Пусть ярость благородная...

Feb 12, 2024 09:00





Слова Геральта о том, что праведность легко становится яростью, кстати, перекликаются с одной очень важной для меня формулой Померанца о возникновении зла: " Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое и правое дело". И это же не только про правителей и воителей, но и про нас, ведущих неистовые споры в интернете или на кухне. А во времена глубоких расколов, разделяющих не только страны и народы, но и близких людей, когда каждый день уносит жизни, разводя стороны конфликтов всё дальше, - тогда особенно трудно сдерживаться в отстаивании того, что мы считаем добром и истиной, и так велико искушение наносить удары не по заблуждениям, а по человеку.

Это состояние праведной ярости можно назвать пафосом в древнегреческом значении этого слова - страсть, чувствование. И такое состояние всегда связано с некими идеями, идеологическим элементом нашей мысли. В этом состоянии чувства и идеи как бы срастаются или сплавляются, хотя мы привыкли считать их чем-то противопоставленным и несоединимым.



В самих этих чувствах и идеях нет зла. Ни один самый закоренелый негодяй (за исключением каких-то, может быть, совсем патологических случаев) не совершает чистое беспримесное зло ради самого зла, наподобие Пирата из мультфильма «Голубой щенок», помните? «Что бы такого сделать плохого? Ах, как я зол! Ух, как я зол!»

Нет, в основе любого зла находятся те же идеи, с которыми совершаются и добрые дела. Мамардашвили говорит: «В пафосах мы совершаем зло в полной убеждённости в нашей собственной справедливости, правдивости и доброте».

Так, в «Короле Лире» главный злодей и интриган Эдмонд оправдывает свои поступки (всю аморальность которых он вполне осознаёт) тем, что берёт своё по праву, и в его случае это право природное («природа, ты моя богиня!»), противопоставленное условностям права человеческого, обычаям наследования. Он бастард, но, по его рассуждениям, он и краше, и умнее, и почему тогда он должен уступать более «законному», но менее яркому брату? «Я в цвете сил, я подымаюсь в гору. / Храните, боги, незаконных впредь!»

У Дейенерис из «Игры престолов», напротив, справедливость изначально основана именно на человеческом законе. Весь её пафос произрастает из идеи возвращения трона, который отняли у её отца предатели и бунтовщики. Дальше она уже как законная наследница престола вершит справедливость по своему разумению, и в пафосе справедливости творит не только добро, но и зло.

И тоже важный момент, который звучит у Мамардашвили:

Пафосы, или страсти, нельзя разбить в лоб аргументами и доказательствами по той простой причине, что они уже аккомодировали (приспособили) всю рациональную работу мысли, - весь идеологический элемент мысли уже готов.

Именно поэтому бессмысленны попытки аргументированного убеждения в нынешних общественно-политических спорах, когда обе стороны одержимы пафосом справедливости и правды, понимаемой каждой по-своему. Пока не освоена техника осаживания себя, утирания праведной пены с губ, такие споры превращаются лишь в перестрелку идеологическими заготовками, продуктами, но не обменом продуктами мысли, не диалогом, тоже в греческом, сократовском смысле.

Ничего, в общем, не остаётся, как честно анализировать себя в моменты, когда мы впадаем в разного рода пафосы, благо сегодняшнее время даёт много возможностей для этого. Что я в действительности думаю, когда думаю такими-то словесными формулами, тезисами? Что я в действительности испытываю, когда испытываю отвращение, ненависть к чему-то или кому-то? С таких вопросов и начинается, как я понимаю, философия, когда вещи, которые кажутся самоочевидными, мы ставим под вопрос, чтобы, пройдя некоторый путь мысли, снова вернуться к очевидности, но уже другого порядка, и снова продолжить ставить вопросы.

Телеграм-канал автора

Канал в Дзене

общество, Шекспир, Померанц, философия, литература, Мамардашвили, кино

Previous post Next post
Up