Жозеф де Местр. Графу А. К. Разумовскому. Июнь 1810

Aug 30, 2019 22:11

ГРАФУ А. К. РАЗУМОВСКОМУ

(ИЮНЬ 1810 г.)

Г-н Граф,

Имею честь, согласно изъявленному вами желанию, предста­вить некоторые мысли, касающиеся общественного образования в отечестве вашем.

Относительно сего важного предмета весьма распространен тот же софизм, каковой употребляется в отношении учреждений политических: на человека смотрят как на некое отвлеченное су­щество, неизменное во все времена и во всех странах, и для оного начертываются столь же отвлеченные проекты. Однако опыт са­мым очевидным образом доказывает, что каждая нация имеет то правительство, которого она достойна, и потому всякий план пра­вительственного устройства, ежели не находится он в полном со­гласии с национальным характером, есть лишь пагубное меч­тание.

То же самое относится и к образованию (я имею в виду об­разование общественное); прежде чем приступать к плану оного, надобно изучить обычаи, склонности и зрелость нации. К приме­ру, кто сказал, что русские созданы для наук? Пока еще ничто сие не подтверждает, но если даже окажется справедливым обрат­ное, нация ни в коей мере не должна чувствовать себя униженной. Римляне ничего не смыслили в искусствах, у них не было ни од­ного живописца, ни одного скульптора, а тем паче математика. Цицерон1 называл Архимеда2 незначительным человеком, он сказал об изваянной Мироном3 козе, которая была похищена Вером 4: «Работа столь хороша, что она пленила даже нас, ниче­го не понимающих в этих делах».

Все знают наизусть знаменитые стихи Вергилия: «Пусть дру­гие заставляют говорить мрамор и медь, пусть блистают они крас­норечием и читают судьбу по звездам. Но твоя судьба, о римля­нин, повелевать народами».

И при всем том я полагаю, что римляне недурно показали себя всему свету, и всякая нация была бы не прочь оказаться на их месте.

Или я бесконечно ошибаюсь, или в России придают несораз­мерно большую цену науке. В знаменитом своем сочинении Руссо утверждал, что она принесла много зла. Не принимая его пара­доксов, не следует, однако, полагать, будто он во всем заблуждал­ся. Наука делает человека легкомысленным, не способным к де­лам и великим предприятиям, спорщиком, упрямцем, презираю­щим Чужие мнения, хулителем правительства и национальных устоев, падким до всяких новшеств и т. д. и т. д. Именно поэто­му Бэкон 5, чей гений своей глубиной превосходил Руссо 6, сказал, что религия есть тот бальзам, который сохраняет от порчи, при­носимой науками. Мораль препятствует опасному и даже очень опасному их действию, когда предоставлены они сами себе.

Именно в этом заключалось жестокое заблуждение прошлого века. Возомнили, будто образование научное есть уже целостное образование, в то время как оно лишь часть, к тому же несрав­ненно меньшая и имеющая цену лишь в той степени, насколько основывается на воспитании нравственном. Но все умы обороти­лись к науке, а мораль стала каким-то пустопорожним приложе­нием. Система сия, принятая для изничтожения иезуитов, породи­ла менее чем за тридцать лет ужасное поколение, которое низ­вергло алтари и умертвило короля Франции.
БоЛее того, г-н Граф, вы можете видеть, что все народы мира, побуждаемые единым и безошибочным инстинктом, всегда дове­ряли юношество священникам, и сие принадлежит не только ко временам христианским.

Все народы мыслили одинаково. В глубокой древности не­которые из них сделали и саму науку исключительно принад- лежностию священства. Всеобщее сие согласие заслуживает при­стального внимания, ибо никому еще не дано было безнаказанно поступать вопреки здравому смыслу всего мира.

Я знаю, что Его Императорское Величество лишен сего вели­кого преимущества, поелику в России священство, к несчастью, отделено от общества и лишено всех гражданских обязанностей; но не задерживаясь пока на этом, я лишь повторю еще раз, что в вашей стране много ошибаются касательно пользы науки и тех средств, кои потребны для вкоренения оных.

Полагают, будто достаточно основать заведение и нанять про­фессоров и все готово. Нет, напротив того, на самом деле этим не сделано еще ничего, ежели к сему не приуготовлено само мо­лодое поколение. В таковом случае государство будет нести бре­мя огромных расходов, а школы останутся пустыми.

Мы уже видим сие в гимназиях, которые вскорости начнут за­крываться из-за отсутствия учеников. Еще более разительный при­мер являет собой школа юриспруденции, открытая с такой пом­пой и с такими великими претензиями. Император давал 300 руб­лей, квартиру, содержание и чин всякому молодому человеку, вступающему в сие заведение; однако и при таких выгодах после нескольких жалких сцен, коих свидетелями были иностранцы, никто не явился, и школу пришлось закрыть.

А во времена, именуемые нами варварскими, Парижский Уни­верситет насчитывал 4.000 студентов, являвшихся из всех частей Европы учиться на свои деньги.

Вообразите себе такое правительство, которое разоряет казну постройкою великолепных гостиниц в местности, где никто не пу­тешествует; это и будет верный образ того, кто тратится на уче­ные заведения прежде, чем гений нации оборотится к науке.

Я уже имел честь, г-н Граф, изустно излагать вам немаловаж­ное соображение, каковое полагаю необходимым повторить и в на­стоящем письме, а именно: все самые ученые академии Европы, такие, как Парижская, Королевское Общество в Лондоне, флорен­тийская Академия del Cimento [58] и пр., все они начинались со свободных собраний нескольких частных лиц, побуждаемых лю­бовью к наукам. По прошествии некоторого времени монарх, про­слышавший об уважении к ним со стороны общества, удостаивал их патентами, удостоверяющими государственное признание. Вот каким образом создавались академии. Везде утверждались они благодаря наличию ученых и никогда лишь в надежде породить таковых. Тратить огромные деньги на сооружение клетки для фе­никса, не ведая еще, прилетит ли он, - это не что иное, как вели­кий обман. <. .)

К несчастию, у славной вашей нации ложное превознесение науки соединено с желанием скоропостижно овладеть ею, а так­же с самоуничижением из-за отставания от всех прочих народов. Никогда еще не бывало более превратного и более опасного пред­рассудка. Русские могут быть первой нацией в свете, даже не им§я никакого таланта к наукам естественным, ибо первая нация есть, несомненно, та, которая счастливее всех в своем отечестве и страшнее для всех других народов. А все остальное, по сути де­ла, есть лишь одна внешность.

Неизвестно, созданы ли русские для науки. Было бы в равной степени ошибочно отвечать на сей вопрос да или нет. А пока, в ожидании приговора времени, по какому злосчастному наитию торопятся русские преодолеть положенные самой природой рас­стояния и чувствуют себя униженными только из-за того, что при­нуждены подчиняться одному из главнейших ее законов? Сие по­ходит на то, как если бы юноша страстно желал быть старцем. Все нации Европы три или четыре столетия едва лепетали, преж­де чем научились говорить, так почему же русские претендуют на совсем иное? Здесь, г-н Граф, представляется одно чрезвычайно важное соображение, на коем я почитаю долгом своим остановить ваш взгляд, поелику оно имеет особливое касательство к вашей нации.

То нравственное возрастание, которое постепенно ведет наро­ды от варварства к цивилизации, было остановлено у вас и, так сказать, перерезано двумя великими событиями: расколом деся­того века и нашествием татар.
Вследствие сего возникла надобность наверстать упущенное время, но я беру на себя смелость полагать, что Петр I замед­лил, а отнюдь не ускорил дело, воображая, будто наука подобна такому растению, которое можно выращивать искусственно, как персики в теплице. Но сие просто невозможно; впрочем, повторяю еще раз, русским нечего печалиться по сему поводу! Поляки так­же принадлежат к славянской семье„и восходят к тому же перво- истоку, а ведь именно они еще три столетия назад породили одно из величайших украшений рода человеческого - славного Копер­ника 7 Полагаю, в водах Двины нет никакого колдовства, кото­рое препятствовало бы перехождению через нее наук. Но все сво­дится, как я уже сказал, тому, чтобы наверстать упущенное время.

Ежели стал бы я распространяться далее, пришлось бы тогда углубиться в метафизику; ограничусь, однако, лишь вещественны­ми рассуждениями.

Или русские не предназначены к наукам вообще, или лишь к некоторым из них; в таковом случае никогда они не достигнут в этом успехов, уподобившись римлянам, которые, покорив гре­ков, живя с ними бок о бок, в совершенстве владея их языком и читая^лишь греческие книги, тем не менее не породили среди себя ни физиков, ни географов, ни астрономов, ни математиков, ни да­же врачей (исключая Цельса8).

Или же русские все-таки созданы для наук и будут обладать оными, как и все прочие народы, сим прославившиеся, особливо итальянцы пятнадцатого века.

От вспыхнувшей в благоприятную минуту искры возгорится пламя познания. И тогда все умы оборотятся в сию сторону. Уче­ные общества возникнут сами собой, а правительству останется лишь дать им форму и узаконения.

Но до тех пор, пока не явится очевидное для всех внутреннее созревание, любое усилие натурализовать науку в России будет не только бесполезно, но и опасно для государства, ибо усилие сие послужит лишь к затемнению национального здравого смыс­ла, каковой во всех странах является всеобщим охранителем; Россия наполнится тогда бесчисленным множеством полузнаек, в сто раз худших самого невежества, ложных и горделивых умов, презирающих свою страну, вечных хулителей правительства, идо­лопоклонников всего модного и чужеземного, всегда готовых низ­вергнуть все сущее.

Другое ужасное неудобство, порожденное сей ученой манией, заключается в том, что правительство, не имея у себя профессо­ров, принуждено будет обращаться в чужие края; а поелику лю­ди истинно просвещенные и нравственные не стремятся уезжать из своей страны, где их ценят, то сюда, к северному полюсу, яв­ляются часто не просто посредственности, но развращенные и да­же бесчестные, дабы продать свою ложную науку за деньги. Осо­бенно сегодня на Россию набегает сия пена, которую политиче­ские бури гонят из других стран. Сии перебежчики приносят с со­бою лишь наглость и пороки. Без любви и уважения к стране, без родственных, гражданских или религиозных связей, они только смеются над слепцами - русскими, которые доверяют им самое для себя дорогое. Они торопятся накопить достаточно денег, что­бы обеспечить себе в другом месте независимое существование; постаравшись возвыситься в мнении общества таковыми делами, которые для истинных знатоков суть лишь свидетельство невеже­ства, они отбывают восвояси, дабы и там смеяться над Россией в злонамеренных своих книгах, которые покупает у них опять-таки сама Россия.

Подобное состояние дел тем хуже, что вследствие прискорб­ного предрассудка у русских принято смотреть на мораль как на предмет совершенно отдельный и независимый от образования, так что ежели сюда приезжает, например, профессор физики или гре­ческого языка, который в других странах признан за человека раз­вращенного и даже атеиста, часто можно слышать по сему пово­ду: «А что от того для физики или греческого языка?» Так при­нимают в сей стране европейских мусорщиков, и несчастная Рос­сия платит большие деньги армии чужеземцев, стремящихся раз­вратить ее.

Ежели позволительно, г-н Граф, присовокупить к сим сущест­венным соображениям еще и другие, я обратил бы ваше внима­ние на то, что наука по самой своей природе во все времена и при любом образе правления создана не для всех людей и даже не для всех людей выдающихся. Военным, к примеру (а это три четверти дворянства), наука и не нужна, и не сродственна. Толь- ко^ артиллерия, инженеры и флот требуют знания математики, да и то чисто практического, не отягощенного излишней глубиной. Для сих родов войска повсюду есть особые школы, но для ар­мии наука не нужна и может оказаться даже помехою. Она де­лает военного домоседом, не радеющим о службе, и почти всегда лишает его той горячности и хватки, которые рождают великие победы. К тому же большинство никогда не склонно к прилежа­нию, особливо в высших сословиях.
Военная жизнь, если не считать редких исключений, есть жизнь рассеянная: вычтите из офицерского дня часы, посвящен­ные светским обязанностям, удовольствиям и военным учениям, что остается для науки?

Кроме сего, у России в отношении наук есть еще один особ­ливый недостаток. Во всех европейских нациях церковь пользу­ется классическим языком, так что Цицерона и Вергилия как бы изучают в самом храме. Священство, к счастию, остается там ни выше последнего человека, ни ниже первого; оно замешано во множестве дел, и одни только прения с врагами религии требуют от него самых разнообразных и глубоких познаний.

Служба гражданская составляет еще один неисчерпаемый ис­точник людей науки. Литература и эрудиция суть почти безраз­дельный удел сего трудолюбивого сословия, которое нередко нахо­дит себе отдохновение в точных науках.

Россия лишена сего преимущества; язык ее религии прекра­сен, но бесплоден и не создал ни единой хорошей книги. Ее ду­ховенство ■- это племя левитов 9, полностью отделенное от прочих сословий и как бы составляющее особый народ. Их знания не служат общему благу. Голос священника слышен лишь у алтаря, а назначенные ему обязанности ниже талантов всякого выходяще­го из ряда человека.

Чиновничество, со своей стороны, не нуждается ни в каких научных сведениях; даже человек, проведший большую часть своей жизни в лагерях и гарнизонах, может с почетом завершить свое поприще в кресле судьи. Наука в России сейчас ни для чего не потребна и никак не служит для достижения государственных отличий. Надобно понимать природу человека и прежде сделать науку желаемой, а потом уже преподносить ее тем, кто стремится к ней; государство не должно и не может делать это в отноше­нии тех, коим она не нужна. Напрасно правительство будет по­лагать тот или иной род знаний обязательным условием для полу­чения каких-либо отличий; пока необходимость не в самой сути предмета, над таким законом будут лишь смеяться, и через весь­ма недолгое время ученые чины станут лишь пустым именем с известною для всех ценою.

Но#верх несчастия в том, что тогда всякий возомнит себя че­ловеком ученым. Все сделаются упрямы, беспокойны, недовольны и непослушливы. Таким образом, правительство своими усилия­ми и огромными расходами создаст для себя лишь дурных под­данных.

Из всего изложенного следует, что вместо расширения круга познаний в России его надобно, напротив, суживать ради блага самой науки. Сие, конечно, прямо противуположно тому энцикло­педическому бешенству, которое есть одна из болезней сего вре­мени. Впрочем, важность настоящего предмета требует для него отдельного письма.

Я есмь и пр.

Граф Жозеф де Местр.

Разумовский Алексей Кириллович (1748-1822)-граф. Государственный деятель. Слушал лекции в Страсбургском университете. Служил при дворе. Се­натор (1786). Попечитель Московского учебного округа (1807), министр народ­ного просвещения (1810-1816).

1 Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) -римский политический деятель, оратор и писатель.

2 Архимед-(ок. 287 - ок. 212 до н. э.)-греческий математик, физик и изобретатель.

3 Мирон (конец VI-нач. V в. до н. э.)-греческий скульптор.

4 Луций Элий Цезоний Коммод Вер (131-168)-римский император (со 161).

5 Бэкон, Френсис (1561-1626)-английский философ и государственный деятель. Ж. де Местр посвятил ему трактат «Examen de la philosophie de Ba­con» (Paris, 1835; «Исследование философии Бэкона»), «<...> он обвинил (Бэ­кона- Д. С.) в разрушении порядка постановкою на первый план естественных наук, которым по праву принадлежит лишь последнее место. Критика филосо­фии Бакона, несмотря на сухость предмета* одно из самых страстных произве­дений Мэстра. Успех философии Бакона и ее всестороннее влияние есть, по мнению Мэстра, настоящая причина всех аномалий в новой европейской исто­рии» (Соловьев Вл. Жозеф де Мэстр // Энциклопедический словарь Брокгауз- Ефрон. СПб., 1897. Т. XX. С. 350).

6 Руссо (Жан Жак (1712-1778) - французский философ-просветитель, пи­сатель, композитор.

7 Коперник, Николай (1473-1543)-польский ученый-астроном. Создатель гелиоцентрической теории мира.

8 Авл Корнелий Цельс (ок. 25 до н. э. - ок. 50 н. э.) - римский ученый- энциклопедист.

9 Племя левитов - низшая степень священнослужителей у древних евреев.

#верх

Previous post Next post
Up