Среднее образование в первой половине 19 века.

May 19, 2020 21:09

Сейчас занимаюсь чтением книг по истории русского среднего образования в первой половине 19 века и у меня в голове сложился один интересный пазл.

Оказывается, что система оценки в то время была шести бальная по факту, хотя формально пяти бальная, как и сейчас. То есть. Единицу надо было заработать, за полное незнание урока ставили ноль. Очень справедливо. Дальше больше. Двойка была проходным баллом в следующий класс по некоторым предметам. А тройка считалась положительной оценкой. Сравнить с современно фактически четырёх бальной системой, когда есть - "3" плохо, "4" хорошо, "5" отлично и "2" никак, ноль. То есть нижние три оценки были полновесные, а не пустышки как сейчас, что добавляло, естественно, вес и верхним двум оценкам.

С другой стороны, по окончании гимназии ученики получали вполне весомые плюхи. Начиная от гарантированного чина и трудоустройства в органах государственной власти, до, в случае окончания полного классического курса с греческим языком на золотую медаль, бесплатного обучения в университете с начислением стипендии, окончание которого автоматически давало ещё большие возможности и блага.

То есть что получается? Получается, что гимназисты знали за что страдали и пыхтели и были биты. Процесс обучения был предельно конкретен, за определённые усилия давались определённые полновесные оценки, а в конце был определённый реальный приз. То есть гимназисты безсмысленными терпилами и дурачками, как советские и во многом современные хорошисты и отличники, не были. Вот эта вот, хорошо знакомая нам разводка, мол, вы, дети, учитесь, потому что вы, таким образом, станете умными и от этого вам будет хорошо, может быть - она не про них. Они точно знали за что страдали.

Это что-то настоящее и очень живое. Похоже на компьютерную игру, когда за конкретные достижения идёт конкретная награда. Чёткая обратная связь между действием и результатом.


Previous post
Up