Конечно, первым делом хочется сравнить «Fallout» с прошлогодней удачной экранизацией другой игры - «The Last of Us», но на самом деле общего у них не так много. Разве что и там, и там мы имеем дело с постапокалиптикой и центральной для этого жанра темой - как остаться человеком в нечеловеческих условиях. А дальше начинаются различия.
«The Last of Us» более классическое произведение, если так можно выразиться. Там всё прямо и всерьёз. «Fallout» в этом смысле пронизан постмодернистской игрой. Он играет со смешением разных стилей, и такое смешение, продуманное и неожиданное, начинается уже с самого мира «Fallout».
Это альтернативный мир, отличающийся от нашего тем, что в нём одни технологии активно развивались (робототехника, биоинженерия, ядерная энергетика), а другие совсем нет: телевизоры остались чёрно-белыми, вместо компьютеров и смартфонов - громоздкие устройства с монохромным экраном, закрепляющиеся на предплечье. То есть во многом этот мир остался на уровне 40-50-х годов нашего XX века. Костюмы и музыка, например, тоже из той эпохи.
Глобальная ядерная катастрофа, произошедшая в мире «Fallout», внесла ещё большую стилевую разноголосицу. Если в убежищах сохранился в законсервированном виде вот тот описанный выше антураж (сам по себе уже эклектичный и диковинный), то на поверхности мы видим и подобие Дикого Запада, и скрещение средневековых традиций с продвинутыми военными технологиями (Братство Стали), и какие-то мотивы фэнтези в виде гулей (живых мертвецов-мутантов).
Из этого смешения, а также из других особенностей этого мира, таких, например, как обилие крови и членовредительства при достаточно простом, будничном отношении к этому героев и иронической интонации авторов, возникает одно принципиальное для сериала следствие. Это некая «понарошечность» происходящего, всё как бы невсерьёз и не страшно. Отрезанные пальцы можно пришить, с отваливающимися ступнями можно ходить, от смертельной раны поможет стимулятор. Даже когда кто-то гибнет по-настоящему, это происходит под старомодные сентиментальные песни, что, разумеется, создаёт комический эффект и снимает всякий пафос момента. Квинтэсенция этого своеобразного отношения к смерти и пародийного вайба - эпизод ближе к концу сезона, в котором герои, пройдя многие испытания, но вынужденные в критический момент расстаться, целуются (естественно, под романтическую музыку), при этом каждый из держит в руке по отрезанной человеческой голове, и головы эти тоже соприкасаются в макабрическом "поцелуе".
В этом смысле сериал «Fallout» гораздо аутентичнее, ближе к игре, чем «The Last of Us». Не в смысле близости к сюжету или атмосфере конкретной игры-первоисточника (тут надо спрашивать у геймеров), а в смысле игры как таковой, самой стихии игры, забавы, невсамделишности, которая переносится на телеэкран. Вот только эта игровая, пародийная стихия, охватывающая всё пространство сериала, сама по себе интересная, оборачивается тем, что резко теряют в весе те серьёзные вопросы, которые в нём ставятся.
Например, тот конфликт и та этическая интрига, которая завязана в отношениях Люси и Гуля и их сюжетных арках. Сохранит ли Люси, дитя безопасного убежища, верность «золотому правилу морали», сохранит ли достоинство и человеческое лицо после того, как столкнётся с безжалостным миром поверхности, не знающим никаких правил? То, что сформулировано в её заявлении Гулю: «Может, я буду выглядеть, как ты, но я никогда не буду такой, как ты». Так вот, «игрушечность» предъявленного зрителю мира, она-то и обесценивает этическую проблематику и этические свершения героев, потому что в несерьёзном мире невозможна «полная гибель всерьёз».
Поэтому такое ощущение, что главный смысловой акцент в сериале смещается в сторону сатиры. Это сатира и на политический мир в целом (рефреном проходит мысль: «Все хотят спасти мир. Они просто не согласны в том, как»), но в том числе и на демократию, и конкретно на американскую демократию. Очень забавно образ такой рафинированной и беззубой (на первый взгляд) демократии представлен жизнью убежищ. Там и ирония над идеей safespace, и видимость коллективных решений, когда на самом деле коллектив со всем соглашается, а руководит всё равно небольшая группа, и пародийно показанные выборы. Есть и критика «слева» капитализма, власти корпораций. Такой корпорацией, воплощающей в себе самые отвратительные черты, является «Волт-Тек», компания, которая и наживается на ядерной катастрофе, и стремится с помощью её по-своему «спасти мир». «Левые», впрочем, тоже показаны далеко не овечками. Не обходится и без конспирологических мотивов.
В целом, как и положено хорошей сатире, в ней достаётся так или иначе всем (можно сравнить с
фильмом «Треугольник печали»), но «Fallout» выгодно отличается от тех же
«Наследников» или недавнего
«Режима» тем, что здесь есть хотя бы один герой, которому безоговорочно сочувствуешь (Люси), и есть явный этический стержень, пусть и несколько схематичный и ослабленный безудержным постмодернистским весельем.
Телеграм-канал автора Канал в Дзене