсолютно не было ни у кого (это сказал не я, а С.С. Хоружий), а потом это расхватали разные "не чуждые авторства", полагая совсем нехитрым делом написать нечто в духе монолога Молли Блум ( сам я познакомился с такой техникой, читая в 22 года роман Н. Саррот "Золотые плоды", и тогда у меня ни о каком "Улиссе" даже речи не было), так и Веберн, по-видимому, создал в музыке нечто абсолютно беспрецедентное.
***
Сегодня дерево ассоциаций продолжало ветвиться. Упоминание, только упоминание без прослушивания, 13 квартета Шостаковича вернуло меня к 15-й симфонии, которую я долго не слушал, но вот она властно потребовала слушания. Поставил запись М. Шостаковича на виниле, первую запись симфонии. Я о ней писал (еще и здесь). Исполнение очень хорошее, лучше многих других.
Может показаться странным, что 13 квартет отослал меня к 15 симфонии: ведь она начинает нечто новое в музыке Шостаковича. Тем не менее, монолог виолончели в начале 2-й части заставляет вспомнить 14-ю симфонию ("Три лилии"), а в конце у контрабаса проходит почти цитата из "Трех лилий". Но ведь 13 квартет рассматривается как камерный "двойник" 14-й симфонии.
А третья часть... Да, это клезмеры.
***
Завтра же ровно 45 лет со дня премьеры 15-й! Как сейчас помню этот удивительный вечер. Но и давно же это было...

в других сетях, Шенберг, Гайдн_квартеты, Берг, ДДШ_15-я, литература, blogspot, 20 век, Шостакович_квартеты, форум, Шостакович_симфонии, Н. Саррот, Гайдн, Лютославский, Джойс, Чичерин, Моцарт, Шостакович, Веберн

Previous post Next post
Up