А. И. Захаров отмечает, что «существуют две взаимоисключающие точки зрения в отношении возникших страхов. По одной из них, страхи - это сигнал к тому, чтобы еще больше оберегать нервную систему ребенка, предохранять его от всех опасностей и трудностей жизни. Подобной точки зрения нередко придерживаются некоторые врачи-невропатологи и педагоги, советующие лечебно-охранительный режим вместе с исключением чтения сказок, просмотра мультфильмов и остальных телепередач, посещения новых мест. Такие советы родители охотно воспринимают как необходимость ограничения самостоятельности, усиления опеки и начинают беспокоиться с удвоенной энергией. Получается, что ребенок еще больше изолируется от окружающего мира, контактов со сверстниками и оказывается в замкнутой семейной среде, где продолжение общения с тревожно-мнительными взрослыми только усиливает его подверженность страхам, опасениям и сомнениям. Противоположный взгляд состоит в игнорировании страхов как проявлений слабости, безволия или непослушания. Страхи не замечают, ребенку не сочувствуют, над ним иронизируют, смеются, а то и наказывают за проявления трусости и малодушия. При такой бездушной или репрессивной тактике родителей дети боятся признаться не только в своих опасениях и страхах, но и в переживаниях вообще. Тогда со страхами, как интимными переживаниями, выплескиваются и доверие, искренность, открытость детей в отношениях с родителями. Жестокость и бесчувствие в таких семьях деформируют характер детей, „не страдающих“ в подростковом, юношеском и взрослом возрасте от избытка человеческих чувств и переживаний. Страх, следовательно, можно устранить и крайними мерами. Но система тотальных предохранений при столкновении с жизнью в более старшем возрасте, закрытость чувств и двойственность в характере придутся по душе далеко не всем в дальнейшем. Наиболее адекватный вариант - отношение к страхам без лишнего беспокойства и фиксации, чтения морали, осуждения и наказания. Если страх выражен слабо и проявляется временами, то лучше отвлечь ребенка, занять интересной деятельностью, поиграть с ним в подвижные, эмоционально насыщенные игры, выйти на прогулку, покататься с горки, на санках, лыжах, велосипеде. Тогда многие страхи рассеиваются как дым, если к тому же ребенок чувствует поддержку, любовь и признание взрослых, их стабильное и уверенное поведение».
По наблюдению Томкинса, родители используют различные формы социализации страха. Некоторые родители стремятся свести к минимуму проявления страха. Даже если они сами испытывают страх в какой-то ситуации, то стараются не выказать его, чтобы оградить ребенка от этого переживания. Однако такой подход может иметь неблагоприятные последствия. У ребенка может сложиться представление о страхе как о чрезвычайной ситуации, и он постарается избегать мало-мальски опасных ситуаций. Другие родители преувеличивают отрицательные последствия переживания страха. Это может привести к тому, что ребенок начнет воспринимать всякое переживание страха как поражение, капитуляцию и будет чрезмерно страшиться подобных переживаний.
Некоторые родители предпринимают все возможное для того, чтобы смягчить опыт переживания страха, который, как они думают, ребенок испытал по их вине или недосмотру. Они считают своим долгом ободрить ребенка и убедиться, что их взаимоотношения с ним прочны, как прежде. Некоторые родители стараются воспитать у ребенка толерантность к страху, внушая ему необходимость смириться с этой неизбежной стороной жизни. Такие родители не видят ничего страшного в том, что человек время от времени вынужден испытывать страх, понимают, что страх не обязательно ослабляет человека. Сами они имеют достаточную толерантность к страху, чтобы воспитать эту способность у своих детей.
И наконец, согласно описанию Томкинса, есть родители, которые находят полезным научить своих детей специальным приемам противостояния страху. Они делятся с ребенком своим собственным опытом переживания страха, рассказывают, каким образом смогли преодолеть его. При этом они выказывают готовность встретить опасность вместе с ребенком, демонстрируют способность противостоять страху, выказывают поддержку и одобрение любым попыткам ребенка самостоятельно справиться с негативной эмоцией. Они также учат ребенка тому, как избегать потенциально опасных ситуаций.
Мы не располагаем экспериментальными данными, подтверждающими наш тезис, но кажется очевидным, что многие методы социализации страха таят в себе риск негативных последствий. Среди таких методов мы выделим следующие: использование страха для регуляции поведения ребенка; чрезмерные старания оградить ребенка от переживаний страха; полный отказ от попыток оградить ребенка от устрашающих ситуаций; отказ от воспитания необходимой толерантности к страху, подчинение философии «тони или плыви», «ничего страшного»; отказ от обучения техникам регуляции страха, противостояния ему; и наконец, равнодушие к любым проявлениям страха.
Более приемлемыми методами социализации страха нам представляются следующие: родитель не должен намеренно подвергать ребенка страху: родитель должен воспитывать у ребенка некоторую долю терпимости к переживаниям страха; родитель должен учить ребенка тому, как противостоять источникам страха, должен помогать ему вырабатывать разнообразные стратегии контроля над страхом. Наконец, родитель должен обеспечить ребенку комфорт и безопасность, должен быть «эмоционально доступен» для ребенка, должен сочувствовать его переживаниям и всячески поощрять его попытки преодоления страха.
Родителям в целях профилактики страхов у детей психологи рекомендуют:
• с уважением, без лишнего беспокойства и фиксации относиться к страху ребенка;
• уделять ребенку побольше внимания, ласки, теплоты; успокоить его, вернуть душевное равновесие;
• создать дома доверительную атмосферу, чтобы ребенок мог спокойно рассказать о том, что его тревожит;
• отвлечь ребенка от мрачных мыслей, наполнить его жизнь яркими красками, сходить с ним в цирк, на аттракционы;
• расширить круг интересов ребенка; чем больше у детей интересов, тем меньше у них времени зацикливаться на своих переживаниях;
• преодолеть собственные страхи, чтобы не «заражать» своих детей тревожным состоянием.
Чтобы состояние страха у ребенка не приняло состояние фобии, родители должны знать, чего нельзя делать, когда ребенок чего-то боится:
• смеяться и шутить по поводу его страхов;
• винить и ругать ребенка за то, что он боится;
• игнорировать и не замечать страхи ребенка (при таком отношении родители могут потерять его доверие, и в дальнейшем ребенок перестанет рассказать родителям о своих переживаниях);
• говорить ребенку «не бойся того-то и того-то, мы же не боимся, и ты должен быть смелым», эти слова не помогут;
• объяснять ребенку, что близкий родственник умер из-за болезни; дети мысленно связывают слова «смерть» и «болезнь» и в дальнейшем могут очень сильно тревожиться, когда сами болеют либо если заболеет кто-то из близких;
• брать ребенка на похороны до подросткового возраста;
• постоянно говорить о болезнях и чьей-то смерти, о том, что с ребенком может что-то случиться;
• внушать ребенку, что он может заразиться какой-либо болезнью и умереть;
• изолировать ребенка от окружающего мира, опекать его, ограничивать его самостоятельность;
• смотреть фильмы ужасов в детской комнате; даже если ребенок спит и не просыпается, крики и вопли из телевизора незримо действуют на его психику.
Когда ребенок по каким-то причинам не может справиться со своими эмоциями, снять его напряжение поможет рисование, посредством которого можно ослабить страхи, рожденные его воображением, сюда относятся и ужастики из фильмов, и страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, которые произошли давно, но все еще волнуют ребенка.
Источник: Ильин Е.П. Психология страха. Санкт-Петербург: Питер, 2017. 352 с.