Сериалы 2024. «Паразит: Серый». Гуманизация «внутреннего» врага

May 01, 2024 15:36





Небольшой (6 серий), подходящий для «запойного» просмотра южнокорейский фантастический сериал от Netflix «Паразит: Серый» называют в некоторых статьях боди-хоррором, но это, кажется, не совсем верно. Ужас тут всё же завязан не на изменениях тела (классический пример - «Муха» Кроненберга). По жанру это типичный фильм о «похитителях тел», для которого есть термин «боди-снэтчер».

Жанр этот в кино имеет давнюю историю, которую отсчитывают от фильма «Вторжение похитителей тел» 1956 года. «Паразит: Серый» освежает довольно изъезженную тему идеей симбиоза «похитителя» и человека - носителя тела, а также попыткой взгляда на проблемы человеческого сообщества как бы со стороны, глазами тех самых «похитителей».



Снят он по мотивам популярной японской манги «Паразит», но сюжет и герои оригинальны; из «мотивов», собственно, только сами паразиты. Правда, под самый занавес сериал передаёт привет источнику, намекая на сближение с ним в следующем сезоне.

Режиссёр сериала Ён Сан Хо известен своим фильмом «Поезд в Пусан» (2016), тоже про заражённых, только вирусом, и ещё одной страшилкой - сериалом «Зов ада» (2021).



«Паразиты» - разумные существа непонятного происхождения и неприятной наружности, которые однажды падают откуда-то с неба и подселяются в голову к людям, которым не повезло оказаться поблизости. Проблема сосуществования заключается в том, что «паразиты» могут жить только внутри человека и, по общему правилу, человека как такового они убивают, оставляя себе лишь тело, которым они управляют. Питаются, кстати, тоже людьми.

Выбора у них не было, как мы понимаем. Вот так они устроены, и так они борются за выживание, как и любые другие организмы. Не их вина, что их выживание подразумевает уничтожение особей другого вида (хотя и не уничтожение вида целиком, ведь питаться кем-то надо). Люди, разумеется, тоже борются, и их задача выживания даже в каком-то смысле проще: она вполне допускает полное истребление «паразитов», и это выглядит самым естественным решением.

Могу ошибаться, но, по-моему, точнее переводить название сериала как «Паразит: Серые», поскольку «The Grey» - это название организации, это специальные силы по выслеживанию и уничтожению «паразитов», а «серый» в единственном числе как-то не имеет большого смысла.



Биологическая проблема конкуренции двух видов осложняется тем, что эти виды разумные. А где разум, там рефлексия и все те чувства, которые выводят жизнь за пределы одних только инстинктов. Так неожиданно в сериале возникает тема сосуществования взаимоотталкивающего и, может быть, даже взаимоисключающего. «Нравится тебе или нет, ты не одна» - возможно, ключевая фраза фильма.

В центре всей истории - героиня, невольно оказавшаяся между двух миров - человеческого и «паразитного». Так получилось, что «паразит» в ней не смог захватить сознание полностью. Причём и для людей, и для «паразитов» она оказывается чужой и опасной, её не принимают ни там, ни там.

С точки зрения командирки «Серого отряда», Чой Цзюн Кён (очень яркий персонаж), как и с точки зрения обывателя, картина достаточно проста: есть люди, заражённые и не заражённые «паразитами». Заражённые сами становятся «паразитами», враждебными и опасными монстрами, а значит, подлежат уничтожению. Но главная героиня, Су Ин, не вписывается в эту схему. Она «заражена», в неё внедрился «паразит», но она сохранила своё человеческое сознание. «Паразит», однако, тоже имеет жизнь и сознание «внутри» тела Су Ин. Эти два сознания подключаются к телу как бы попеременно, не случайно герои сериала вспоминают доктора Джекила и мистера Хайда.



Тут появляется ещё одна важная тема - «дегуманизация врага» и противоположный ей ход - «гуманизация врага». Само слово «паразит» дегуманизирует эти существа, и другого слова, как ни странно, нет для себя даже у самих «паразитов». Они говорят: «наш вид», «один из наших», но такое ощущение, что проблема самоидентификации их не коснулась. Тем временем, «паразит» Су Ин получает шуточное имя Хайди (мистер Хайд), но дать имя - это уже первый шаг к «гуманизации» врага. Хайди не может поменять тело, как другие «паразиты», поэтому она вынуждена оберегать Су Ин, «включаясь» в минуты опасности. Но чем больше Су Ин и Хайди узнают друг друга, тем больше их симбиоз из чисто биологического становится этическим. Да, оказывается, что у людей и «паразитов» общая этика.

Это довольно скользкий момент, потому что весь сериал идут разговоры о том, как разум «паразитов» отличается от нашего, насколько мы иррациональны по сравнению с ними. Правда, чем дальше, тем больше у нас оказывается общего, что несколько странно для таких разных форм жизни, какими они представляются изначально. Впрочем, понятно ведь, что в хорошей фантастике, где действуют пришельцы, монстры или любые другие инородные существа, речь идёт в конечном счёте всё равно не о них, а о нас самих.



Помимо уже сказанного, «паразиты» оказываются кривым (или не таким уж кривым) зеркалом, отражающим то, как человеческие организации точно так же паразитируют на обычных людях, манипулируя ими и подчиняя неким общим благим идеям, тогда как сами блага достаются лишь немногим. Не случайно главный антагонист, лидер «паразитов» делает своеобразную «карьеру», начав с тела местного пастора (в сторону церкви чувствуется особенный укол автора сериала) и нацеливаясь занять голову нынешнего мэра и будущего кандидата в президенты. То есть мы вдобавок имеем дело с сатирой, может быть, менее очевидной (а может, и нет), чем в «Фоллауте».

- Сами виноваты, что родились паразитами.
- Верно. У нас не было выбора. Поэтому мы задались вопросом: “Зачем мы существуем?”. Тогда один из наших ответил: “Мы должны защищать друг друга”. Иметь возможность положиться друг на друга. Создать организацию, чтобы вместе выжить. Тот, кто дал нам смысл существования, того я хочу убить.
- Мерзавцы, которые вешают эту лапшу, первыми предают своих ради собственного выживания.



А на следующем шаге выясняется, что и без сообщества никак. При всём том, что мы про эти сообщества понимаем, при всём том, что мы не ждём от людей уже ничего хорошего, нам как-то надо жить вместе и нам нужен кто-то рядом. Тут сходятся в сериале макро- и микросоциальность. Хайди, с одной стороны, открывает Су Ин некий взгляд на неё саму, с другой - ставит самый что ни на есть человеческий вопрос о со-жительстве, со-существовании предельно различного, а с третьей - сама учится у неё человечности, которая, как оказывается, не даётся просто по праву рождения человеком как биологическим видом:

Су Ин странная. Люди причиняли ей боль множество раз, но она никогда не переставала в них верить. Всегда первой протягивала руку. Я хотела перенять её доверие к людям.

Немного натягивая сову на глобус (но не сильно, чтобы не треснула), можно сказать, что в «Паразите: Сером» монструозный Чужой становится фрейдовским Другим.



Телеграм-канал автора

Канал в Дзене

дневник читателя и зрителя, 2024, сериалы

Previous post Next post
Up