Жозеф де Местр. Петербургские письма. Цитаты.

Aug 30, 2019 22:07

Многие пытались изобрести легкие методы, но все они суть чистые заблуждения. Нет легких способов для изучения трудных предметов. Единственная метода состоит в том, чтобы запереть дверь, сказаться ушедшим из дома и работать.

Надобно понимать природу человека и прежде сделать науку желаемой, а потом уже преподносить ее тем, кто стремится к ней; государство не должно и не может делать это в отноше­нии тех, коим она не нужна. Напрасно правительство будет по­лагать тот или иной род знаний обязательным условием для полу­чения каких-либо отличий; пока необходимость не в самой сути предмета, над таким законом будут лишь смеяться, и через весь­ма недолгое время ученые чины станут лишь пустым именем с известною для всех ценою.

Но до тех пор, пока не явится очевидное для всех внутреннее созревание, любое усилие натурализовать науку в России будет не только бесполезно, но и опасно для государства, ибо усилие сие послужит лишь к затемнению национального здравого смыс­ла, каковой во всех странах является всеобщим охранителем; Россия наполнится тогда бесчисленным множеством полузнаек, в сто раз худших самого невежества, ложных и горделивых умов, презирающих свою страну, вечных хулителей правительства, идо­лопоклонников всего модного и чужеземного, всегда готовых низ­вергнуть все сущее.

Полагают, будто достаточно основать заведение и нанять про­фессоров и все готово. Нет, напротив того, на самом деле этим не сделано еще ничего, ежели к сему не приуготовлено само мо­лодое поколение. В таковом случае государство будет нести бре­мя огромных расходов, а школы останутся пустыми.

Мы уже видим сие в гимназиях, которые вскорости начнут за­крываться из-за отсутствия учеников. Еще более разительный при­мер являет собой школа юриспруденции, открытая с такой пом­пой и с такими великими претензиями. Император давал 300 руб­лей, квартиру, содержание и чин всякому молодому человеку, вступающему в сие заведение; однако и при таких выгодах после нескольких жалких сцен, коих свидетелями были иностранцы, никто не явился, и школу пришлось закрыть.

А во времена, именуемые нами варварскими, Парижский Уни­верситет насчитывал 4.000 студентов, являвшихся из всех частей Европы учиться на свои деньги.

Вообразите себе такое правительство, которое разоряет казну постройкою великолепных гостиниц в местности, где никто не пу­тешествует; это и будет верный образ того, кто тратится на уче­ные заведения прежде, чем гений нации оборотится к науке.

Я уже имел честь, г-н Граф, изустно излагать вам немаловаж­ное соображение, каковое полагаю необходимым повторить и в на­стоящем письме, а именно: все самые ученые академии Европы, такие, как Парижская, Королевское Общество в Лондоне, флорен­тийская Академия del Cimento [58] и пр., все они начинались со свободных собраний нескольких частных лиц, побуждаемых лю­бовью к наукам. По прошествии некоторого времени монарх, про­слышавший об уважении к ним со стороны общества, удостаивал их патентами, удостоверяющими государственное признание. Вот каким образом создавались академии. Везде утверждались они благодаря наличию ученых и никогда лишь в надежде породить таковых. Тратить огромные деньги на сооружение клетки для фе­никса, не ведая еще, прилетит ли он, - это не что иное, как вели­кий обман. <. .)

К несчастию, у славной вашей нации ложное превознесение науки соединено с желанием скоропостижно овладеть ею, а так­же с самоуничижением из-за отставания от всех прочих народов. Никогда еще не бывало более превратного и более опасного пред­рассудка. Русские могут быть первой нацией в свете, даже не им§я никакого таланта к наукам естественным, ибо первая нация есть, несомненно, та, которая счастливее всех в своем отечестве и страшнее для всех других народов. А все остальное, по сути де­ла, есть лишь одна внешность.

ох-ох-ох
Previous post Next post
Up