Что было бы, если бы Христос не воскрес? Что если жены-мироносицы, придя утром к гробнице, обнаружили бы ее исправно запечатанной? Смогло бы сформироваться христианство в этом случае? Был бы шанс у этой религии?
Из истории известно, что сама по себе религиозная система не нуждается в воскресшем основателе, чтобы существовать. Ведь возник же буддизм после смерти Будды, даосизм, несмотря на смерть Лао-Цзы, ислам после смерти Мухаммеда.
Можно, конечно, сказать, что без воскресения Христа пошатнулась бы вера его учеников. Однако так ли это?
В Евангелии от Марка есть показательный эпизод. Три самых близких ученика Христа - Петр, Иоанн и Иаков - спускаются с Ним с горы, после чуда преображения. «Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых» (Мар.9:9,10).
Идея о том, что их Учитель будет убит, а потом воскреснет, не укладывалась в их мессианскую концепцию. Они были бы разочарованы гибелью Христа, но они не были бы разочарованы отсутствием воскресения. Читая евангельские повествования, мы видим, что именно такими были их переживания между распятием и явлением Воскресшего Господа. Никто из них не ожидал, что Иисус воскреснет.
Со временем, отойдя от шока и скорби, они смогли бы сформировать религиозную группу, которая бы обессмертила подвиг Учителя. Ведь случилось же так с Сократом…
Христианство без веры в воскресение - в подобной выхолощенной, странной форме - существует в наши дни. Рудольф Бультман, знаменитый немецкий теолог ХХ века писал: «Но воскресение Христа - не просто ли это мифическое событие? В любом случае это, конечно, не историчное событие, значимость которого подлежит осмыслению». Ученый муж, человек с богословской степенью, но чуждый чистой пасхальной радости. Уж не знаю, как Бультман отвечал на приветственный возглас «Христос воскрес!». «Хм-м, воистину воскрес в экзистенциальном, эсхатологическом смысле».
Бультман пытается оправдать свою позицию тем, что современному человеку невозможно поверить в воскресение. Однако проблема не так уж современна.
Павел, проповедуя в Афинском ареопаге натолкнулся на поистине бульмановское непонимание: «Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время» (Деян.17:32). Можно было бы все списать на греческий разум изощренный философией эпикурейцев и стоиков.
Но Бультман нашел бы себе единомышленников не только среди греков. Нам кажется, что иудаизм был неразрывно связан с верой в воскресение. Но в воскресение не верили саддукеи. Не ирония ли, что именно они были самыми влиятельными людьми в обществе. Именно они были близки к римской власти, именно они происходили из священнических родов и контролировали храмовое служение, они же составляли значительную часть синедриона. Саддукеи - яркий пример того, как религия может обходиться без идеи воскресения. Только что это за религия! Близкая к власти, расчетливая…
Что получилось бы из христианства без веры в воскресение? Что эта вера дала христианству?
Апостол Павел пишет верующим Коринфа: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1Кор.15:13-19).
Новозаветные христиане видели в воскресении реальный исторический факт (правда, как мы понимаем из послания Павла, не все). Но важно также и то, как они оценивали этот факт. Это для них это была победа над адом и над смертью. «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?». (1Кор.15:55,56).
Вера в воскресение дает жизни христианина совершенно другую перспективу. Смерь больше не страшна, впереди ожидает Божье царство, и жизнь воспринимается с точки зрения вечности.
Правда, эта перспектива не обретается сама собой. Это плод своеобразной медитативной практики. Результат молитвенного чтения Библии, взаимного утешения, обретаемого в общине верующих (см. Евр.10:25).
Что значит «надеяться на Христа только в этой жизни»? Это значит жить без чаяния воскресения из мертвых жизни будущего века. Но если в жизни христианина нет пасхальной радости, то, что это за жизнь? Без этого христианство теряет самую суть.
Как можно понять нагорную проповедь, если воскресения нет? Она звучит как нонсенс. На самом деле, она построена на вере в новый мир, на вере в воскресение. Это эсхатологическое напряжение чувствуется с самых первых строк. Почти все в будущем времени: утешатся, наследуют, насытятся и т.п.
Если человек без веры в воскресение (без осознания, внутреннего переживания истины воскресения), попытается следовать «заповедям блаженства», он станет несчастнее всех человеков, никакого блаженства так и не обретя.
В этом мире действуют совсем другие «рецепты» обретения счастья. Переиначив «заповеди блаженства», можно привести следующий список:
Блаженны самоуверенные и состоятельные во всех отношениях - они построили собственное царство;
Блаженны развлекающиеся и веселящиеся, ибо им не нужно утешение;
Блаженны нахрапистые и наглые, ибо они добьются своего и завоюют землю;
Блаженны те, кто не морочит себе голову тем как правильно поступить, ибо они всегда будут сыты;
Блаженны те, кто смог отомстить всем своим врагам, ибо им отомстить не смогут;
Блаженны те, кто не боится испачкаться, ибо они всегда будут при дворце и видеть царя; Блаженны те, кто умеет плести интриги и стравливать врагов, ибо их назовут дальновидными политиками;
Блаженны те, кто умеет пойти на сделку с совестью, чтобы остаться на своем месте, ибо они еще и поднимутся по служебной лестнице.
По этим заповедям блаженства живет мир. Похоже, сиюминутное счастье обретается таким способом намного эффективнее.
И все же, что-то в нас противится этим «житейским истинам», восстает против них. Должен быть другой мир! Мир, где будут постыжены зло и неправда, где исковерканность бытия будет исцелена.
Откуда эти странные мечты? Разве они уместны? Похоже они странны и неуместны здесь, именно потому, что родом из других мест. Они приходят от Бога. Как ласточки являются глашатаями весны, так и эти мечты возвещают о приближающейся весне мира.
Христианство - это религия романтиков, плененных страстью грядущего, верящих в победу над смертью и тлением. В этом глубинная суть праздника Пасхи. Ведь воскресение Христа вынесло приговор этому миру, где правит смерть, зло и ложь. И одновременно воскресение Христа принесло в мир исцеление, ведь Господь победил ад и смерть.
Но Христос воскрес из мертвых…
Источник:
http://sukhovskiy.blogspot.com/2012/04/blog-post.html ХРИСТОС ВОСКРЕС !!!