Дорогие друзья! В эти дни мы с вами приближаемся к той черте, которая отделяет старый год от нового. Через несколько дней будет перевернут последний лист календаря с числом «2018», и нам придется привыкать к новой дате - «2019». Какое-то время мы с вами будем путаться, как это бывало и раньше, и по привычке писать в графе «год» цифру «18», но вскоре уже новое число станет для нас вполне привычным. Поток времени течет непрерывно, и он увлекает нас все вперед и вперед, унося нас все дальше от нашего прошлого.
Какие чувства мы переживаем, когда вступаем в новый период нашей жизни? Волнение? Предвкушение? Страх? Может быть, все это вместе или что-то другое? Наверное, каждый из нас переживает целый спектр чувств, переживаний, эмоций, которые вызываются неопределённостью будущего. Мы не знаем, что нас ждет за очередным изгибом календаря. Неизвестность нас одновременно и манит, и пугает. Маленькие дети живут в эти дни в предвкушении новогодних и рождественских праздников, подарков и чудес, а у тех, кто уже успел пожить на этой земле чуть больше, среди всех этих предпраздничных приготовлений нет-нет да шевельнется страх перед будущим. Что год грядущий нам готовит?
Рим.8:24-39 «Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?
25 Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.
26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
27 Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по [воле] Божией.
28 Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу.
29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.
30 А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.
31 Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?
32 Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?
33 Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает [их].
34 Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.
35 Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано:
36 за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, [обреченных] на заклание.
37 Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.
38 Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее,
39 ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем»
В этих словах Апостола Павла мы находим отражение наших переживаний перед лицом неизвестного будущего. Здесь говорится и о нашей надежде, и о наших страхах. Если мы имеем надежду, то мы ожидаем в терпении (Рим.8:25). Но наше терпение, наши надежды подвергаются атакам многочисленных сомнений и страхов. Самые важные из них заключены в нескольких вопросах Павла, которые мы с вами сейчас и рассмотрим.
1) Рим.8:31 «Если Бог за нас, кто против нас?».
В этом вопросе отражена глубинная потребность человека в безопасности. Психологи говорят, что после физиологических потребностей потребность в безопасности, защите, стабильности стоит в иерархии ценностей человека на первом месте. Каждому из нас нужна уверенность в безопасности. Если этой уверенности нет, все остальное не приносит радости.
Одна семья жила в достатке, у них был большой современный дом и все, что к нему прилагается. Но вот в их дом пришла война, их поселок подвергся обстрелам, и им пришлось большую часть времени прятаться в подвале. Маленький ребенок рос в страхе перед этими обстрелами, он боялся поднять глаза к небу, и однажды он сказал: «Мамочка, пожалуйста, нельзя ли нам пожить там, где совсем нет неба?».
Какое благословение, друзья, что мы сегодня с вами можем жить в уверенности, что нам на голову не упадут ракеты, мины или снаряды. Мы с вами не ищем места, где совсем нет неба. Мы можем поднять глаза к небу и полюбоваться солнцем или облаками. Но у каждого из нас есть свои страхи. У каждого есть свой список проблем, которые ополчились против нас. Болезни, экология, инфляция, коррумпированные суды, безответственные чиновники… Мы могли бы долго перечислять, кто сегодня против нас. Но вопрос Павла звучит не так. Он спрашивает: «Если Бог за нас, кто против нас?».
Если на одну чашу весов поставить Бога, а на другую - все наши сомнения и страхи, всех наших противников и врагов - Кто должен перевесить? А что обычно перевешивает? Порой мы считаем себя такими сильными христианами, но стоит в нашу жизнь прийти хотя бы намёку на опасность, как это лишает нас сна и ввергает в нервозное состояние.
Много веков назад Бог через пророка Исайю сказал:
Ис.41:10 «Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей»
Спустя столетия после этого Ангел Божий явился Иосифу, когда тот собирался отпустить обрученную ему Марию, и напомнил ему другие слова, записанные тем же пророком:
Мф.1:22-23 «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: 23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог»
Затем Иисус Христос, будучи в зрелом возрасте, сказал:
Ин.10:27-29 «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. 28 И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. 29 Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего»
Эти слова нас снова и снова утверждают в том, что Бог с нами, что Он на нашей стороне.
Итак, кто же сегодня против нас? Кто может лишить нас покоя и сна в наступающем году? Кто может посягнуть на нашу безопасность, когда на календаре появятся цифры «2019»? «Если Бог за нас, кто против нас?».
2) Рим.8:32 «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?»
Здесь звучит второй, очень болезненный для нас вопрос: вопрос нашего обеспечения, вопрос восполнения наших нужд. Как мы будем жить завтра? Что будет с нашей работой? Хватит ли мне пенсии? Смогу ли я оплатить коммунальные услуги, учебу детей, лекарства?
Макс Лукадо в книге «В деснице благодати» приводит такую иллюстрацию.
Допустим, человек увидел ребенка, которого избивают хулиганы. Человек разогнал негодяев, спас малыша, отвез его в больницу. Ребенок выздоровел. Тот человек оплатил лечение. Узнав, что мальчик сирота, он усыновил его и дал ему свое имя. А спустя некоторое время отец как-то ночью услышал, что сын всхлипывает в подушку. Он подошел к кроватке и спросил, почему сын плачет.
- Мне страшно, папа. Меня тревожит, что будет завтра. Где я найду еду, чтобы поесть? Как смогу достать себе одежду, чтобы не замерзнуть? И где я буду ночевать?
Отец, естественно, в недоумении:
- Я ведь тебе объяснял. Разве ты не понял? Я рисковал жизнью, чтобы спасти тебя. Я заплатил за твое лечение. Ты носишь мое имя. Я называю тебя своим сыном. Стал бы я все это делать, чтобы потом не дать тебе то, в чем ты нуждаешься?
Это то, о чем говорит Павел. Неужели Тот, Кто отдал Своего Сына, не даст нам все, в чем мы нуждаемся? Что сложнее: накормить нас или умереть за нас? Разве наш Небесный Отец заботится о нас лишь наполовину? Разве Он, спасши нас от коварного врага, бросит нас умирать от голода? Таким вы в своем воображении нарисовали себе Бога?
Конечно, беспредельная алчность может нас завести очень далеко, если мы с пристрастием будем толковать слово «всего» из Рим.8:32. Здесь говорится о том, что нам действительно необходимо, а не о любой нашей прихоти.
Иисус много говорил своим ученикам о птицах небесных и о полевых лилиях, подведя следующий итог:
Мф.6:31-34 «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? 32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. 33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. 34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы»
В 32-м стихе Иисус называет две причины не волноваться по поводу своего пропитания и других бытовых нужд: плохую и хорошую. Плохая причина: в этом случае мы уподобляемся язычникам. Хорошая причина: Наш Небесный Отец знает о всех наших нуждах. Посему мы должны довериться Ему и в этом вопросе.
3) Рим.8:33-34 «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает [их]. 34 Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас»
Эти следующие два вопроса - практически об одном. Очень многие люди, которые решили первые две проблемы (вопросы безопасности и обеспечения), столкнулись с третьей. Им не дает покоя совесть, они страдают бессонницей не из-за обстрелов или из-за того, что не знают, чем кормить семью. Они боятся предстать пред судом Божьим.
Эта история произошла в 12-м веке. Однажды заболел глава Католической Церкви и в предчувствии смерти он не находил покоя. В те времена в Италии жил Франциск Асиззский, который отказался от богатого наследства, жил в нищете и проповедовал Евангелие. За Франциском были посланы гонцы, и вскоре его привели в блестящие покои папы. Франциск движением руки сбросил шитое золотом покрывало, которым был накрыт папа, и сказал: «Теперь забудь, что ты - папа! Ты - грешник! А грешнику нужно покаяние. Тогда и смерть не будет страшна».
Да, каждому живущему на этой земле надобно покаяние, необходимо примирение с Богом. Но даже после этого многие живут в страхе перед грядущим судом Божьим. Враг душ человеческих умело играет на наших страхах, постоянно подливает масла в огонь наших сомнений. Действительно ли Бог полностью простил меня? Может быть, я слишком грешен, чтобы получить полное и безусловное прощение?
Однажды один мальчик решил пострелять из рогатки. Он со своей сестрой гостил у бабушки, и у нее в саду стрелял по деревьям, но ни разу не попал. Возвращаясь домой, он приметил во дворе утку. Поддавшись порыву, он прицелился из рогатки и выстрелил. Камень, попав точно в голову, убил утку. Мальчик испугался и спрятал мертвую утку в поленнице, но как только оглянулся, понял, что его сестра Салли все видела. В тот день после обеда бабушка напомнила Салли, что сегодня ее очередь помогать ей мыть посуду. Салли ответила: «Сегодня Джонни сказал мне, что не прочь вне очереди помочь тебе на кухне. Правда, Джонни? - а сама шепнула ему: - Помни про утку!». Так что Джонни в тот день мыл тарелки.
А что ему оставалось? Следующие несколько недель он почти не отходил от раковины. Иногда - потому что была его очередь, чаще - чтобы скрыть свой грех.
«Помни про утку!» - зловеще шептала Салли, если он пробовал возражать.
Вконец измучившись, Джонни решил, что любое наказание будет лучше, чем бесконечное мытье тарелок, и признался бабушке, что убил ее утку.
- Я знаю, Джонни, - ответила та, обнимая его. - Тогда я как раз подошла к окну и все видела. Я давно простила тебя, Джонни, ведь я люблю тебя. Мне вот только непонятно было, сколько же времени ты будешь позволять Салли превращать тебя в раба?
Джонни получил прощение, но продолжал страдать от чувства вины. Он думал, что если он расскажет о своем проступке, у него будут большие проблемы. Почему? Потому что прислушивался к словам своей обвинительницы.
В нашей жизни тоже есть тот, кто день и ночь собирает обвинения против нас. Враг душ человеческих с упоением вливает в уши Бога все неприглядные факты нашей жизни. Если вы пообещали и не сделали - будьте уверены, что информация об этом уже зафиксирована и подшита. Если вы проявили маловерие или невнимание, поколебались или споткнулись - это все не осталось без внимания духов злобы поднебесной. С каждым годом, с каждым прожитым днем тяжесть вины человеческой растет. И вот обвинительное заключение против вас тщательно подготовлено, все порочащие вас факты скрупулёзно собраны, и ваш обвинитель торжествующе спрашивает Бога: «Каков будет приговор?». Бог отвечает: «Наказание за грех - смерть… Но в данном случае смерть уже свершилась. На Голгофе Мой Сын понес за этого человека наказание».
Павел задает два вопроса: «Кто будет обвинять избранных Божиих?» и «Кто осуждает?». В судебном заседании есть обвинитель и есть судья. И мы видим, что Тот, Кто имеет все полномочия подвергнуть нас вечному наказанию, является нашим ходатаем. Наш адвокат - безмерно любящий нас Иисус! Он выиграл все Свои дела! Он не потерпел ни одного поражения! У нашего Ходатая безупречная репутация!
Ис.50:8-9 «Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет ко Мне. 9 Вот, Господь Бог помогает Мне: кто осудит Меня? Вот, все они, как одежда, обветшают; моль съест их»
Дорогой друг! Есть ли у тебя сегодня в сердце страх перед Божьим судом? Если да, и ты еще не примирился с Богом, сделай это сегодня! А если ты уже дитя Божье - задумайся о своем статусе. Кто сможет обвинить и осудить тебя, если Бог оправдал тебя?
И, наконец, звучит последний вопрос Павла:
4) Рим.8:35 «Кто отлучит нас от любви Божией?...»
Этот вопрос способен очень серьезно пошатнуть наше самочувствие. Многие думают примерно так: «Я верю, что Бог силен избавить меня от всех моих врагов. Я верю, что Бог может восполнить все мои нужды. Я верю, что Он оправдал меня, потому что Он любит меня. Но что будет, если Он разлюбит? Что мне делать, если Ему надоест меня прощать? Как быть, если Он устанет проявлять ко мне Свое милосердие?»
Другими словами, мы хотим знать: «как долго продлится любовь Божья ко мне?»
Ответ мы находим у пророка Иеремии.
Иер.31:3 «Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение»
Любовью вечною… Нам сложно понять и принять эти слова, потому что в этом мире нет ничего вечного. Оглядываясь вокруг, мы видим, что все проходит, все истлевает, все рано или поздно заканчивается. В реальности мы лишены непосредственного опыта познания вечности, и когда человек слышит слова о вечной жизни, о вечном наказании, о вечной любви - он зачастую воспринимает эти слова как абстракцию. Зачастую человек даже и не пытается вникнуть в это, потому что категория вечности не поддается логическому анализу. Это мы можем принять только верой.
Истина, которую мы с вами принимаем верой, заключается в том, что любовь Божья неподвластна времени. Наше спасение находится в надежных руках. Никто и ничто во вселенной не может стать между нами и нашим Богом. И об этом Апостол Павел говорит в полной уверенности:
Рим.8:38-39 «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, 39 ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем»
Павел уверен! Уверены ли мы с вами? Или наши сердца переполнены волнениями и страхами? Или нас пугает неопределённость будущего?
Никто не может предсказать с полной уверенностью, каким будет наступающий год. Каждый из нас на что-то надеется, в чем-то сомневается. Особенно в нашей стране с каждым годом все труднее верить в изменения к лучшему, люди повально пропитаны скептицизмом, и даже если нам что-то хорошее и обещают, мы тут же сопротивляемся: «здесь не может быть ничего хорошего, потому-что здесь не может быть ничего хорошего никогда!». Но сегодня мы с вами увидели, что на самом деле нет ничего нового под солнцем, и то, что беспокоит нас с вами сегодня, беспокоило людей и во времена Апостола Павла. Сегодня детей Божьих терзают те же страхи, те же переживания, что и 2000 лет назад. И мы увидели, что Слово Божье дает нам ответы на самые важные наши вопросы.
И пусть Господь поможет нам в преддверии Нового года обрести уверенность в этих четырех вопросах, которые мы с вами сегодня рассмотрели:
Уверенность в нашей безопасности; уверенность в восполнении наших нужд; уверенность в прощении; уверенность в вечной Божьей любви, от которой нас никто и ничто не может отлучить.
И пусть эта уверенность ведет нас на протяжении всего следующего года и далее, на протяжении всей нашей жизни, если Господь по милости Своей продлит наши дни на этой земле. А Ему, нашему Всесильному, Щедрому, Милостивому, Любящему Богу да будет вечная слава. Аминь.