Как нам вернуться домой

Aug 14, 2023 08:13





Арнольд Бёклин. Одиссей и Калипсо (1882)

Важные и близкие для меня мысли Григория Померанца (публициста, философа, скорее с религиозным уклоном, «специализировавшегося» на дзэн-буддизме, много писавшего о Достоевском):

«Во всякой мировой религии есть некое духовное ядро, есть труднодоступная глубина. Это глубинное ядро каждой религии гораздо ближе к глубинному ядру другой мировой религии, чем к своей собственной периферии. И в каждой религии путь в глубину открывается только великому личному усилию.

Если принять, что каждое вероисповедание - это язык истины, то совсем не надо забывать свой родной язык, изучая другие. Знание других языков обогащает свой собственный. И есть глубокая радость находить общие корни в самых далёких языках и чувствовать дыхание “праязыка” или “доязыка” - того самого Творящего Духа, который веет, где хочет» (Померанц Г., Миркина З. Великие религии мира).

Думается, эти слова можно отнести не только к религиям, но и к другим «языкам истины» (см.: гипотеза «большой четвёрки»). Пути в глубину, к истине, к бытию, к познанию мира, к единству и гармонии с этим миром, Вселенной, с Богом (можно по-разному называть, это вопрос перевода) разнообразны, но ведут в конечном счёте в одно место.



Если бы таких мест было много, то чего стоило бы такое множество? Ведь истина, добро, красота ценны именно тем, что они представлены в единственном числе. И на каком-то уровне мы все это понимаем, когда спорим, например, о порядочности поступков друг друга или даже о том, насколько хорош или плох новый фильм, снятый по любимой книге.

Если же путь в это одно место тоже был бы только один, то он заведомо оказывался бы закрыт для многих не по их вине (не там или не тогда родились, скажем). И какую-то высшую несправедливость этого мы тоже понимаем. И тогда приходится для всех этих несчастных, но хороших людей придумывать другие места, которые, конечно, не так хороши, как То Единственное Место, но хотя бы сносны. Так Данте помещает в лимб (первый круг ада) античных философов и поэтов, по невезенью своему (о котором они даже не предполагали) родившихся до Христа. А для ветхозаветных праведников, оказавшихся в аду по той же причине, христианской Церкви приходится вводить догмат о сошествии Спасителя в ад, иначе как-то неудобно перед праведниками.

Наверное, для названия этого места, одного на всех, можно использовать и образ дома, тогда путь к нему - возвращение домой (архетипический сюжет здесь - это «Одиссея», конечно). По определению Новалиса, «философия - это стремление быть повсюду дома». И дом-то у нас, получается, один, называйся мы хоть детьми единого Бога, хоть детьми Вселенной, о чём напоминает, кстати, астроном Карл Саган, говоря, что мы в буквальном смысле звёздная пыль: химические элементы, из которых мы состоим, образовались в результате взрыва сверхновой звезды где-то в районе Солнечной системы и после миллиардов лет эволюции превратились в те самые молекулы, из которых «сделаны» наши тела.

image Click to view



Телеграм-канал автора

точки схода, религия, Померанц, философия, выписки и записки

Previous post Next post
Up