Значительную часть территории Мали, Буркина-Фасо, Нигера, Чада, Судана и ближайших стран занимает не собственно пустыня, а сахель. Это такая разновидность пустыни, в которой торчат там и здесь небольшие колючие кустики или деревца. То есть пустыня не абсолютная, как на севере Мавритании или на юге Марокко, а такая, где что-то то там, то здесь растёт. Этими колючками и кустами питаются верблюды. А человеку оттого не легче, что он в сахеле, а не полностью в пустыне. Для человека колючки несъедобны, воды с них не надоить. Но наличие растительности говорит о том, что где-то внизу, под песками, имеется вода.
Вода там внизу действительно есть, но до неё надо докопаться. Колодцы в пустыне существуют, а есть даже и водокачки. Как правило, их устанавливают международные помощнические организации. То там, то здесь увидишь типичную для этих мест картину: водокачка или колодец, и вокруг -- очередь людей с жёлтыми канистрами, которые пришли из соседних домов -- а некоторые даже приехали на осликах из соседних деревень.
(фото выше "поход за водой" сделано мной в другой поездке, в северной Кении, но и тут примерно так же)
Недаром мне рассказали в Уганде (в один из прошлых африканских приездов), что их постоянный Президент вывесил новую программу "Вода -- всем", в согласии с которой уже скоро каждый человек, в каждом доме и каждой хижине, будет иметь источник воды, колодец или колонку ... на расстоянии не дальше пяти километров от своей хижины. Обрадованные угандийцы побежали в новый раз голосовать за своего руководителя, а я офигел: пять! километров! за водой -- и это показывается не как горе-горемычное, а как светлая цель будущего!
Поэтому символ, герб Африки, особенно если взять страны Сахеля и вообще к северу от экватора, должен включать в себя жёлтую канистру. Именно они, жёлтые 20-литровые канистры из-под гуманитарного масла, и совершают многотрудные походы за водой каждое утро по всей Африке. А несут их обычные люди, часто -- женщины на головах, иногда -- ослики, ну и сколько ж времени тратится на эти походы за водой и ожидания у колодца, это просто жуть. Не забудьте, что ещё за дровами нужно ходить, порой так же далеко или дальше. А за воду иногда нужно ещё и платить, ведь бывает даже, что вода не бесплатная, а стоит монетку -- для нас небольшую, а для них уже ощутимую. Поэтому и помыться, и постираться тут -- целая проблема, если ты житель деревни.
Да, есть цветущие деревни, вот та, которую я посетил возле Маради. Поля, огороды, весёлые дети, хороводы, прыгалки, морковка и лук. Но в чём причина веселья? Вода рядом, неглубоко. В деревне довольно много колодцев и мест, откуда качается вода на поля. Заблаговременно позаботились. И сейчас заботятся. Прямо при мне рыли значительный колодец. Рядом была табличка: фонд такой-то, Саудовская Аравия, финансирует создание нового колодца. Внутри под землёй ковырялись люди, а верхние вытягивали песок. Вот такие дела :
На третьем фото -- тусовка людей, которые как бы помогают, подбаривают копателей и поднимают наверх песок, который возникает при копании колодца. А внизу места мало, там больше чем двоим не развернуться.
Большинство колодцев и колонок в Африке построены за счёт иностранных фондов, благотворительных организаций. Они обычно оставляют свои следы в виде табличек. Так, почти вымирающий городок Уадан (Мавритания) получил вторую жизнь после того, как совсем недавно, может год-полтора назад, саудиты прокопали артезианскую скважину и обеспечили водой весь городок. Конечно, они не сами прокопали, а профинансировали и организовали, поставили табличку.
И пусть вознаградит их Аллах всемогущий.
Разглядывая по пути в Африке разные местечки, деревни, колонки и колодцы, я вижу, что там, где вода есть -- есть и жизнь, и веселье. А там, где нет воды, там не до хороводов, не до прыгалок и даже огорода нет. Ведь если носить воду за пять километров, то полив огорода вообще становится невероятно сложным делом. Жара +40, все силы уходят на походы за водой, поэтому, как я видел, например, на севере Кении, люди становятся злыми, не жизнерадостными. Всё время и энергия уходят на походы за водой, а бывает, что иногда ещё и монеты, которые вообще почти неоткуда брать: что продавать-то этим несчастным пустынножителям? ну скот, понятное дело. Но и скот тоже пить хочет.
Перемещаясь по Африке, нередко замечал я вывески на разных языках, установленные на колодцах или колонках. Арабы из Эмиратов, из Кувейта, из Саудии, с Турции потрудились немало, вложив деньги в колодцы и, конечно же, в мечети. Мечетей построили очень много, Часто совмещается: мечеть и колодец. И вот каково было моё удивление, когда по пути между Доссо и Ниамеем я случайно из окна маршрутки обнаружил и надпись рядом с колодцем на русском языке.
Я очень удивился, потому что не знал, что и кто-то русскоязычный организует строительство колодцев в Нигере. Но пока удивлялся, место мы уже проехали, а выходить из маршрутки не успелось, да и рюкзак пока вытащишь, он ж тоже среди вещей примотан. Поэтому на помощь пришёл Интернет.
Если набрать в Интернет-поиске на русском языке "Колодцы в Нигере", то оказывается, что действительно есть и такая программа -- строительство колодцев в Нигере осуществляет и русскоязычная организация под названием "Рахма" (
http://rah-ma.org/kolodcy/ ), о которой я ничего не знал до приезда в Нигер.
Тогда в Нигере я решил связаться и подробнее узнать, как происходит строительство колодцев. Но связаться оказалось непросто -- по телефону отвечал какой-то местный житель (не англоговорящий, и не русскоговорящий). Сам руководитель фонда, как оказалось, дагестанец по имени Абy Умap, он действительно прожил несколько лет в Нигере, а сейчас был в отъезде.
Мне интересно было узнать, как всё там строится и копается, -- в общем, оказалось, что сейчас копание происходит в Зиндерской области. Это узналось, когда я уже был в Маради на пути в Зиндер. Местный руководитель этого процесса, нигерец Саад, тоже был не на самом месте, а уехал в Ниамей по делам, так что и с ним мы разминулись, но он дал ориентиры -- мол, приезжай, посмотришь. Ехать нужно было от Зиндера сперва на 100 км на юг, в посёлок Магария, в сторону нигерийской границы, а оттуда по грунтовке на восток, в селение Дунгас (Doungas), которое сейчас и является центром копания. Как сообщили, они построили очень большое количество колодцев, порядка тысячи, и прямо сейчас идёт процесс очередного строительства, всё можно будет увидеть и сфотографировать.
Хорошо, сделаю такой заезд из Зиндера, потом вернусь в Зиндер обратно -- решил я и снова углубился в нигерскую действительность. Тем более, что я действительно собирался посмотреть ещё один вариант сельской жизни, чтобы моё знание о Нигере включало, как минимум, три города и две сельских местности.
В Зиндере я сел на маршрутку, ехавшую в Магарию (за 1500 франков = 150 руб). Это дорога, ведущая в Нигерию, вся асфальтированная. На въезде в Магарию, в пяти километрах от сего райцентра, маршрутку остановили менты, и вяывили там меня. Начали проверять документы, куда-то звонить. Пропустили, но потом вот что: всю маршрутку направили в милицию! Вместо того, чтоб ехать на автостанцию или базар, водитель со всеми пассажирами и мной поехал в комиссариат полиции, где покорно все ждали (!) пока милиционеры разберутся с моей персоной! Удивительно все боятся и слушаются полисменов, даже если вопрос какой-то пустяковый. Минут через двадцать меня-таки сняли с рейса, и вежливо оставили в отделении полиции. Мои объяснения, что я еду смотреть колодцы, и звонки неведомому Сааду, руководителю копателей, не имели видимого успеха.
Впрочем, полисмены не принесли мне какого-то зла. Но, перетормошив рюкзак, перезвонив много раз друг другу и увеличившись в числе, они подобрели. Один полисмен даже показал у себя на телефоне фотографии колодцев (с русскоязычными табличками) и сказал, что знает эту тему, и обязательно поможет мне посмотреть колодцы, найдя туда маршрутку. Только вот пока они всё это решали, солнце зашло, и все маршрутки в Дунгас уже уехали.
Полисмен (тот, что фото показывал на телефоне) постарался найти мне транспорт, сначала его не было, но потом всё же -- кажется, он указал -- какому-то маршрутчику ехать. Было всего три пассажира, но если полисмен сказал, значит надо. Мы поехали в Дунгас. До него всего 50 км, но оказалось -- разбитая грунтовая дорога, и ехали часа три. Наконец приехали в этот посёлок, где меня встретили местные организаторы колодезного труда и разместили на ночлег в доме, электричества в котором в этот момент не наблюдалось.
Я поставил палатку от комаров и погрузился в мир сна, получив заверения, что завтра мы пойдём-поедем и всё посмотрим.
* * *
Наутро оказалось, что смотреть колодцы никак невозможно. Для этого, оказывается, нужно какое-то разрешение, получаемое, дескать, в Ниамее. Что мне раньше об этом не сказали? никто не знал. От кого разрешение? кто запрещает? Было непонятно. Или полисмены решили, что это всё-таки погранзона и лучше отсюда иностранца выгнать подальше, или же кто-то из местных копателей обеспокоился. По-английски тут в Дунгасе никто не разговаривал, приходилось использовать слова из французского и арабского. Мне представили это в таком свете: здесь всюду действует ЗОЗЗ (запрещённая организация "Запад - Зло"), они тебя поймают, найдут фотографии, и потом поймают и нас, и всё копание колодцев прекратится. Поймать эти запрещённые люди меня могли как прямо тут, так и впоследствии, в городе Диффа, куда я по пути в Чад потом и направлялся.
Я был недоволен тем, что меня сперва пригласили "поезжай-поезжай", а потом выгоняют "уезжай-уезжай", но делать нечего, собрал рюкзак и стал готовиться к уезду обратно, тем более что мне обещали найти попутку (бесплатную) аж до Зиндера назад, чтоб я поскорее оттуда уехал. Всё это длилось часа три, потому что и этой машины не было. Наконец, вся эта местная суета дошла до организатора фонда "Рахма": Абу Умap узнал, что меня не пускают смотреть колодцы, и дал какие-то указания местным нигерцам всё же что-то придумать и показать мне копателей, невзирая на отсутствие разрешения. Ещё часа три потребовалось, чтобы найти машину, и мы наконец поехали -- я и трое, а потом уже и четверо нигерских мужиков, которые должны мне были показать колодцы и (может быть) обезопасить от ментов и от запрещённой организации. Сразу скажу, что в пустыне, куда мы поехали, не были встречены никакие полисмены, не было и никаких явных вредителей, да и потом в Диффе тоже я не был никем пойман, так что все опасения оказались чрезмерными.
Удалось не только посмотреть сами колодцы, но и глянуть на совсем небольшие затерянные в пустыне хутора местных жителей, типа такого --
Но рассказ об этой местности, о виде и строительстве самих колодцев в Зиндерской области -- в следующем посте:
https://a-krotov.livejournal.com/1420457.html