Слушал сперва моцартовскую Мессу C-dur KV262 (Х. Кегель, в сборнике Филипса), а она потащила за собой “Тита”. Но не всю оперу я прослушал, а только начиная со второй арии Секста (№19) и до конца (в записи И. Кертеса 1967 г.).
Возникло удивительное ощущение однородности этих двух сочинений (несмотря на то, что они разделены почти всей жизнью автора): месса как опера и опера как месса, во второй, прежде всего, несравненный заключительный хор, хор олимпийских богов, “неземное до”, как написано у Бродского.
Слушал и так живо вдруг вспомнилась Италия, Венеция почему-то больше всего. Но ведь Моцарт пронизан “адриатическим духом” (как бы он ни честил итальянцев) - в существенном отличии от Гайдна и Бетховена.