Эссе
В статье «Слово и дело» из №287 газеты «Суть Времени» проводится противопоставление двух типов развития и двух типов «нового человека». Человек Ренессанса - это Леонардо да Винчи, Микеланжело Буонаротти, Михайло Ломоносов - эти люди сочетали в себе творение не только в науке или искусстве, а всюду сразу: и в науке, и в искусстве, и в философии. Все они остались в истории как выдающиеся универсалы. Причём их разнообразные направления творчества подпитывали одно другое, расширяя пространства возможного. Человек Модерна тоже не лыком шит. Мы имеем в истории массу примеров глубоких и выдающихся специалистов. Инженеров, художников, писателей, учёных и композиторов. Все они специализировались на чём-то одном и в этом достигли выдающихся высот. Их творения сделали цивилизацию. Но инженер не пишет картины, а музыкант не ставит опытов на мышах. Все силы ради одного и только одного направления творчества. И достижения специалистов поражают мысль.
Широкий охват видов творчества с их единством или специализация на одном, но до предела глубокая. Таковы две альтернативы. Модерн, породив специфический тип людей, за счёт высочайшей их эффективности поднял технический в первую очередь уровень жизни общества на небывалую высоту. Специализация людей искусства родила шедевры, но обрекла их на отрыв от смысла под лозунгом «я так вижу». Диалога между 'технарями' и 'гуманитариями' не стало. «Физики» и «лирики» разбежались по углам ринга.
В настоящий момент разрыв между техническим могуществом и гуманизмом в любой отдельной голове достиг угрожающего характера. Прекрасно устроенные фабрики смерти Освенцим и Треблинка тому пример. Очень скоро мощь, могущая оказаться в руках одного индивидуума, способна станет убить человечество, и только от «тараканов в голове» этого существа будет зависеть - жить цивилизации или исчезнуть.
Модерн как таковой способа преодолеть разрыв не выработал. Поэтому естественной реакцией общества на угрозу стало свёртывание Модерна и технического прогресса, им порождённого. Сразу с двух направлений: конртмодерна, сходного со старым движением луддитов, и постмодерна, разрушающего саму способность к рациональному мышлению, подрывающего основу прогресса. И то, и другое тянет человечество вспять по стреле времени, во тьму предвечную, в сингулярность.
Единственным же решением разрыва, по нашим представлениям, является Супермодерн, с полным правом могущий называться Неоренессансом. Не отказываясь от технического прогресса и польз, им даруемых, развить до необходимого уровня гуманитарную составляющую общества и каждого индивидуума в нём. Простыми словами, мир не будет уничтожен не потому, что это станет невозможно, а потому, что такое кощунство никому не придёт в голову. Чтобы обладатель технической мощи одновременно осознавал полной мерой свою ответственность перед человечеством, которое он истово любит. И эта любовь превращает ответственность вместо невыносимого бремени в стимул к раскрепощению высших человеческих творческих способностей.
Мы, собравшиеся в «Сути Времени» технари, люди советского модерна, когда ещё только осваивали свои специальности и начала технических наук, не думали о сонме личных выгод и преференций. Мы думали в будущем применить свои способности в выбранной специальности. Мы знали, что технические специалисты очень нужны обществу, ибо нужен технический прогресс. Мы знали, что в ответ общество обеспечит нам нормальную достойную жизнь и простор для деятельности. «Гуманитарная» составляющая жизни общества нас интересовала мало. Слегка ознакомившись со скучными догмами истмата, мы их забыли назавтра после экзамена.
Очень скоро мы столкнулись с отчуждением нашего труда через чужое управление. Нами управляли лица, по преимуществу слабо компетентные в технических вопросах, но не желающие принимать возражения. Чуть позже те же лица сломали наше общество во имя банального материального обогащения. Нежелание и неумение вникать в «гуманитарные» вопросы обернулось нашим глобальным поражением.
В настоящий момент «Суть Времени» предпринимает беспрецендентные усилия по воссозданию процедур порождения/воспитания людей типа Ренессанса. Из того человеческого материала, который есть. Бывших технарей, специалистов в весьма узких областях деятельности. Комплексная программа развития человека пока ещё только создаётся. До-развитие человека Модерна до человека Неоренессанса, человека гармонического, тоже ещё не совершено. Отдельные успехи радуют, но особое наше внимание направлено на отдельные неудачи, ибо при переходе на массовое применение программ воспитания новых людей неудачи недопустимы.
Однобокость развития технарей состоит не в недостатке гуманитарного образования, хотя и он имеет место. Дефект скорее в недостатке гуманитарного воспитания. Технари легко перерождаются в технократов. Которые считают любую проблему исключительно технической задачей, духовно-психологическую сторону они просто «не видят». И напротив - «гуманитарии» совершенно не видят технических аспектов проблем, ресурсных ограничений и реальности. Впадают в идеализм и, так же как и технократы, беспощадны. Идеальные принципы им дороже людских судеб и жизней, ровно как и для технократов красоты технических решений затмевают неизбежные жертвы. Задача воспитания ответственного отношения к жизни и деятельности на основе имеющихся знаний - задача интересная, но в массовом масштабе не поставлена.
Политические силы, внутренние и внешние, по-прежнему опираются на представление о человеке, оставшемся от Модерна. Человеке-винтике, человеке-функции. Левые силы разных оттенков борются за возвращение к советскому Модерну, не задумываясь о невозможности войти в ту же реку. «Суть Времени» пролагает путь дальше, один только реванш левых сил и восстановление народовластия необходимы, но недостаточны. Мы настаиваем на массовости воспитания нового человека Неоренессанса, будущего жителя Супермодерна. Тогда индивидуальное могущество его будет уравновешиваться столь же великой ответственностью и любовью, сопровождаемыми максимальным знанием.
И до встречи в СССР!