Сезон 1995 это сезон, когда я снова вернулся в Формулу 1 и уже видимо навсегда. Ну я уже как-то пару сезонов назад, плакал розовыми соплями про то, что из-за разницы во времени и пускания гонок в записи, смотреть Ф1 не получалось, ибо родители, школа. А в 1994 у нас и вовсе некоторое время был ч/б телевизор, ибо цветной сгорел, а денег а новый не было. Но в 1995 уже новый большой, по тем временам, JVC украшал гостиную, а мне было 16 лет, взрослый как ни как. Поэтому, пускай гонка в понедельник в 12 часов ночи, ну главное не уснуть, а в школу во вторник можно придти и попозже. Так заново пришлось открывать мир скорости где из прежних стариков, на которых я смотрел в 1991, остался лишь Бергер да его напарник.
В 1995 Формулу 1 постигли очередные изменения, не столь кардинальные, как годом ранее, но все же. Теперь все направлено на безопасность. С целью снижения мощности двигателей рабочий объем снижен с 3500 до 3000. На самом деле производители движков не представят новую технику в связи с этим, а просто приглушат старые двигатели. Вернули антиблокировочною систему тормозов, но с условием, что она не будет электронной. Кокпит теперь увеличен и стало более крепким Минимальный вес болида теперь установлен на уровне 595 кило, в отличии от 515 в 1994, но теперь болид взвешивается вместе с пилотом. Уменьшили объем баков. За счет увеличения толщины нижней планки и поднятых поддонов, убрали эффект Вентури и сильно снизили граундэффект. Заднее антикрыло, кожух двигателя и морду болида опустили, что бы снизить прижимную силу.
Макс Мосли Нашей целью было прежде всего снизить скорость прохождения поворотов. Это косвенно облегчает управление болидом. С этим согласны все пилоты. Если бы у меня была полная свобода, я бы вообще убрал переднее антикрыло, что побудило бы инженеров сильно уменьшить заднее антикрыло. Прижимная сила определяет сцепление болида Формулы-1, а значит, его характеристики на поворотах и, следовательно, его тормозные способности… Нам придется подумать об этом…
Для производителей ярких подростковых свитеров, год 95 решающий, нужно доказать, что успех был не случайным. В 1994 команда выиграла больше гонок чем за все предыдущие годы вместе взятые. Но интересное жонглирование правилами несколько охладило отношение к ней публики и спонсоров. Задача на 1995 не только сохранить титул Шумахера но и взять кубок конструкторов.
шасси Benetton B195 двигатель Renault RS7 3.0 V10
шины Goodyear топливо Elf
конструкторы Ross Brawn, Rory Byrne, Nicolas Tombazis
Главная новинка у Бенеттона это конечно же двигатель Рено, такой же как у Williams. Хотя, возможно и не такой же, Бернар Дюдо создал две разные команды техников и инженеров занимавшихся отдельно пожеланиями и проблемами каждой из команд. Болид же совершенная копия машины 94, с изменениями согласно новых правил (типа приподнятых поддонов). Однако Росс Браун и Рой Бирн обещают множество изменений по ходу сезона.
1 Михаэль Шумахер, 26 лет*, 10 побед, чемпион мира 1994
*возраст указан на 26 марта 1995 т.е. на первое Гран При сезона в Бразилии*
У Михаэля задача снять все неприятные вопросы, что возникли к нему после чемпионства. Хотя конечно вопросов мало у кого возникало, ну разве что у британских журналистов. Ясно что после ухода Сенны, оказалось что есть Шумахер а есть все остальные. Это был идеальный сплав скорости и тактики, умения рассчитать стратегию с дозаправками, когда надо выдать феноменальный круг, в остальное время ехать стабильно. В конце года у него заканчивается контракт и если Бенеттон хочет его сохранить им надо обойтись без скандалов и нарушений правил, Шуми вся эта скандальная шумиха не нравиться
2 Джонни Херберт, 30 лет, лучший результат в гонке - четыре 4-х места, 9 место в 1993
В команде верят, что после долгих лет мучений в Лотусе, Херберт принесет больше очков, чем ребята, выступавшие на его месте, в прошлом году и поможет взять команде Кубок Конструкторов. Если же не поедет, то у команды два тест пилота это Йос Ферстапен и Эмануэль Коллар.
В 1994 набрав 13 очков Тиррелл выдал лучший результат начиная с 1990 года. Болид оказался универсальным и подходил почти ко всем трассам, движок Yamaha V10 прогрессировал. Падение прекращено. Конюшня дядюшки Кена снова стала интересна спонсорам и получила поддержку от финнского телекоммуникационного гиганта Nokia, это крупнейшая спонсорская сделка для Тиррелл со времен Brown в 1991. Ну и плюс продолжает вкладывать деньги Габриэле Руми и его Fondmetal.
шасси Tyrrell 022 двигатель Yamaha OX10C (Judd HV) 3.0 V10
шины Goodyear топливо Agip
конструкторы Harvey Postlethwaite, Mike Gascoyne, Jean-Claude MigeotХарви Постлетуэйт с Майклом Гаскойном выдали кучу инноваций- гидропневматическая передняя подвеска, способная корректировать любое паразитное движение шасси, боковые опоры с опущенными задними кромками и приподнятая коробка передач для лучшего отвода воздушного потока назад. Tyrrell оснащен новым двигателем Yamaha V10, компактным, легким и с пневматическим распределением. Этот двигатель будет работать на топливе Agip, что тоже новинка.
3 Укё Катаяма, 31 год, два 5-х места, 17-й в 1994
Получив, наконец-то. хорошую машину японец отлично поехал и на голову разбил своего напарника Марка Бланделла. На 1995 год он ставит целью начать побеждать.
4 Мика Сало, 28 лет
Финн заключил контракт с Lotus на 1995 год, но объединение Лотус с Пасфик избавило Мику от контрактных обязательств и он с радостью перешел в Тиррелл, показав какие-то чудные времена на тестах. Пришел не один, привел с собой Нокию.
После двух лет тотального доминирования, команда уступила титул и выглядела не так сильно, как все привыкли. Да, конечно гибель Сенны сильно подкосила, но то, что Хилл отстал от Шуми всего на очко и взятый кубок конструкторов внушали оптимизм. Правда команду ждут ещё судебные разбирательства по поводу гибели Айртона.
шасси Williams FW17 двигатель Renault RS7 3.0 V10
шины Goodyear топливо ELF
конструкторы Patrick Head, Adrian Newey, Eghbal Hamidy
Эдриан Ньюи представляет радикально новый болид FW17 с приподнятой носовой частью (явно списали у Бенеттона) и элегантным сужающимся профилем.
5
Дэймон Хилл 34 года, победитель 9-х Гран При, вице чемпион 1994 года
Как и команда Хилл жаждет реванша, за упущенный титул. Все предсезонье он провел в тестах, не давая себе отдыха. Проблем, помимо Шуми, у которого теперь такой же двигатель, может добавить и новый напарник.
6 Дэвид Култхард 23 года, одно 2-е место, 8-й в 1994
Дэвид в прошлом сезон показал, что он вполне на равных с Хиллом и даже способен опередить Дэймона. Поэтому, Фрэнк предпочел молодого шотландцу дорогому и звездному Мэнселлу. И Култхард явно не намерен работать подносчиком снарядов.
Ну а в тест пилотах тут Жан-Кристоф Бульон, чемпион Ф3000.
Попробовав Форд и Пежо, Маки решили поработать с Мерседесом. Фирма из Штутгарта возвращается в Формулу-1 через британского производителя двигателей Ilmor, и V10 со звездой, на самом деле будут производится в Британии. Этот двигатель, получивший название FO 110, обладает той же мощностью, что и Peugeot V10, но шустрее и более гибкий в настройках.
McLaren MP4-10 двигатель Mercedes FO110 3.0 V10
шины Goodyear топливо Mobil
конструкторы Neil Oatley, Henri Durand
Технический директор Нил Оутли и специалист по аэродинамике Анри Дюран создают очень инновационный MP4/10. Чтобы улучшить сцепление, которого не хватало в 1994 году, два инженера впервые в McLaren сделали приподнятый нос. Кроме того, на капот привили небольшой промежуточный плавник, который должен был увеличить сцепление. Внешне машина получилась очень странной. Я помню, как Ческидов тогда говорил, что в профиль она похожа на рисунок школьника.
7 Мика Хаккинен, 26 лет, одно 2-е место, 4-й в 1994
Рон Дэннис верил в этот молодой талант, регулярно приносящий хорошие очки. Хотя конечно с ним ещё нужно было работать и работать, ибо пока это достойная смена "де Крешериса"
8 Марк Бланделл, 28 лет, 3-е место (трижды), 10-й в 1993 году
И Мерседес и Мальборо не очень верили в Хаккинена и потребовали в команду звезду. Ронну Дэннису пришлось прервать переговоры с Кристианом Фиттипальди и расстроенный бразилец ушел в CART к Деррику Уокеру. Алена Проста вернуть не удалось. Поэтому Найджел Мэнселл, оказавшийся свободным, после того, как в Уильямсе предпочли Култхарда. Сделка изначально странная ибо между Мэнселлом и Дэннисом была очень давняя вражда ещё с 86 года. Но 42 летний британец был полон надежд и говорил, что все осталось позади и он хочет второй титул. И тут облом, на февральских тестах Найджел просто не влез в кокпит. Нет он не был сильно толст (хотя да, был), но таковы были особенности машины, в неё с трудом помешался и Хаккинен. Пока под Найджела спешно готовят машину, но она будет только в Сан-Марино. Пока из тест-пилотов привлечен Марк Бланделл (он уже был тест-пилотом в МакЛарене в 1992)
Ну а на место Марка пришел датчанин Ян Магнуссен, чье доминирование в британской Ф3 в 1994 сравнивали с Сенной. Это парень Мерседеса и в свободное от тестов время он поедет в DTM.
Джеки Оливер с трудом насобирал бюджет, усадив в кокпит рента-драйвера и что-бы не тратить лишние деньги не стал менять название команды. Хотя померший Footwork уже не имел к стрелам какого либо отношения. И появились небольшие денежки от нефтяников из
шасси Footwork FA16 двигатель Hart 830 3.0 V8
шины Goodyear топливо Sasol
конструктор Alan Jenkins
Arrows оснащен новым Hart V8, самым маленьким и легким из всех движков чемпионата, что хорошая замена стареющему Cosworth. Алан Дженкинс проектирует аэродинамически очень аккуратный FA15, который отличается реверсивной продольной коробкой передач и электронным управлением сцеплением, расположенным на рулевом колесе.
9 Джани Морбиделли, 27 лет, одно 5-е место, 22-й в 1994
Удалось сохранить Джани Морбиделии, который был быстр, пусть и не очень везуч и имел хороших спонсоров. Морбиделии в команде любили, но по слухам оплату за место в Ф1, ему и его спонсорам увеличили.
10 Таки Иноуэ, 31 год,
Он провел два невыразительных Гран При за Simtek. Но семья Иноуэ это консорциум Nova, готовый выкинуть много миллионов йен на покатушки отпрыска.
Обучающий сезон был омрачен гибелью Роланда Ратценбергера, но команда прогрессировала и начиная с Канады 94, каждую гонку легко проходила квалификацию. Под конец сезона Дэвид Брэбэм даже начал опережать Larrousse и Lotus в квалификации. Но в итоге Дэвид в последний момент решил поехать за BMW в BTCC. У команды ограниченный бюджет, но МТВ продолжает вкладывать деньги, плюс появились корейские аэролинии.
шасси Simtek S951 двигатель Ford Cosworth ED1 3.0 V8
шины Goodyear топливо Elf
конструкторы Nick Wirth. Paul Crooks
Это плавная эволюция болида 1994 года. Команде помог Флавио Бриаторе, предоставивший коробку передач Бенеттон.
11 Доминико Скиаттарелла, 27 лет
Рентадрайвер конечно, но талантливый. Те две гонки в прошлом сезоне, что он провел, он провел без ошибок. Но Доминико будет меняться с Хидеки Нода, проведшим три гонки в Larrousse. Кто и на каких этапах поедет, пока не решено.
12 Йос Ферстаппен, 23 года, два 3-х места, 10-й в 1994
Голландец показал в дебюте хорошую скорость, но и склонность к авариям, что чревато для скромного бюджета команды. Но это протеже Бреаторе и тот дает за Йоса коробку.
Пятое место в кубке конструкторов 94 и вот уже Эдди Джордан грезит твердо занять место в большой четверке. Предпосылки есть, ведь тут теперь бесплатный Peugeot и деньги от нефтяников из Total. Где-то в те времена читал, что колесные диски у Jordan были в тот год российскими, но сейчас не уверен в достоверности. А вот водка кремлевская украсившая нос машины это реальный русский спонсор и редкая гадость, по воспоминаниями старших товарищей.
шасси Jordan 195 двигатель Peugeot A10 3.0 V10
шины Goodyear топливо Total
конструкторы Gary Anderson, Tim Holloway, Darren Davies
Гэри Андерсон проектирует новый автомобиль 195, который отличается выпуклыми боковыми понтонами, очень похожими на то, что было у Феррари в 1994. Кроме того, чтобы восстановить некоторую прижимную силу, он добавляет полозья к заднему крылу прямо над понтонами.
14 Рубенс Баррикелло, 22 года, одно 3-е место, 6-й в 1994
Бразилец отлично начал прошлый сезон, но кажется смерть Сенны очень сильно по нему ударила. Скорость упала, давления звания "новый Сеннна" он не выдержал. Но это талант, плюс с большой спонсорской поддержкой от бразильского филиала Мальборо и кучи других спонсоров поменьше, раскрасивших его комбинезон как новогоднюю елку.
15 Эдди Ирвайн, 29 лет. одно 4-е место, 17-й в 1994
Эдди сначала заработал репутацию бешенной собаки, но под конец начал выдавать результаты и явно не дал Рубенсу расслабиться. Под внешней оболочкой раздолбая скрывался хороший гонщик.
Кошмарный дебютный сезон, выразившийся в 25 непопаданиях на старт. Что бы хоть как-то спасти ситуацию и привлечь спонсоров Кейт Виггинс получил разрешение у Дэвида Ханта присоединить имя погибшей Lotus к названию (Хант планировал вернуть команду в 96 году). Ну и получить в штат ряд сотрудников некогда великой команды.
шасси Pacific PR02 двигатель Ford Cosworth ED1 3.0 V8
шины Goodyear топливо Elf
конструкторыFrank Coppuck, Dave Watson
Команда избавилась от устаревшего шасси Эдриана Рэйнорда и с нуля Фрэнк Коппак (брат Гордона Коппака) создал новую машину. Пухлый классический болид с лопаткой для торта на носу и длинными дефлекторами, заканчивающиеся над задними колесами. От старого движка Ilmor тоже решили избавиться.
16 Бертран Гашо, 32 года лучший результат 5-е место в гонке, 13-й в 1991 году
Бертран в 1995 году стал ещё и акционером команды и живо занялся поиском спонсоров. И даже нашел. Японский бизнесмен Ко Гото, решил просадить на команду часть, доставшихся в наследство, средств. Ну и Гашо заинтересовал парней из Hewlett Packard.
17Андреа Монтермини, 30 лет
Поль Бельмондо решил тратить деньги в GT. Поэтому экс пилот Simtek. Пока у Андреа очень странная карьера в Ф1. Он попытался стартовать в ГП Испании вместо погибшего Ратценбергера и сломал в аварии пятку. В Ф3000 и Ф3 у него также была репутация паренька быстрого, но любящего порушить технику. Но спонсоры такую особенность итальянца видимо любили.
Гвидо Форти, был большим оптимистом прошедшим все категории автоспорта. В 80-х его команда считалось лучшей в итальянской Ф3, давшая путевку в жизнь Тео Фаби и Джани Морбиделли. В 1987 он перебрался в Ф3000, где команда, не взявшая, правда, титулов, стала одним из лидеров к середине 90-х. Гвидо давно подумывал о штурме Ф1, но видя пример Озеллы, Колони и прочих, он понимал, что без денег делать там нечего. Жизнь свела Форти с Пьеро Гансиа, сыном богатой семьи, итальянских эмигрантов, живущих в Бразилии. А Пьетро уже свел Гвидо с Абилио Динизом, владельцем большой сети бразильских супермаркетов. Абилио так же имел связи с бразильским филиалом итальянских молочников из Parmalat. И усадил в команду Ф3000 своего сына - Педро Диница. И когда Педро Пауль Диниз финишировал в одной из гонок 4-м (и это был единственный его финиш в очках за два года) и Гвидо и семья Динизов решили, что пора покорять Формулу 1
шасси Forti FG01 двигатель Ford Cosworth ED1 3.0 V8
шины Goodyear топливо Agip
конструкторы Sergio Rinland, Giorgio Stirano, Hans FoucheОчень простой и очень тяжелый болид получился у трио. На самом деле Джорджио Стирано и Ханс Фуше просто доработали болид, что Серхио Ринланд делал для Fondmetal на сезон 93. Зато Форд такой же как у Simtek и Pacific им достался бесплатно, так идею поддержало бразильское отделение Форда.
21 Педро Диниз, 23 года
Головокружительные успехи Диниза в Ф3000 конечно же сделали его первым номером команды.
22 Роберто Морено,36 лет, одно 2-е место, 10-й в 1990 и 1991 году
Конечно возлагать все надежды на Диниза, было бы безумием. Поэтому придерживаясь бразильских мотивов из туринга позвали опытнейшего Роберто Морено. Ну тому не привыкать ездить на слабой технике и выдавать на ней результаты
В конце 1994 года Минарди чуть было не вытянули волшебный билет, подписав соглашение с Mugen-Honda. Но в последний момент японцев увел Том Уолкиншоу в Ligier. Жесточайшее разочарование, тем более, что Минарди уже спроектировало болид под японский движок и теперь его пришлось спешно переделывать под Cosworth, который бы и не достался бы Минарди, если бы DAMS не объявил, что не приходит в Ф1. Джанкарло Минарди и вовсе подумывал после такого уйти из Ф1 но в итоге подал на Бриаторе в суд.
шасси Minardi M195 двигатель Ford Cosworth ED1 3.0 V8
шины Goodyear топливо Agip
конструктор Aldo Costa, Mauro Gennari, Mariano AlperinОчень короткий болид Альдо Косты, при этом с очень хорошей аэродинамикой. Он также оснащен электрогидравлической коробкой передач «сделано в Фаэнце» с автоматическим сцеплением и современным электронным управлением Magneti Marelli.
23 Пьерлуиджи Мартини, 33 года, лучший результат 4-е место в гонке, 11-й в 1991 году
Это уже восьмой сезон Мартини в Минарди. Годы, когда им интересовались большие команды, давно прошли, но порой ПьерЛуджи неплохо выступал и даже приезжал в очки.
24 Лука Бадоер, 24 года,
Микеле Альборето решил спасать репутацию в DTM и его мест занял прошлогодний тест пилот команды Лука Бадоер.
Сателлит Benetton. Флавио Бриаторе поручает своему приятелю Тому Уолкиншоу возглавить синюю команду, совладельцем которой он также является. Шотландец привозит с собой приятный подарок: новый Mugen-Honda V10, выхваченный у Minardi, который должен достойно заменить Renault V10, ушедший основной команде.
шасси Ligier JS41 двигатель Mugen-Honda MF-301H 3.0 V10
шины Goodyear топливо ELF
конструктор Frank Dernie, Loic Bigois
Не понятно чем конкретно занимался Фрэнк Дёрни, но это просто Бенеттон 95 года, но с другим двигателем. Дерни и Уолкиншоу заявляю, что это совсем не брат близнец, просто они пришли к таким же техническим решениям что и Росс Броун с товарищами.
25 Агуру Сузуки, 34 года, одно 3-е место, 12-й в 1990 году
Вообще Уокиншоу договорился что тут поедет Мартин Брандл, но Хонда начала настаивать на японском гонщике. Поэтому Агури Сузуки, но в некоторых гонках, возможно где рынок для японцев не так важен, поедет Мартин.
26 Оливье Панис, 28 лет, одно 2-е место, 11-й в 1994
Это был очень хороший дебют, он лишь раз не доехал до финиша и смог приехать на подиум на прошлогодней машине. Отличные технические знания, хорошее отношение с командой и любовь французской прессы. Это точно первый номер команды.
Франк Ларгос вернулся в тест пилоты.
Феррари выиграла одну гонку в 1994, в планах выиграть ещё пару в 1995 и бороться за титул в 1996.
шасси Ferrari 412T2 (647) двигатель Ferrari 044/1 3.0 V12
шины Goodyear топливо Agip
конструкторы John Barnard, Gustav Brunner, Willem ToetДжон Барнард, человек передовых идей, внезапно выдал устаревшую классику. Низкий нос, в то время как все его приподнимают. Странная, но очень технически выверенная аэродинамика. Паоло Мартинелли и Осаму Гото адаптировали громоздкий и прожорливый V12 к новым нормам, но сейчас работают над гораздо более адаптированным к действующим нормам и принципу дозаправки V10.
27 Жан Алези, 30 лет, 2-е место в гонке (трижды), 5-й в 1994
Жан Алези заявил, что это лучшая Феррари, что у него была. Правда тестов новой машины было пугающее мало. Меж тем француз уже 6-й год в Формуле 1, он все так же ходит в молодых талантах и шлейфе успехов 90-го года, а побед как не было, так и нет и куча ошибок не допустимых для пилота с таким опытом.
28 Герхард Бергер, 36 лет, победитель 9 Гран При, 3-й в 1988 и 1994 годах
Ну а Герхард, опробовал новую машину и заговорил уже о планах взять чемпионский титул. Ему 36 и видимо это последний шанс взойти на вершину.
Кошмарный был сезон. С банкротством основного спонсора, аварией Вендлингера, развалом отношений с Мерседес. А сколько было надежд. Но Питер Заубер отклонив предложение ilmor, договорился с Ford. По сути это конечно был союз, двух преданных супругами разведенок, оказавшихся никому не нужными. Другим хорошим приобретением стали приход в качестве спонсора австрийского производителя энергетиков Red Bull.
шасси Sauber C14 двигатель Ford Cosworth ECA 'Zetec-R' 3.0 V8
шины Goodyear топливо ELF
конструкторы André de Cortanze, Leo Ress
Как и у Минарди, этот болид делался под другой двигатель. Под Мерседес. Но болид Андре де Кортанзе не похож на предшественников. Теперь тут стоит тот самый движок, что привел к чемпионству Шумахера. И что должен, в идеале вывести команду в стан лидеров.
29 Карл Вендлингер, 26 лет, 4-е место (трижды), 12-й в 1992, 1993
Кристиан Фиттипальди планировал и это место занять, но сентиментальный Питер Заубер предпочел вернуть в команду Карла, хотя результаты тестов не впечатляли.
30 Хайнц-Харальд Френтцен, 27лет, одно 4-е место, 13-й в 1994
Под конец сезона Френтцен был единственным светлым пятном у Заубера. Он был очень быстр, особенно в квалификациях. И отклонив пару заманчивых предложений остался в команде, в благодарность, что вытащили его из японской Ф3000.
Номера 19 и 20 остались за Ляррусс. Это должен был быть новый, совместный проект с DAMS. Но, внезапно Жан-Клодом Дрио, в феврале, объявил, что хочет подождать ещё с годик (ну и как мы знаем эти ожидания длятся уже почти 30 лет). Далее Жеррар бросился за переделкой под новые правила старого шасси к Робину Херду, но тот отказался работать с Жерраром как и Эрик Бродли, ибо Ляррусс им ещё должен за прошлые проекты. Удалось найти неких французских меценатов, создать поектноее бюро, но на первые этапы команда не успевает и двигатели ушли к Минарди. Есть надежда, появится, когда Ф1 приедет в Европу, если поможет государственное субсидирование. Пилотами считаются Эрик Комас и кто-то из молодежки Кристоф Бушю либо Эрик Элари.
Такой ожидается сезон. Уже со следующей недели Бразилия.