Среди произведений религиозного (богословского) характера, прочитанных мною в уходящем году, хотелось бы особо отметить (в алфавитном порядке авторов) следующие 7 книг:
Ричард Бокэм. Иисус глазами очевидцев. Первые дни христианства: живые голоса свидетелей.
Анатолий Гармаев. Нравственная психология и педагогика.
Серен Кьеркегор. Девять бесед 1843 года / Пер. с датского А. В. Лызлова - М., 2016. - 324 с.
Антанас Мацейна. Драма Иова.
Дэвид Хелм. Разъяснительная проповедь: Как возвещать Божье Слово сегодня / пер. с англ. - Чернигов: In Lumine Media, 2017. - 144 c.
Филип Шафф. История христианской Церкви. - Т.1. Апостольское христианство. 1-100 по Р.Х. - СПб.: Библия для всех, 2010. - 585 с.
Г. Штейнбергер. Путь по стопам Агнца.
А теперь немного подробнее.
Ричард Бокэм. Иисус глазами очевидцев. Первые дни христианства: живые голоса свидетелей. Брат, который рекомендовал мне эту книгу к прочтению, охарактеризовал ее как «твердая пища». Так оно и оказалось: твердая в плане как усилий, которые нужно прилагать при чтении некоторых ее частей, так и в смысле углубленного проникновения в предмет исследования. Автор с помощью «многабукафф» и новейших достижений библеистики доказывает, что Евангельские повествования были записаны либо очевидцами тех событий, либо с их слов, что придает им особую авторитетность.
Цитата из книги:
Однако, на мой взгляд, существует никем не замеченный, но очень убедительный аргумент в пользу того, что безымянный ученик из главы 1 и Любимый Ученик - одно лицо. Любимый Ученик изображен в Четвертом Евангелии как идеальный свидетель Иисуса. Именно его свидетельство заключено в этом Евангелии (21:24). Однако в таком случае он должен полностью отвечать требованию, которое предъявляет к свидетелям само это Евангелие: «А также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (15:27). В соответствии с этим условием Любимый Ученик появляется в повествовании с самого начала: с одной стороны, скромно - без имени, так что его можно не только не узнать, но и не заметить; но с другой стороны, не так уж скромно - ведь он отодвигает Петра с его первого места.
Помимо этого, автор Евангелия от Иоанна делает и другие намеки на тождество одного из первых учеников тому ученику, которого больше всех любил Иисус. О двух учениках, первыми «пошедших» (1:37) за Иисусом, в повествовании говорится: «Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им…» (1:38). А в конце Евангелия последнее появление Любимого Ученика описано так: «Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус…» (21:20). В обоих случаях герои «идут за Иисусом» буквально, однако имеется и дополнительное символическое значение - они следуют за ним как его ученики. Однако параллель не кончается на том, что Любимый Ученик «идет за» Иисусом: кроме этого, он «пребывает». Первые слова двух первых учеников, обращенные к Иисусу: «Равви, где живешь (menas - букв, «пребываешь»)?» (1:38) В ответ он приглашает их «пойти и увидеть». Рассказ продолжается: «Они пошли и увидели, где Он живет (menei), и пробыли у Него день тот» (1:39) В конце же Евангелия от Иоанна, в ответ на вопрос Петра о Любимом Ученике: «Господи! А он что?» - Иисус отвечает: «Если Я хочу, чтобы он пребыл (menein), пока не приду, что тебе до того?» (21:22). Повторение этих слов в следующем стихе составляет последнее речение Иисуса в этом Евангелии.
Анатолий Гармаев. Нравственная психология и педагогика. Эта книга была составлена по материалам лекций и бесед священника Анатолия Гармаева. Содержит много полезных размышлений о душе человека и ее элементах, об эго-влечениях и силах человеческой души, о материнстве и семейных ценностях. Много писать не буду, т.к. размещал (и еще размещу) несколько отрывков из этой книги. Вот пример:
СТРАСТНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ Серен Кьеркегор. Девять бесед 1843 года. Каждая из бесед известного датского философа представляет собой размышление над тем или иным местом из Священного Писания, например: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше»; «Любовь покрывает множество грехов»; «Господь дал. Господь взял - благословенно имя Господне». Книга располагает к неторопливому чтению и помогает увидеть новые грани в ставших уже привычными бриллиантах библейской мысли.
Цитата из книги:
Когда жизнь учит двоих людей разному, это может происходить оттого, что сами они различны. Если двоих детей воспитывать вместе, так что они будут делить одну и ту же судьбу, и когда будут хвалить одного, будут хвалить и другого, когда один будет получать замечание, будет получать и другой, когда одного будут наказывать, будут наказывать и другого, они могут при этом научиться совершенно разным вещам. Один может научиться всякий раз, когда его хвалят, не гордиться; всякий раз, когда ему делают замечание, смиряться, внимая наставлению; всякий раз, когда его наказывают, получать исцеление посредством страдания; - другой же может научиться всякий раз, когда его хвалят, надмеваться; всякий раз, когда ему делают замечание, ожесточаться; всякий раз, когда его наказывают, копить тайную злобу.
Антанас Мацейна. Драма Иова. Книга литовского религиозного философа представляет собой анализ Книги Иова с позиций философии экзистенциализма. Тоже довольно интересно, хотя временами философия подавляет собой богословие. Тем не менее, книга содержит достаточное количество полезных мыслей и наблюдений.
Цитата из книги:
Как-то Толстой прекрасно заметил, что если дикий человек разбивает своих идолов, это еще не означает, что Бога нет; это лишь означает, что Бог не деревянный. И если тот же самый первобытный человек узнает, что молния это атмосферное разряжение электричества между двумя полюсами, то это еще не означает, что в нем исчезнет страх перед Богом; это только означает, что молнию он просто не будет считать одним из обличий Бога. Однако страх перед Богом, как перед Могучим Бытием, остается в человеке всегда, когда только человек встречается с Ним в своей экзистенции. В глубинах своей души человек всегда трепещет перед лицом всех тех явления, за которыми он чувствует это могучее существование: он трепещет не по причине физической угрозы со стороны этих явлений, но из-за ощущаемой близости этого невыразимого высшего Могущества.
Дэвид Хелм. Разъяснительная проповедь: Как возвещать Божье Слово сегодня. Книга из серии «Созидаем здоровые церкви». Автор убедительно призывает извлекать из Библии то, что в ней есть, а не то, что мы в ней хотим увидеть. Рассмотрев возможные отклонения от этого подхода, Дэвид предлагает «алгоритм» подготовки разъяснительной проповеди.
Цитата из книги:
Если вы ограничитесь одной экзегезой, ваша проповедь рискует быть либо чересчур интеллектуальной, либо попросту повелительной.
Интеллектуальная проповедь получается, когда более всего вас интересует первоначальная аудитория текста. Такое происходит, когда вы берете глубоко актуальный текст и делаете его неактуальным, подготовив по нему проповедь, звучащую как академический комментарий. Вы провели экзегетический анализ - и на этом остановились. В результате у вас выходит скучный, бесполезный, обильно уснащенный примечаниями доклад.
Стилем такого рода чаще всего грешат молодые проповедники, ошибочно считающие проповедь (как говорит мой друг Майк Буллмор) контейнером, в который они норовят вместить все, что узнали о своем тексте за истекшую неделю. Так вот, это задача не для проповеди. Чрезмерно интеллектуальной проповеди нужно избегать.
Другая ловушка, которую готовит нам такая «одинокая» экзегеза, заключается в том, что мы становимся моралистами. Библия полна повелений, и все они сохраняют свою значимость и в наши дни. Но повеления, взятые вне соответствующего библейского и богословского контекста, также могут быть применены некстати и невпопад…
Филип Шафф. История христианской Церкви. - Т.1. Апостольское христианство. 1-100 по Р.Х. В первом томе 8-томного издания подробно рассматриваются события 1-го века, приведшие к появлению и институциональному оформлению христианства. Книга содержит множество интересных фактов о первоапостольской Церкви и общем религиозном фоне тех далеких времен.
Цитата из книги:
Язычество - это религия, которая, подобно дикому растению, произрастает на почве падшей человеческой природы, замутненного изначального знания Бога, обожествления разумной и неразумной твари и соответствующего извращения представлений о нравственности, благодаря чему естественные и неестественные пороки получают официальное одобрение…
Г. Штейнбергер. Путь по стопам Агнца. Известный швейцарский проповедник, живший на рубеже 19 и 20 столетий, дает разностороннюю характеристику пути следования за Христом, избрав отправной точкой слова, записанные в Откровении: "Это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел" (Откр. 14:4).
Цитата из книги:
Всякий раз, уклоняясь от пути смирения, мы лишаемся и благодати, которую Бог хотел нам через это смирение дать. И как много этой благодати мы таким образом лишились! Ап. Петр призывает: "Облекитесь смиренномудрием". Смирение представляет собой покрывало, которое защищает нас от духовного охлаждения.
Смирение - это сила, которая скорее умаляет свои дела, чем превозносит их. Оно не стремится привлечь к себе всеобщее внимание и не добивается признаний. Иначе почему бы, собираясь воскресить дочь Иаира, Иисус сказал: "Она не умерла, но спит". Он не хотел привлекать внимание. Мы же, наоборот, стараемся создать своим делам такой фон, на котором бы они выглядели более значительными и чудесными.