Рим.12:1-2 «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего,
2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная»
В этих словах содержится сжатая, но емкая характеристика Божьей воли, которая раскрыта как «благая, угодная и совершенная». Говоря кратко, воля Божия является благой, поскольку в ней заключено благо для нас. Бог желает нам только добра, и в этом смысле воля Божия - благая. Воля Божья названа угодной (более точный перевод - приемлемой, оптимальной), поскольку Бог всегда предлагает самый лучший вариант из всех возможных. Кроме того, воля Божья названа совершенной. Она направлена на то, чтобы сделать нас совершенными, без всякого недостатка. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» - призывает нас Иисус (Мф.5:48). И стать совершенным можно только в том случае, если мы следуем воле Божьей.
Сегодня мы с вами рассмотрим эти же слова в динамическом аспекте, то есть в смысле нашего с вами духовного роста. Воля Божия не только является благой, угодной и совершенной в каждом конкретном случае, в любой жизненной ситуации. Она также находится в развитии, может меняться в зависимости от нашего внутреннего состояния. В этом смысле мы с вами можем говорить о трех ступенях, трех уровнях воли Божьей.
В самом начале, когда мы приходим к Богу, мы в первую очередь обращаем внимание на благую волю Божью. Мы получаем прощение, спасение, искупление, исцеление, различные и многообразные блага по воле Божией. Мы осознаем, насколько Бог благ и милостив, долготерпелив и человеколюбив. Мы испытываем признательность за все, что Бог для нас сделал, что Он не оставил нас погибать во грехах наших, что Он предусмотрел план нашего спасения. Нас переполняет благодарность за это. Но это - лишь первая ступень в познании воли Божьей. Если мы останавливаемся на этом, то мы становимся чем-то похожи на младенцев, которые умеют только принимать.
Угодная воля Божья - это вторая ступень. Духовно возрастая, мы познаем, что угодно Богу, а что Ему не угодно. Очень важно, чтобы мы оценивали Божьи заповеди, повеления и запреты именно на втором этапе, после того, как мы познакомились с Его благой волей, с Тем, что Он сделал для нас и чего Он желает для нас. Если человек не принял благую волю Божью, то при знакомстве с угодной волей Божьей у него может рождаться ропот, недовольство тем, что Бог пытается ограничить его свободу, он может воспринимать христианство как религию запретов.
Однажды, когда народ Божий странствовал в пустыне, произошел один эпизод. Евреи три дня шли по пустыне и не находили воды. Наконец они нашли источник, но вода в нем была горькой. И далее происходит следующее:
Исх.15:25-26 «[Моисей] возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там [Бог] дал [народу] устав и закон и там испытывал его.
26 И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой»
Итак, мы видим, что сначала Бог превращает горькие воды в сладкие, а затем дает народу Своему закон. Люди увидели благую волю Божью для себя, они утолили жажду, и теперь готовы идти дальше - познать угодную волю Божью для себя.
В этой реальной истории мы можем видеть также и иносказание. Источник нашей жизни испорчен грехом. Чтобы убрать горечь, нужно дерево - и не просто дерево, а то, на которое указывает Бог. И Бог указывает нам на дерево креста, на котором был распят Его возлюбленный Сын. Голгофский крест делает «воду сладкою», т.е. пригодною для употребления. Принимая эту воду, мы получаем от Бога жизнь и становимся способными исполнить Его заповеди. Приняв Его благую волю, мы готовы принять Его угодную волю.
Но не все и не всегда готовы познавать угодную волю Божью.
Когда мы с вами читаем Ветхий Завет, то видим вереницу иудейских и израильских царей, каждому из которых дана краткая характеристика: «он делал угодное в очах Господних» или «он делал неугодное в очах Господних». Бог даровал им власть, и все приняли эту благую волю от Бога. Но дальше каждый делал свой выбор: жить по воле Божьей, исполняя Его заповеди, или идти своими путями, неугодными Богу. Многие цари были согласны с благой волей Божьей, но не принимали угодной воли Божьей.
2Пар.33:1-6 «Двенадцати лет [был] Манассия, когда воцарился, и пятьдесят пять лет царствовал в Иерусалиме,
2 и делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых,
3 и снова построил высоты, которые разрушил Езекия, отец его, и поставил жертвенники Ваалам, и устроил дубравы, и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему,
4 и соорудил жертвенники в доме Господнем, о котором сказал Господь: в Иерусалиме будет имя Мое вечно;
5 и соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня.
6 Он же проводил сыновей своих чрез огонь в долине сына Енномова, и гадал, и ворожил, и чародействовал, и учредил вызывателей мертвецов и волшебников; много делал он неугодного в очах Господа, к прогневлению Его»
Когда человек принимает благую волю Божью, но не ищет угодной воли Божьей, продолжает ходить своими путями, это вызывает гнев Бога. Бог богат милостью, но в то же время Он желает видеть в человеке изменения к лучшему, чтобы он оставил свои грехи и исполнял то, что угодно Богу. Человек должен избавиться от всего, что его разрушает телесно, морально и духовно.
В Книге Притчей мы читаем:
Пр.21:3 «Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва»
Нередко люди не обращают внимания на это, они думают, что определенные религиозные действия, обряды могут заменить послушание воле Божьей. Например, мы можем видеть, как какой-нибудь судья или депутат сколотил состояние на незаконных делишках, а затем строит храм, желая задобрить Бога. Но такие жертвы Богу не угодны, если человек продолжает жить во грехе. Мытарь Закхей, встретив Иисуса, воскликнул: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо», на что Иисус сказал ему: «ныне пришло спасение дому сему» (Лк.19:8-9). Но не потому так сказал Иисус, что Закхей денег пообещал. У Закхея было искреннее покаяние, искреннее желание жить отныне так, как угодно Господу.
На страницах Евангелия мы видим, что те, кто получал от Иисуса исцеление или прощение, получали познание не только благой воли Божией, но также и угодной воли Божьей. Христос говорил человеку, который получил от Него помощь: «ступай, и больше не греши». Нельзя все время оставаться на уровне только благой воли Божьей, надо подняться на ступень выше - на ступень угодной воли Божьей. Надо научиться делать правильный выбор между добром и злом, между греховной и безгрешной жизнью.
Еф.5:8-17 «Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос".
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия»
Здесь мы видим, что Павел призывает нас познавать волю Божию, вникать в то, что благоугодно Богу. Мы теперь не чада гнева, а чада света, и поступать должны соответственно.
Итак, мы рассмотрели с вами две ступени воли Божьей - благую и угодную. Остается еще третья, наивысшая ступень - совершенная воля Божья. Если мы научились жить в угодной воле Божьей, нам не следует останавливаться, следует двигаться в направлении совершенной воли Божьей.
Этот принцип хорошо показан в истории с богатым юношей, который однажды упал на колени перед Иисусом со словами: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Иисус ответил: «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать». Юноша говорит Ему: «все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?». Иисус сказал ему: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:16-22). Очень часто мы уничижаем этого юношу в сердце своем. Богатство, мол, для него было дороже Христа. Но на самом деле он просто был еще не готов подняться еще на одну ступень в исполнении воли Божьей. Многие христиане не поднимаются даже на вторую ступень. Они принимают благодать Божью, но не желают ничего слышать о требованиях Божьих к их жизни. Этот юноша серьезно задумывался о том, чего желает и ожидает от него Бог. И Иисус сказал ему: «Ты научился исполнять заповеди Божии. Ты научился жить на уровне угодной воли Божьей. Как насчет того, чтобы подняться на ступень выше? Если хочешь быть совершенным, пойти, продай имение и раздай нищим».
Думается, нам не стоит торопиться отправлять таких людей, как этот богатый юноша, в ад. Люди слишком любят выносить скоропалительный приговор в соответствии со своими убеждениями. Но наш Господь, как сказано, трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит. Если человек искренне ищет Бога, то рано или поздно Бог ему откроет истину. У того юноши состоялась личная встреча со Христом, и такие встречи бесследно не проходят.
Итак, каждый из нас в своей жизни рано или поздно сталкивается с этими тремя проявлениями воли Божьей. Когда мы только приходим к Богу, мы познаем, что воля Божья заключается в том, чтобы все спаслись и никто не погиб. Со своей стороны Он сделал все, чтобы мы осознали эту волю и воспользовались ею. Иисус взошел на крест, чтобы мы удостоверились в том, что воля Божья для нас всех и для каждого лично - благая. Бог доказывает нам Свою любовь, свою благую волю тем, что Христос умер за нас, когда мы еще были грешниками. Многие отвергают эту волю Божию, не принимают ее. Но тот, кто принял благую волю, должен двигаться дальше, в направлении познания и исполнения угодной воли Божьей. Эта воля заключена как в общих заповедях, так и в конкретных указаниях мне лично, как поступить в той или иной ситуации. Немногие ищут третьего уровня воли Божьей. Здесь мы уже выбираем не между добром и злом, не между грехом и верностью Божьим заповедям, а между хорошим и очень хорошим, нормальным и совершенным. Когда мы между легким и трудным путем мы выбираем тот, который труднее - это значит, что мы желаем исполнить совершенную волю Божью. Этот путь наполнен испытаниями, лишениями, тяготами. Но награда за него велика. Ведь мы переходим на новый уровень отношений с Богом.