Книга в тему: Польи Вирильо "Машина Зрения"

Apr 09, 2010 11:01

"Искусство нуждается в свидетелях". С этой фразы Вирильо начинает книгу. "Наше общество словно погружается в ночь сознательного ослепления, где горизонт видения и знания застилает его воля к цифровой власти", - так он ее заканчивает. ""Видеть" означает обладать на расстоянии, а живопись распространяет это странное обладание на все аспекты Бытия, которые должны так или иначе сделаться видимыми, чтобы попасть на полотно" - писал Морис Мерло-Понти.

Тысячелетия человечество "видело" мир живописью. В 19 веке появляется фотография, затем - кинематограф, затем - компьютерная графика.

Мир открывается только всматривающемуся в него взгляду. За последние двести лет этот взгляд становится все более и более нечеловеческим. Изощрение взгляда становится все большим и большим ослеплением того, кто смотрит. Приходит "слепящая тьма".

Видение становится все более и более быстрым: используя технические средства, человек может успеть увидеть то, что никогда не было доступно его взгляду: как растет трава и как пуля пробивает преграду. Видение становится все более и более сложным - мы теперь можем действительно видеть предмет одновременно со всех сторон и в любой произвольно выбранный момент его истории. Точка зрения отрывается от местонахождения видящего. Взгляд становится полностью независимым от своего владельца. Он становится публичным (одновременно ничьим и всеобщим); но при этом каждый из нас может оказаться под чьим-то пристрастным наблюдением. Теперь мы, современные люди, можем видеть все - при этом мы почти ничего не можем внимательно рассмотреть. Но нас самих могут видеть всё. Это означает - обладать нами, или, по крайней мере, использовать наш взгляд против нас же. Чем и занимается массовая пропаганда, рожденная первой мировой войной для воодушевления народных масс, внушения им патриотических чувств и некоего правильного отношения к бойне (см. очерк "Честная камера"). Даже если вас убьют, вы можете заранее увидеть свою героическую смерть на экране кинохроники!

Эти малозаметные эффекты развития техники, трансформирующие наше представление о мире и о самих себе, Поль Вирильо исследует в традиционной для французских мыслителей форме исторических очерков, объединенных общей темой - возникновение машинного зрения и замещение им живого взгляда человека. Сами эти очерки еще тем хороши, что содержат массу малоизвестной информации об истории визуальных искусств. Завершающий очерк - "машина зрения" - это не столько резюме всей книги, сколько попытка предвидения - как дальше будет происходить "обесчеловечивание взгляда". Вирильо приходит к мрачному выводу: "В структуру грядущей "машины зрения" заложена слепота. Что такое производство видения без взгляда, если не воспроизводство интенсивного ослепления? Ослепления, являющегося сутью новой, заключительной формы индустриализации - индустриализации не взгляда". Это будущее теперь, почти двадцать лет спустя (книга написана в 1988 году), видимо, пришло, о чем можно поинтересоваться у Пелевина и компании.

История искусства 20 века стала историей пропаганды и процессуальных судебных техник. Вирильо - католик, и он избегает социологических объяснений процесса этого превращения. Ему важно сохранить ясность взгляда для живого человека. И это может сделать новая эстетика, развитая с учетом фундаментального изменения отношения к визуальному образу. Эстетика, позволяющая видеть на большой скорости и сквозь обманчивые образы, производимые машиной электронных средств массовой дезинформации.

Немцев Михаил, Книжная витрина.

Скачать можно ЗДЕСЬ
Previous post Next post
Up