РЕФОРМАЦИЯ и ПРАВОСЛАВИЕ в УКРАИНЕ

Mar 31, 2021 10:01

Среди особенностей развития протестантизма на украинских землях следует упомянуть о его влиянии на православную церковь. Можно сказать, что в период кризиса украинское православие выжило во многом благодаря тому, что смогло вобрать в себя и применить ряд позитивных уроков, преподанных европейским протестантизмом.

В 1569 году в городе Люблине была подписана уния, в соответствии с которой Польское королевство и ВКЛ (Великое княжество Литовское) объединялись в единое государство - Речь Посполитую (буквально республику) с выборным королем, общим сеймом и сенатом, единой внешней политикой. В новообразованном государстве безусловное лидерство было за Польской стороной. Украинские земли (Волынь, Киевщина и Брацлавщина) с 1569 года перешли под управление польских магнатов и шляхты. С этого момента католические правители не переставали понуждать украинцев к принятию своей веры, освящавшей господство королевской Польши. Хотя в Люблине и шла речь о свободном исповедании веры как для православных, так и для протестантов, но уступки эти были вызваны только временной необходимостью и впоследствии были попраны. Кстати, на сейме 1569 года шла речь и об унии в смысле присоединения к Римской церкви всех инаковерующих, в том числе и православных. Неудивительно, что положение православной, равно как и протестантских церквей после этого сейма ухудшилось.
Польско-литовский король Стефан Баторий в 1580 году отдал приказ о передаче владений православных монастырей иезуитам. Его преемник Жигимонт III Ваза начал систематично устранять некатоликов с государственных постов.
В этих условиях в среде украинского православия наметилась тенденция на сближение с протестантами, которые оказались в схожем положении. Взаимная терпимость и согласие поддерживались на протяжении нескольких десятилетий, по возможности исключалась всякая полемика между этими двумя религиозными лагерями.
Один из лидеров украинского православия князь Василий-Константин Острожский советовал в письме внуку не ходить в Польше в костел, а только на собрания кальвинистов, называя их сторонниками истинного закона Христова. Знаменитый украинский историк Николай Костомаров пишет, что Острожский считал так «потому, что видел христианские дела протестантов».
Этот православный магнат с уважением указывает на то, что у них были школы и типографии, что пастыри их отличались порядочностью и тактом и противопоставлял им упадок в Украинской православной церкви, безалаберность священников, материальное своеволие архипастырей, равнодушие мирян к вопросам веры.
«Правила и постановления нашей церкви, - писал Острожский, - попирают чужеземцы, наши единоверцы не только не могут вступиться за Божью церковь, но даже смеются над ней, нет учителей, нет проповедников, нигде не услышишь Божьего Слова, нередки отступления от веры; приходится сказать с пророком: кто даст воду голове моей и источник слез очам моим!».
К чести Константина Острожского следует сказать, что он со своей стороны попытался сделать все, чтобы возродить украинское православие. В 1578 году в своем имении в г. Остроге он основал школу, в которой славянские библейские традиции объединялись с достижениями европейского образования. В Острожской школе, помимо Библии и основ православия, фундаментально изучались языки - славянский, греческий и латынь. Преподавались в ней и «семь свободных наук»: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Программа, по которой велось обучение в Остроге, предусматривала начальное и среднее образование с элементами высшего. Поэтому современники называли Острожскую школу и школой, и коллегиумом, и академией. Это было первое высшее учебное заведение на Украине среди православных.
Усилия князя Константина этим не ограничились. В это же время он предоставил убежище знаменитому книгопечатнику Ивану Федорову, результатом чего был выход в 1580 году первой украинской печатной Библии, которая получила в истории название «Острожской».
В описываемый период во многом под влиянием Реформации начинают создаваться православные братства, которые взяли за образец организации протестантские общины. По аналогии с пресвитерианством, было провозглашено превосходство братств над церковной иерархией, что давало им возможность контролировать церковные порядки и даже «поправлять» епископов. Наиболее известные братства: Львовское (основано в 1586 г.) и Киевское (основано в 1615 г.).
Можно сказать, что в конце 16 - начале 17 веков украинское православие колеблется между желанием как можно теснее связаться с евангельским движением и страхом быть оторванным от вековых религиозных традиций.
В конце концов среди украинских иерархов победило третье направление - стремление к компромиссу с католицизмом, которое выразилось в подписании большей частью высшего духовенства унии (соглашения, союза) в Бресте в 1596 году. «В обмен» на сохранение храмов, постов и ряда религиозных особенностей лидеры украинского православия признали главенство папы и главный католический догмат об исхождении Духа Святого.
«Обезглавленная» таким образом православная церковь Украины очень болезненно восприняла этот факт. Оставшийся преданным своей вере Василий-Константин Острожский писал: «Многие из жителей этого края, послушных святой восточной Церкви, считают меня передовым человеком в православии, хотя я считаю себя не большим, чем равным среди других; по этой причине боюсь, чтоб не стать виноватым перед Богом и вами; поэтому оповещаю вас про то, что достоверно узнал, желая вместе с вами единодушно выступить против супостатов, чтобы с Божьей помощью и при вашей поддержке те, кто приготовил для нас сети, сами в те сети попали.
Что может быть бессовестнее и несправедливее, когда шесть или семь злодеев отпали от своих пастырей, которые их наставили, а нас считают бессловесным товаром, решают самовольно оторвать нас от правды и ввести в погибель с собою?».
Примерно так же считали большая часть украинцев, которые не приняли и осудили унию. Но оставшись без митрополита и только с двумя престарелыми епископами, православная церковь после 1596 года оказалась и вне закона. Церкви и монастыри лишались имущества. Православные украинцы вынуждены были платить высокие налоги на содержание католического духовенства, им запрещалось занимать высокие должности, создавать высшие учебные заведения и т. п. После смерти двух оставшихся православных епископов польское правительство поспешило объявить украинскую православную церковь несуществующей.
Однако в эти десятилетия на «политическую арену» Речи Посполитой выступает новая сила - Запорожское казачество, которое цепко, до фанатизма, держалось за «веру своих отцов». Сразу после создания Киевского православного братства в 1615 году в него вступил гетман Сагайдачный «вместе со всем войском Запорожским». Это должно было продемонстрировать католическим правителям, что в случае дальнейшего давления на православие, придется иметь дело с одной из наиболее грозных армий в Европе.
Именно гетману Петру Сагайдачному удалось восстановить православную иерархию. Для этого было использовано пребывание на Украине иерусалимского патриарха Феофана. Феофан под защитой запорожцев благословил нового киевского митрополита Иова Борецкого и нескольких епископов.
Последователем Иова Борецкого, выдающимся просветителем, церковным деятелем, был Петр Могила (1596-1647). Он стал митрополитом в 1632 году и в этом же году добился от королевских властей признания церковной иерархии. Для восстановления авторитета и силы православной церкви П. Могила начал проведение глубокой церковной реформы.
• Прежде всего, он сумел ввести суровую дисциплину среди священников и монахов. Могила боролся с нарушениями при назначении на церковные должности, контролировал моральные качества духовенства, ввел экзамены на соответствие служению. Надзор над священниками стали осуществлять протопопы, которые избирались среди наиболее достойных священников.
• Другим важным делом для П. Могилы было возвращение Украинской православной церкви имущества и земель, реставрация храмов. • Стремясь приблизить православную церковь к народу, П. Могила ввел богослужения на украинском языке вместо церковнославянского, который уже тогда был не совсем понятным украинцам.
• Важным способом распространения просвещения П. Могила считал книгопечатание, заботился о развитии типографий.
• Главным содержанием религиозной, культурной и просветительской деятельности П. Могилы стало образование и просвещение. Он, основав в 1631 году Лаврскую школу, объединил ее в 1632 году с Киевской братской школой, создав, таким образом, первую высшую школу - Киево-Могилянскую коллегию (позднее Киево-Могилянская академия). Благодаря проведенной в 1633-1647 годах П. Могилой реформе просвещения школьная система Украины была перестроена по наиболее эффективной системе иезуитских колледжей; обучение в коллегии было организовано по европейскому типу.
Таким образом, спустя столетие после начала реформационных событий на украинских землях, православие сумело провести реформу внутри себя, подняв высокую планку требований к священнослужителям, приблизив язык богослужения к народному, популяризируя Слово Божье и вовлекая широкие народные массы в жизнь церкви. Под гнетом и давлением, оставляемая бывшими сторонниками и даже «обезглавленная» украинская православная церковь выжила, впитав в себя ряд важных и ценных приобретений Реформации.

Источник: Шульга А. Реформация в православии // Свет Истины. 2017. №2 (27). С.3-4.

протестантизм, православие, Украина, история христианства

Previous post Next post
Up