Всей правды мы не знаем

Feb 21, 2023 12:57





Этот многократно высмеянный за последний год, но тем не менее живучий тезис тоже  ведь, казалось бы, похож на сократовское «я знаю, что ничего не знаю». Но есть, как говорится, нюанс.

Для Сократа принцип знания своего незнания или сомнения в своём знании никогда не означал равнодушия и отказа от мысли. Мол, раз ничего по этому поводу не знаю и знать не могу, то и не стоит даже говорить и думать об этом. Нет, конечно. Искусство Сократа - это искусство вопрошания и искусство открытия незнания. То есть начинает он как раз со знания и доискивается до скрытого в нём незнания.

Это прямо противоположно тому, что делает условный «незнайка всей правды», который просто отгораживает от себя некую область, кусок мира и объявляет его непостижимым и в силу этого не представляющим интереса. При этом никаких вопросов не задаётся, хотя вопросов при желании можно найти массу.



Например: а есть ли другие куски мира, может быть, смежные, пересекающиеся с тем, который мы отодвинули как «непостижимый», но такие, по поводу которых мы что-то знаем или даже имеем твёрдые убеждения? В чём отличие этих кусков? Почему мы решили, что насчёт одного мы «всей правды не узнаем», а про другой нам эта правда известна или может быть известна? И что именно нам известно и откуда? И нельзя ли оттуда же узнать про другой, «непостижимый», кусок?

И есть ли моя личная заинтересованность в том, чтобы отгородиться от этих некоторых кусков? Может, мне так удобнее и спокойнее их отодвинуть, потому что они могут не вписаться в ту «правду», которую я уже знаю? И что вообще во всех этих кусках основное и важное, а что - отвлекающие и маловажные частности? А может быть, «дьявол кроется в деталях» как раз? Ну и так далее.

Это и не совсем про «работу с источниками», «анализ информации» и «критическое мышление». Потому что для сократовского искусства вопрошания и незнания важна не выработка и усвоение неких безупречных оснований и правил, на которые можно опереться и строить здание «объективной» картины мира, а важен скорее путь, важно рождение (не случайно Сократ сравнивал своё дело с повивальным ремеслом) той мысли, правды, картины, которая явится, мелькнёт, но не обоснуется и не обустроится с нами навсегда. То есть если мы и «не знаем всей правды», то потому, что не можем её удержать, а не потому, что не знаем и знать не хотим.

Телеграм-канал автора

общество, философия, выписки и записки

Previous post Next post
Up