После утраты своего торгового и административного значения Верхотурье оставалось центром духовным - здесь находился Николаевский мужской монастырь, «Уральская Лавра», как его порой называют православные. Главная святыня монастыря - честные мощи святого праведного Симеона Верхотурского, поклониться которым приезжают многие православные паломники со всех уголков России. Еще один монастырь Верхотурья, Покровский женский, не столь широко известен, но также достоин внимания. Сегодня посмотрим эти два монастыря «духовной столицы Урала», как справедливо называют город Верхотурье.
Николаевский мужской монастырь был основан в 1604 году иноком Ионой, который прибыл на Урал из Пошехонья. Поначалу Иона с позволения царя Бориса Годунова построил Никольский храм, а в 1605 году поехал к царю в Москву и вернулся с грамотой на отведение новой обители земельных угодий, а также с подаренными царем церковными книгами и утварью. Окончательно монастырь был устроен уже по завершении Смуты, в 1615 году, но и после этого он долгое время был малоизвестен и нуждался в средствах. Расцвет монастыря начался после перенесения в него в сентябре 1704 года из села Меркушино мощей святого праведного Симеона, которого после этого стали называть Верхотурским.
Ни дата, ни место рождения, ни родители святого Симеона неизвестны. Известно лишь, что происходил он из дворянской семьи, и после смерти родителей в Смутное время он из Центральной России пришел на Урал. Жил он в Меркушино (около 50 км от Верхотурья), занимаясь рыболовством и портным ремеслом (шил шубы), причем нередко денег за шубы не брал, отличался нестяжанием и еще при жизни получил славу праведного человека. Также Симеон проповедовал православие вогулам (местный народ, известный сейчас как манси). В 1642 году праведный Симеон скончался и был погребен в Меркушино. В 1692 году гроб праведного Симеона с нетленными мощами поднялся из могилы, что местные жители расценили как признак святости. С этого момента стали описываться многочисленные случаи исцеления, связанные с Симеоном. В 1695 году Меркушино посетил митрополит Сибирский Игнатий, который после освидетельствования мощей объявил их нетленными, а при повторном посещении в том же году перенес их в меркушинскую церковь. После перенесения мощей из Меркушино в Николаевский монастырь в 1704 году он начинает пользоваться известностью, сюда устремляются паломники.
Улучшается материальное положение монастыря, здесь начинается каменное строительство. В 1712-1736 годах была построена Никольская церковь,
в 1821-1837 - Преображенская церковь с колокольней, вокруг монастыря выстроена каменная стена, построены каменные братские корпуса, гостиница, настоятельский корпус.
В 1909 году Верхотурье посетил фотограф С.М. Прокудин-Горский. Вот его фото этого монастыря:
Общий вид монастыря
Угловая башня монастырской ограды
Святые врата монастыря
Рака с мощами святого праведного Симеона Верхотурского
Вход в Никольский храм, в котором тогда пребывали мощи
Слава Верхотурья, благодаря совершаемым по молитвам верующих к святому праведному Симеону многочисленным чудесам, разносится по всей Российской Империи, и в монастырь не иссякает поток православных паломников. Среди них был и крестьянин из села Покровского Тюменского уезда Тобольской губернии Григорий Ефимович Распутин, посетивший Верхотурье в конце 19 века своих странствиях по святым местам. Он некоторое время жил в монастыре и на монастырской заимке Актай у старца Макария. Монахи научили Григория Ефимовича читать и писать, с тех пор он стал бывать здесь регулярно. Став близок к семье Государя Императора Николая Александровича и другим высокопоставленным лицам Империи, Г.Е. Распутин много рассказывал им о Верхотурье, Николаевском монастыре, святом Симеоне и многих чудесах, совершаемых по его предстательству пред Престолом Божиим. С тех пор монастырь стал пользоваться особым вниманием Царской Семьи.
Еще в 1904 году в монастыре был заложен Крестовоздвиженский собор, автором проекта был пермский архитектор А.Б. Турчевич. Построили собор к середине 1913 года, на его освящение ожидали Императора Николая Александровича с семьей, но он приехать не смог. В ожидании визита высокопоставленных особ по проекту петербургского архитектора В.А. Покровского на берегу пруда возле монастыря был построен Дом почетных гостей.
Одним из инициаторов постройки этого дома был Г.Е. Распутин, намеревавшийся привезти в монастырь Цесаревича Алексея. По словам Царского Друга, после посещения Верхотурья молитвами святого Симеона наследник должен был окончательно поправиться. 12 сентября 1913 года состоялось торжественное освящение нового собора, ставшего третьим по вместимости в Российской Империи после храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора. Из Никольского храма в Крестовоздвиженский собор в 1914 году были перенесены мощи св. праведного Симеона, над ракой с мощами была установлена сень, подаренная Императорской Семьей. В 1914 вместе с Г.Е. Распутиным монастырь посещали по поручению Императрицы фрейлина А.А. Вырубова и Мария Головина, в том же году здесь побывала сестра Императрицы великая княгиня Елизавета Федоровна. В августе 1916 года вместе с Г.Е. Распутиным в Верхотурье вновь побывали фрейлина А.А. Вырубова и близкая подруга Государыни Ю.А. Ден, которые останавливались в Доме почетных гостей. Это было последнее посещение Царским Другом любимого им монастыря - в ночь на 17 декабря 1916 года он был зверски убит во дворце Юсуповых на Мойке. Это убийство стало, по словам одного из его участников Пуришкевича, «первой пулей революции».
И революция не заставила себя ждать. С ней начались лишения в монастыре: Дом почетных гостей в конце 1917 года был занят под продовольственную управу, в монастырских корпусах разместили красногвардейцев, под их штаб заняли один из гостиничных корпусов монастыря. В конце июля 1918 года были национализированы все жилые и хозяйственные помещения монастыря, за исключением иконной лавки, двух бывших мастерских и сиротского приюта. В храмах периодически проводили обыски, 12 сентября 1918 большевики закололи штыками иеромонаха Аполлинария, 12 октября ими был убит 69-летний монах Иаков. Из Верхотурья красные ушли, но их остатки продолжали бродить рядом. 30 октября 1918 один из таких отрядов напал на Мало-Актайский скит монастыря с целью поиска ценностей. Не найдя ничего ценного, разбойники захватили монахов Иакинфа и Каллиста, вывезли их на станцию Корелино и расстреляли после отказа отречься от православной веры.
13 октября 1918 в Верхотурье вошли части Сибирской армии: 16-й Ишимский Сибирский стрелковый полк (командир - капитан Николай Николаевич Казагранди) и Шадринский добровольческий отряд (впоследствии - 27-й Верхотурский Сибирский стрелковый полк) капитана Александра Александровича Куренкова. Штаб Казагранди разместился в монастырской гостинице, он сам жил в настоятельском корпусе, куда вернулся и настоятель архимандрит Ксенофонт.
Сохранились фото отрядов Куренкова и Казагранди на фоне монастырского храма.
Кстати, любопытная деталь: женой А.А. Куренкова в 1919 году стала двоюродная племянница вождя большевиков Ленина Любовь Дмитриевна Ардашева (1898-1964). Ее отец, шадринский нотариус Дмитрий Александрович Ардашев (1865-1915) был сыном Любови Александровны Ардашевой-Понамаревой (урожденной Бланк), родной сестры матери вождя Марии Александровны и приходился Ленину двоюродным братом. Но такое родство не спасло его родного брата Виктора Ардашева от расправы. В.А. Ардашев был видным общественным деятелем Верхотурья, лидером отделения кадетской партии и председателем городской думы. В январе 1918 В. Ардашев был арестован по приказу главы верхотурского совдепа Дидковского и отправлен в Екатеринбург, где 15 января 1918 был убит «при попытке к бегству». А в июне того же года был расстрелян большевиками в Екатеринбурге командир 2-го Екатеринбургского кавалерийского эскадрона РККА прапорщик Георгий Ардашев, сын другого двоюродного брата Ленина, местного нотариуса Александра Ардашева. Семья Куренковых же выжила: пройдя тяжкий путь Сибирского Ледяного похода, полковник А.А.Куренков с женой с 1921 года жили в Маньчжурии, а в 1923 перебрались в США. Там А.А. Куренков (1891-1971) служил в Национальной гвардии США в штате Вашингтон, участвовал в деятельности эмигрантских организаций, в 1937 был произведен в генерал-майоры великим князем Кириллом Владимировичем. Наиболее известен он стал как первый публикатор известной «Велесовой книги».
19 июля 1919 года Верхотурье вновь заняли красные - 1-й полк Особого северного экспедиционного отряда 3-й армии Восточного фронта под командованием Ивана Боряева, в доме настоятеля он разместил свой штаб (в сентябре 1938 комбриг Боряев будет расстрелян за участие в военном заговоре). Накануне дня празднования перенесения мощей св. Симеона 25 сентября 1920 года в монастырь прибыла комиссия для вскрытия мощей в которую входили председатель Екатеринбургской Губернской ЧК Тунгусков, глава Верхотурского уисполкома Ларичев, представитель губкома РКП Старков, представитель губпрофсоюзов Плотников, представитель губисполкома Светлаков и другие. В их свиту входили фотографы и кинооператоры. Сопровождавшие комиссию вооруженные красноармейцы вытеснили верующих из собора и потребовали от монахов вынести раку на крыльцо, где чекист Тунгусков вскрыл святые мощи. Были также арестованы архимандрит Ксенофонт, архидиакон Вениамин, настоятельницы Покровского монастыря игуменья Таисия и Успенского монастыря игуменья Ангелина, а также монахиня Таисия. Их отправили в Екатеринбург, где архимандриту Ксенофонту и архидиакону Вениамину было назначено наказание в виде двух лет принудительных работ. Но Божья кара постигла зачинщиков осквернения святых мощей. Первым в феврале 1923 был отправлен в лагерь на Соловки, а в 1930 расстрелян «за измену делу пролетарской революции и советской власти» бывший глава губЧК и председатель комиссии по вскрытию мощей Андрей Тунгусков, в 1938 как враг народа был расстрелян бывший лидер верхотурских большевиков Александр Ларичев (до ареста в 1937 был пред. Ростовского облисполкома), в 1939 расстреляли бывшего зам. председателя Екатеринбургского уездного исполкома Александра Старкова (отсидевшего до этого пять лет в лагерях как троцкиста).
В декабре 1920 в монастырской гостинице и части территории был организован концлагерь, а в 1921 часть территории и корпусов монастыря, а также Николаевскую церковь передали под размещение 96-х пехотных курсов, причем в оскверненном храме был устроен клуб курсантов. В апреле 1922 года комиссией по изъятию церковных ценностей была реквизирована серебряная рака, в которой покоились мощи св. Симеона, а также ризы с икон. К 1928 году Николаевский монастырь был окончательно разгромлен, вновь арестованный архимандрит Ксенофонт и иеромонах Павел еще в 1925 были осуждены к двум годам тюрьмы и трем годам высылки из Уральской области, тюремные сроки получили и ряд других монахов. Архимандрита Ксенофонта и других монахов постоянно подвергали арестам, тюремному заключению, ссылкам, по сей день неизвестны даже точные дата и место его гибели. Архидиакон Вениамин после многих арестов и ссылок был расстрелян 2 декабря 1937 года в Павлодарской области. Сам монастырь тоже надолго стал местом заключения - в 1924 году на его территории был создан реформаторий для несовершеннолетних преступников, преобразованный в 1934 в исправительно - трудовую колонию для несовершеннолетних, вошедшую в состав ГУЛАГа. В 1936 был уничтожен старейший храм монастыря - Никольский.
Крестовоздвиженский собор до 1929 года продолжал действовать под руководством обновленцев, и в нем пребывали мощи святого Симеона, что вызывало бешеную злобу безбожников, писавших доносы и кляузы. В результате 30 мая 1929 года мощи были изъяты из собора и увезены в Нижний Тагил, где их выставили в антирелигиозном музее, устроенном в бывшем Входо-Иерусалимском соборе. В 1936 году музей закрыли, а мощи вывезли в Свердловск. Там их выставляли в антирелигиозных экспозициях вначале в музее безбожников в Доме крестьянина, а затем в доме Ипатьева, откуда их в 1946 передали в краеведческий музей, где они хранились в запасниках. Крестовоздвиженский собор был закрыт в 1929 и переделан в кинотеатр, после строительных работ в своде появляется трещина, после этого храм сделали складом для цемента и других строительных материалов. Но наступила перестройка, и ситуация стала меняться. 11 апреля 1989 года по многочисленным просьбам верующих мощи святого Симеона были возвращены, их поместили в храме Всемилостивого Спаса в Свердловске. В 1989 колония для несовершеннолетних была переведена из Верхотурья в Кировград, а бывший монастырь вернули верующим. Началось его восстановление из руин, которое продолжается и сегодня. 25 сентября 1992 года мощи святого праведного Симеона были перенесены из Екатеринбурга в Верхотурский Николаевский монастырь и помещены в восстановленной Преображенской церкви. После восстановления Крестовоздвиженского собора он был повторно освящен 19 августа 1999 года, с 2006 года в нем проводятся регулярные богослужения, сюда перенесены мощи святого Симеона.
Верхотурский Николаевский мужской монастырь расположен в центре города рядом с кремлем. Центральный вход в него находится на улице Воинской (бывшей Монастырской) недалеко от городской площади.
Так монастырь выглядит со стороны площади
Территория монастыря обнесена каменной стеной с башнями
Юго-восточная угловая башня была построена в 1856 году, за ней уже на территории монастыря находится котельная, изначально - монастырская кухня (1894 год)
Юго-западная угловая башня построена в 1859 году
Северо-западная угловая башня (1902 год)
Из шести башен сохранились только эти три, еще одна башня, западная, была построена уже при восстановительных работах в монастыре
За территорией монастыря рядом с этой башней находится мемориал верхотурцам, погибшим в Великой Отечественной войне
Неподалеку и Дом почетных гостей, построенный в 1913 году. В 1977-2009 здесь размещался краеведческий музей, в ноябре 2010 он был подожжен и сгорел. С тех пор восстанавливается.
Вход в монастырь и Симеоно-Анненская надвратная церковь (1856 год). В ИТК здесь была псарня.
Слева от надвратной церкви - книжно-иконная лавка (1895 год), в период ИТК- штрафной изолятор, справа - чайная лавка.
Преображенский собор (1821 год).
В период ИТК здесь находился спортзал, колокольня была разрушена в 1930-х годах и восстановлена в 1998 году.
Некрополь монастыря около Преображенского собора
Колокол
Храм-часовня Николая Чудотворца был построен в 1996-1998 годах на месте разрушенной в 1936 году Никольской церкви
Крестовоздвиженский собор - архитектурная доминанта монастыря и всего Верхотурья.
Кирпичные и бетонные работы исполнил А. М. Балашов. Штукатурные работы производились В. И. Рябовым. Покрытия поставлял цинко-литейный художественный завод фирмы «Георг Поль». Отопление и вентиляция установлены фирмой «Залеский и Чаплин». Покрытие полов метлахской плиткой выполнялось через московский торговый дом «Кос и Дюрр». Фаянсовые иконостасы изготовлены «Товариществом производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова». Иконы на цинковых досках были исполнены в «Мастерской художественно-живописной и иконописной работы С. К. Шварова с сыном». Интерьеры расписывал московский художник С. К. Шваров. Чугунная винтовая лестница (не сохранилась) отлита на Каслинском заводе. Затраты монастыря на храм составили около 300 тыс. руб. Был рассчитан на 4000 молящихся.
Настоятельский корпус начал возводиться около 1800 года, завершен около 1860 года. Здесь жил настоятель, находились канцелярия и архив, кельи иеромонахов и послушников. В период ИТК - лагерный барак.
Братский корпус, построенный в 1900-1901 гг. подрядчиком А.М. Балашовым.
Здесь находились кельи, библиотека, живописная и переплетная мастерские.
Бывшая церковно-приходская школа (1903 год), сейчас - Верхотурская православная гимназия, справа за ней - водонапорная башня
Каменная гостиница (1876 год), слева от нее - общежитие двухклассной школы при монастыре (1910 год)
Территория монастыря
Бывшее здание училища (1905 год), вид со стороны ул. Воинской
Еще один монастырь Верхотурья, Покровский женский, был основан в 1621 году, став первым женским монастырем в Сибири. Поначалу он был деревянным, не раз горел. Здесь содержались также и женщины, сосланные за раскол,блуд и прелюбодеяние. В 1739 году в этот монастырь была сослана и княжна Анна Долгорукова, сестра невесты императора Петра II Екатерины Долгоруковой.
В 1744 -1753 году была построена каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1754-1768 гг. на средства владельца Богословского и Петропавловского заводов Максима Походяшина в монастыре была построена церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи с колокольней.
Покровский монастырь был упразднен в 1782 году, его церкви стали приходскими. Так они выглядели в начале 20 века.
Покровская церковь была закрыта в 1929 году и сейчас выглядит так
Церковь Рождества Иоанна Предтечи также была закрыта в этот период, в 1940-х она пострадала от пожара и утратила верхний этаж. Вот так она выглядит в настоящее время
После закрытия монастыря монахини остались проживать в кельях возле его территории, организовав общину, получившую статус богадельни. В 1889 году богадельня стала богаделенным женским общежитием, в 1895 - Покровской женской общиной.
Она расположилась на соседнем с территорией бывшего монастыря участке, подаренном общине местной жительницей Марией Тимофеевной Зелениной, матерью настоятеля Николаевского мужского монастыря архимандрита Григория. На участке были построены жилые и хозяйственные здания, а в 1898-1902 - каменный Покровский храм. Указом Синода от 5 февраля 1907 года на территории общины был восстановлен Покровский женский монастырь.
Так территория старого и нового монастырей выглядела в 1909 году на фото Прокудина-Горского
При посещении Верхотурья в 1914 году именно в этом монастыре останавливалась великая княгиня Елизавета Федоровна.
При советской власти монастырь был закрыт, там разместили детдом и мастерские. Новая Покровская церковь некоторое время была приходской, но в 1925 закрыли и ее.
В 1991 году монастырь был возвращен верующим и возобновлен.
Ново-Покровская церковь, за ней - главный жилой корпус
Настоятельский корпус (1902 год)
Монастырская гостиница
В прошлом году возрожденный Покровский монастырь отметил свое 400-летие
На этом завершим прогулки по Верхотурью, но впереди - другие уральские города.