Я делю наш любимый жанр на некие хронологические этапы, но не считаю что с завершением этапа литература из него прям сразу теряет актуальность. Так что хронологически может уже и уступила (не возьмусь судить навскидку), но в плане смыслов и значимости - точно нет
( ... )
Так как я всегда читал социально-психологическую прозу 19-20 веков, для меня стало несколько неожиданным открытием числа читателей разной фантастики и фэнтези: я думал, что после 15 лет такое не читается)).
Меня еще в 15 лет озадачивала такая точка зрения. Фантастика - это просто литература, и ее качество зависит от автора. Ну и от подготовленности читателя. Это, скажем, любовные романы или дамские детективы все на одно лицо и один потребительский сегмент - а фантастика это почти столь же емкий термин, как и термин "литература" в целом. Конечно, есть довольно заметный сегмент, рассчитанный чисто на тинэйджеров, но с другой стороны сейчас многие и к сорока сохраняют инфантильность. Ну и опять же, где-то после 75 это снова будет актуально.
А есть такая фантастика, которую в книжных смело ставят на полку "проза", потому что она уже не вписывается вообще ни во что, и ставить ее рядом с книгами про попаданцев и "обыкновенных (подставить-страну) школьников" просто не поднимается рука. Собственно, только такое и надо читать, наверное.
Конечно, это литература, но мои ощущения уровня кончаются на Уэллсе, ибо Ефремов и Стругацкие довольно невысокого уровня, по-моему, а Лем и Азимов занятны, но Уэллсу, по-моему, уступают.
А Стивен Кинг не фантаст, собственно, а литература ужасов - и хоть добротно сделанная, но бессодержательная, по-моему.
Глядя на экранизации Хайнлайна, Кларка, Шекли у меня возникают сомнения, стоит ли это все читать.
Фильмы по Филипу Дику выглядят внушительней, но так ли при чтении?
Некогда мне хвалили Муркока, но это вроде фэнтези с постмодернистским уклоном, равно как и Пратчетт.
Ну, как я вижу основная проблема в том, что книгу нужно не только написать, но и продать. До определенного времени убеждение что "фантастика - это для детей" сильно ограничивало целевой сегмент. Но где-то с середины прошлого века любители фантастики начали держаться жанра до среднего возраста, у них появились свои дети, воспитанные уже вне предрассудка - и сформировался платежеспособный спрос на взрослую фантастическую литературу. И этот растущий спрос за полвека позволил появиться, закрепиться и зарабатывать на жизнь огромному количеству совершенно иного уровня авторов. Они были и раньше - тот же Воннегут, например. Но теперь это прям аж целая субкультура
( ... )
Тут вопрос с литературой вообще: не вытесняется ли она другими средствами коммуникации? Тем самым смогут ли авторы развиваться, когда лучшие силы уйдут в музыку, кино и компьютерные игры?
Ну, я не верю в "одно сплошное телевидение". По факту что-то вроде появляется в плане интересных книжных новинок от профессиональных авторов, и куда больше от хороших любителей (в данном случае это значит что человеку есть на что жить помимо гонораров) типа того же Уоттса. Когда-то мы дойдем до того, что можно будет выпускать действительно качественное (по той же графике - артхауз-то конечно есть, но там визуальные компоненты сдают) нишевое фантастическое кино, но пока на него спрос невелик - так что киносценарии конкретно упрощают в угоду массовым вкусам - набивший оскомину пример это "Я - легенда", где нетривиальный сюжет одним "элегантным движением руки" превратили в очередной зомби-апокалипсис
( ... )
Нет, книги останутся, но их роль будет неуклонно падать.
Лучшие и талантливейшие люди не будут идти в литературу, кроме того, внимание к написанному слову будет снижаться, ибо все меньше люди будут писать, а чаще хотя бы надиктовывать сообщения.
А это приведет к снижению качества письма.
То есть литература 19 века была вершиной мирового письма: большое число грамотных людей, высокий престиж писательства, отсутствие иных форм искусства, доступного широким массам (театры лишь в больших городах, самих городов немного, вместимость невысокая, и строго говоря - пьесы тоже писательство, только оперы и оперетты нет).
// "Я - легенда", где нетривиальный сюжет одним "элегантным движением руки" превратили в очередной зомби-апокалипсис//
Я начал было смотреть, а как появились зомби, бросил))).
А "Особое мнение" и "Бегущий по лезвию"? Меня впечатлило, как отчасти и "Джонни-мнемоник".
Ну не соглашусь. Это все равно что сказать что сейчас должно быть меньше художников - потому что зачем учиться рисовать, когда можно засесть с пивом за сериальчик. И даже нельзя сказать что это абсурдное рассуждение
( ... )
Нет, массово писать будут чуть не все. Столь высоких достижений не будет. Как и у художников давненько не наблюдается рембрандтов с рубенсами)). Все больше "дерьмо художника" Павленского.
//тогда тоже была прорва косноязычных графоманов//
Не было, ибо всеобщая грамотность в ведущих странах сложилась лишь к концу 19 века.
//В книге "Я - легенда" по сути деконструируют идею зомби//
Интересно.
//фильм сделали мейнстримным боевиком с саспенсом//
Предсказуемо)).
//фильм тоже просто боевик//
Несомненно. Но сквозь примитивность изобразительного ряда просвечивает незаурядная литературная основа. И Вы подтверждаете ("ушат воды").
Мне кажется, слишком смело предполагать, что в прошлом вообще не было графоманов. Но доказать это не представляется возможным.
Гибсон необычный автор. Он очень хорош как писатель, просто что-то невероятное - но парадоксально мало понимает в том, о чем пишет, эксплуатирует просто чудовищно наивные штампы и все такое. Так что в принципе он хорошо ложится на массовую культуру.
Есть другой автор - Стерлинг. Он как раз рубит фишку, но в плане поэтики заметно слабее. И вот как-то они написали вместе совершенно невероятную "Difference engine". И как-то так вышло, что после этого и Стерлинг стал более живо писать, и Гибсон чего-то поднахватался в технологиях.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
А есть такая фантастика, которую в книжных смело ставят на полку "проза", потому что она уже не вписывается вообще ни во что, и ставить ее рядом с книгами про попаданцев и "обыкновенных (подставить-страну) школьников" просто не поднимается рука. Собственно, только такое и надо читать, наверное.
Reply
А Стивен Кинг не фантаст, собственно, а литература ужасов - и хоть добротно сделанная, но бессодержательная, по-моему.
Глядя на экранизации Хайнлайна, Кларка, Шекли у меня возникают сомнения, стоит ли это все читать.
Фильмы по Филипу Дику выглядят внушительней, но так ли при чтении?
Некогда мне хвалили Муркока, но это вроде фэнтези с постмодернистским уклоном, равно как и Пратчетт.
Reply
Reply
Тем самым смогут ли авторы развиваться, когда лучшие силы уйдут в музыку, кино и компьютерные игры?
Reply
Reply
Лучшие и талантливейшие люди не будут идти в литературу, кроме того, внимание к написанному слову будет снижаться, ибо все меньше люди будут писать, а чаще хотя бы надиктовывать сообщения.
А это приведет к снижению качества письма.
То есть литература 19 века была вершиной мирового письма: большое число грамотных людей, высокий престиж писательства, отсутствие иных форм искусства, доступного широким массам (театры лишь в больших городах, самих городов немного, вместимость невысокая, и строго говоря - пьесы тоже писательство, только оперы и оперетты нет).
// "Я - легенда", где нетривиальный сюжет одним "элегантным движением руки" превратили в очередной зомби-апокалипсис//
Я начал было смотреть, а как появились зомби, бросил))).
А "Особое мнение" и "Бегущий по лезвию"? Меня впечатлило, как отчасти и "Джонни-мнемоник".
Reply
Reply
//тогда тоже была прорва косноязычных графоманов//
Не было, ибо всеобщая грамотность в ведущих странах сложилась лишь к концу 19 века.
//В книге "Я - легенда" по сути деконструируют идею зомби//
Интересно.
//фильм сделали мейнстримным боевиком с саспенсом//
Предсказуемо)).
//фильм тоже просто боевик//
Несомненно. Но сквозь примитивность изобразительного ряда просвечивает незаурядная литературная основа.
И Вы подтверждаете ("ушат воды").
//Вы смотрели "Детективное агентство Дирка Джентли"? //
Даже не слышал про такое.
Reply
Гибсон необычный автор. Он очень хорош как писатель, просто что-то невероятное - но парадоксально мало понимает в том, о чем пишет, эксплуатирует просто чудовищно наивные штампы и все такое. Так что в принципе он хорошо ложится на массовую культуру.
Есть другой автор - Стерлинг. Он как раз рубит фишку, но в плане поэтики заметно слабее. И вот как-то они написали вместе совершенно невероятную "Difference engine". И как-то так вышло, что после этого и Стерлинг стал более живо писать, и Гибсон чего-то поднахватался в технологиях.
Reply
Leave a comment