Русская Правда и Кривда мира сего (Часть II)

Aug 23, 2024 15:48

Часть I - https://a-eliseev.livejournal.com/2263009.html

7. Денежный змей

В данном плане весьма характерны представления на природу обогащения. Вообще, само слово «богатство» имеет одну основу со словом «Бог». Само по себе, богатство, конечно, не является злом, оно может и должно использоваться во благо. («Метафизика богатства» - https://zavtra.ru/blogs/metafizika_bogatstva?) И в русском народном сознании бытовал даже образ купеческой Правды. (*)
Но слишком уж богатство близко лежит ко злу, о чём, собственно и говорил Христос: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». (Мф. 19:24)
«Богатырь Добрыня нашёл в змеиных пещерах злато-серебро; хранение этих металлов и вообще кладов русские поверья приписывают огненному змею, - пишет Александр Афанасьев. - Над кладами горят свечи; заметит ли кто такую свечу, увидит ли летящего змея - в обоих случаях должен произнести заклятие - и клад рассыпается деньгами, а змей искрами. Над чьим домом рассыпается змей, туда, по мнению поселян, носит он богатство. Сербское выражение «змаjеве отресине» означает: блестяк, золото, отрясаемое летучим змеем, а лужицкая поговорка: «Он имеет змея» - употребляется в смысле: у него не переводятся деньги. Лужичане верят, что мифический змей несется по небу с такою быстротою, что глаз не успевает за ним следовать, и над кем опустится, тому приносит счастье и благословение. Своих любимцев между людьми он наделяет золотом, являясь к ним через дымовую трубу; такого змея, приносящего золото (деньги), называют: penezny (денежный) zmij змей. Ему же принадлежит и охранение зарытых в земле сокровищ, присутствие которых узнается по яркому блеску играющего на том месте пламени. Кому служит змей, тот весьма скоро становится богачом; но за свои дары змей требует жертвенных приношений… Чехи признают дракона за демона, готового служить человеку; когда он летит высоко, то предвещает счастье (плодородие), а низко - предвещает беду, преимущественно опасность от огня; несется ли он над городом или деревней, надо ожидать большого пожара. О людях, разбогатевших неизвестными средствами, чехи говорят: «У них поселился плевник» (огненный змей)». (А. Н. Афанасьев. «Поэтические воззрения славян на природу». М.: «Современный писатель», 1995. - Т. 2. - с. 274)
Образ «денежного змея» весьма показателен. Сам змей - существо хтоническое, он тесно связан с измерениями хаоса, где бушуют различные тонкие, разрушительные энергии. Это регион Души, который следует отличать от райско-ангелического Духа. Эллины называли его Хель, скандинавы - Аидом, славяне - Навью. Здесь древние помещали мир мёртвых (царство теней), который следует отличать от рая и ада. Это действительно потусторонняя область смерти и разрушения. («Мир Людей и мир Теней» - https://zavtra.ru/blogs/mir_lyudej_i_mir_tenej_mistika_podzemel_ya_)
Хозяин Нави бог Велес имел змеевидную форму. И он же был тесно связан с богатством. «Летописное определение Волоса как «скотьего бога» даёт нам важнейшую сторону культа: «Велес был богом богатства, скотоводства, может быть, плодовитости, - пишет академик Борис Рыбаков. - Выражение идеи богатства при посредстве полисемантичного слова «скот» (равнозначного латинскому «pecunia» - «скот», «богатство») ведет нас в совершенно определенную историческую эпоху, когда главным богатством племени были именно скот, стада крупного рогатого скота, «говяда», т. е. в бронзовый век. Однако, помимо указания на скотоводство и богатство, имя Велеса имеет ещё один семантический оттенок - культ мертвых, предков, душ умерших. На это указал ещё А. Н. Веселовский, приведя ряд балтийских параллелей (welis - литовск. - покойник, welci - души умерших)». (Б. А. Рыбаков. «Язычество древних славян». - М., Наука, 1981.
https://www.rulit.me/books/yazychestvo-drevnih-slavyan-read-17134-134.html) (**)

(*) В данном плане весьма показательная небольшая, но весьма и весьма содержательная сказка: «Жили два купца: один кривдой, другой правдой; так все и звали их: одного Кривдою, а другого Правдою. «Послушай, Правда! - сказал раз Кривда. - Ведь кривдою жить на свете лучше!..» - «Нет!» - «Давай спорить?» - «Давай». - «Ну, слушай: у тебя три корабля, у меня два; если на трех встречах нам скажут, что жить правдою лучше, то все корабли твои, а если кривдою, то мои!» - «Хорошо!..»
Все, выражаясь по-современному, респонденты отдали предпочтение Кривде, И Правда вынужден был отдать свои корабли. Но ночью он случайно подслушал разговор чертей, которые хвалились своими злодеяниями. Правда исправил и данные злодеяния, в результате получив от царя уже пять кораблей. Кривда тоже попытался подслушать чертей, но был ими разорван в клочья. Вывод был сделан следующий: «Так и выходит, что правдою-то жить лучше, чем кривдою». (А. Н. Афанасьев. «Народные русские сказки». - М.: Альфа-книга, 2008. - с. 158)

(**) Любопытно, что в индоевропейских языках отчетливо заметна связь торговли и скотоводства. Уместным будет вспомнить вышеуказанное обстоятельство - лат. «pecu» тесно связано с лат. «рecunia» восходя к реконструированному праиндоевропейскому *peky, которое означало как первое, так и второе. Само слово «капитал» произошло от латинского слова «caput» («голова крупнорогатого скота»), его и переводят как «скот». В германских языках наблюдается то же самое: древне-северное fe переводится как «скот, имущество, деньги», древнеанглийское feoh как «стадо, движимость, деньги».

8. Мёртвое «богатство»

При этом, надо иметь ввиду, что регион Души и разрушает, и витализирует (оживотворяет), имея две стороны. Такие же две стороны имел и потусторонний Велес, который дарил как жизнь (будучи богом земледелия), так и смерть - будучи хозяином загробного царства. («Традиция и Софийность» - Глава 4. «Инверсивная Елена и пленённый Велес» - https://zavtra.ru/blogs/traditciya_i_sofijnost_)
Но Змей этого мира, его небытийный полюс символически выражал именно смерть и разрушение. И даруемое им неправедное (несправедливое) богатство основано на попытке использовать внешние, хаотические, небытийные энергии, обращая их в «капитал».
Смысл здесь заключается в том, чтобы выдать небытие - за бытие, получив в обмен на небытие некие бытийные блага. И очень даже символично, что слово обман схоже со словом обмен - подобные совпадения очень много значат с точки зрения традиционного символизма.
Здесь нельзя пройти мимо того обстоятельства, что в мире Традиции часто и очень резко осуждалось ростовщичество. Существовало представление о том, что деньги, данные в рост делаются из ничего. И это придавало данному деланию некий зловещий ореол.
На ум приходит библейское творение мира из ничего. Однако, в оптике православного богословия «ничто» отнюдь не является некоей «пустотой». Владимир Лосский писал об этом: «Нельзя объективировать первичное «ничто». Nihil здесь просто означает то, что «до» сотворения ничего «вне» Бога не существовало. Или, вернее, что эти «вне» и «до» абсурдны, если они обусловлены именно сотворением. Пытаться мыслить это «вне» значит столкнуться с «ничто», то есть с невозможностью мыслить. Это «вне» существует только благодаря творению, оно есть та самая «пространственность», которая и составляет творение. Так же невозможно представить себе, что было «до» сотворения: в Боге «начало» не имеет смысла, оно рождается вместе с тварным бытием; именно акт сотворения и устанавливает время, категориями которого являются «до» и «после». Как «вне», так и «до» сводятся к тому nihil, которое упраздняет мысль. И то и другое - сказали бы немцы - суть «предельные понятия». («Догматическое богословие». - Боговидение / пер. с фр. В.А. Рещиковой, сост. и вступ. ст. А.С. Филоненко - М.: ACT, 2006., https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/dogmaticheskoe-bogoslovie/2 )
«Книга бытия» рассказывает о некоем не(недо)бытийном состоянии изначального тварного хаоса: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». (1:2)
Данный хаос был сотворён для того, чтобы была возможность выбора между ним и Нетварным Бытием, иначе человек стал бы «автоматом Абсолюта». И движение к данному небытийному хаосу, в том числе и в сфере экономики, есть именно проявление неправедного выбора.
К слову, вспоминается и нынешняя попытка абсолютизировать Цифру, которая касается и сферы экономики. («Дорогами Обнуления» - Глава 3. «Древнейшая цифрократия и её современное продолжение» - Глава 12. «Триумфальное шествие цифровой корпорократии» - https://zavtra.ru/blogs/dorogami_obnuleniya) - В данной попытке многим видится именно наращивание небытийности («виртуальности»), которое пытаются обманно обменять на вполне реальные блага.
Достойно удивления и восхищения, что «цифрократию» и «виртуальное» обогащение предсказал великий русский писатель и мыслитель Николай Васильевич Гоголь. Так, в своей повести «Портрет» он написал нечто очень краткое, но гениальное: «ХIХ век давно уже приобрел скучную физиономию банкира, наслаждающегося своими миллионами только в виде цифр, выставляемых на бумаге».
Речь идёт о позапрошлом веке, а уже выражена суть глобального капитализма - «в виде цифр». По сути, Гоголь предсказал (или уже даже показал) возникновение пресловутой «цифрократии», которая выводит западную плутократию на совершенно новый уровень. Это, в частности и уровень нетосов - глобальных цифровых корпораций и, одновременно - социальных сетей. («Нетос, этнос и «этнический» нетос» - https://zavtra.ru/blogs/netos_etnos_i_etnicheskij_netos)
Здесь необходимо вспомнить о том, что само арабское слово «сыфр» переводится как «ноль» - мы видим устремление к Небытию.
Возвращаясь к Гоголю, вспомним про его «Мёртвые души». Уже от самого названия несёт жутью Нави. И не случайно Михаил Бахтин считал, что в основе «Мёртвых душ» - «формы весёлого (карнавального) хождения по преисподней, по стране смерти». («Гоголь и Рабле. искусство слова и народная смеховая культура)». // Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. - М., Художественная литература, 1975
http://az.lib.ru/b/bahtin_m_m/text_1940_rable_i_gogol.shtml?ysclid=luegg25nft292376009)
Предприимчивый Чичиков хотел сделать капитал на умерших, которых как бы «оживил», подобно некроманту. Он проводил магическую работу с «цифровыми» «мёртвыми душами», с регионом Души, отличным от райско-ангелического Духа, с «царством теней». («Мир Людей и мир Теней» -https://zavtra.ru/blogs/mir_lyudej_i_mir_tenej_mistika_podzemel_ya_) Их он планировал «конвертировать» в деньги, в доход.

9. Капитан Копейкин - антисистемный alter ego Чичикова

В данном плане необходимо затронуть и образ капитана Копейкина, мельком проскочивший в «Мёртвых душах», но, как представляется, имеющий огромнейшее значение. Безусловно, данный взбунтовавшийся капитан - alter ego самого Чичикова, и, казалось бы, совершенно абсурдная, версия почтмейстера появилась далеко не случайно. Оба персонажа представляют собой обе стороны всемирной Субверсии (от латинского слова «subversio» - «ниспровержение»).
Некромант-махинатор Чичиков - представитель элиты, который дослужился до немалого чина коллежского советника. И он был намерен провернуть мощнейшую афёру магического характера. Его вполне можно причислить к гипер-элитариям, мечтающим об абсолютной власти, тотальном могуществе. Каждый из них считает себя неким богом, достойным бессмертия.
Капитан Копейкин - маленький человек - инвалид войны (без руки и ноги), которому и нужна-то была всего лишь скромная компенсация. На это и указывает его фамилия - Копейкин, происходящая от слова «копейка». (Однако, сама копейка не так уж и проста, есть мнение, что она произошла от монеты, где был изображён ездец (всадник) с копьём). Копейкин - капитан, бывший воин, и он, в качестве новоиспечённого разбойничьего атамана, поднимает некое выступление, столкнувшись с несправедливостью «системы». (Показательно, что все разбойничьи действия «копейкинцев» направлены исключительно против «казны».)
Таким образом, Копейкина вполне можно зачислить в колонну контрэлитариев, которые выступают за слом всего миропорядка, сводя его исключительно к несправедливости, к Кривде. И делают они это именно криво, играя своим радикализмом только на руку транснациональным и абсолютно беспочвенным гиперэлитам. Последние стремятся ликвидировать все государства, стереть все национальные (и даже половые различия) - с тем, чтобы сокрушить сами основы человеческого бытия и создать свой «дивный новый мир» (Олдос Хаксли), в котором они были бы сверхчеловеками-богами. И можно предположить, что, в своё время, мощнейшее влияние на формирование контрэлит оказал гностицизм, отрицательно относящийся к Творцу и творению. Гиперэлиты и контрэлиты едины в тотальном отрицании миропорядка, в частности - Государства («казны»). Но мотивации у них, при этом, разные. Контрэлитарии стремятся к некоему «светлому миру», свободному от гнёта материи. Гиперэлитарии стремятся построить на развалиных старого мира такой мир, в котором они были бы абсолютными владыками. И два этих крыла всемирной Субверсии часто вступают в тактические союзы (по типу союза «Ротшильд-Маркс»). К слову, одним из ярчайших примеров контр-элитарного деятеля является «пролетарский писатель» Максим Горький, испытавший мощное влияние гностицизма и связанный с западными глобалистами типа Герберта Уэллса. Александр Елисеев. («Максим Горький: мистика и политика» - https://zavtra.ru/blogs/maksim_gor_kij_mistika_i_politika)
В своём эссе «Капитан Копейкин под флагом «Веселого Роджера» Юрий Стефанов сравнил капитана Копейкина с русским сказочным чудовищем Верлиокой и чудовищными фоморами кельтских мифов.
«Описывая Джона Сильвера, предводителя пиратов, попавших на Остров Сокровищ, или как уточняет автор, «мрачный, залитый кровью Остров Сокровищ», он наделяет его некоторыми чертами фоморианской «братвы», - замечает Юрий Стефанов. - Фоморы ирлангдских саг - это одноглазые и одноногие чудовища, родичи гомеровского Циклопа и, как это ни странно, - предельно точные копии (или прообразы) людоеда Верлиоки из русских сказок. «Во множестве текстов демонический характер фоморов подчеркивается их обликом одноногих и одноглазых существ, какими они предстают во время сражения». А вот как (со слов очевидца) описывается русский фомор Верлиока, в посвященной ему сказке (куда более мрачной и жуткой, чем та, что послужила завязкой моих заведомо бессвязных заметок о некоторых героях Гоголя, Стивенсона, а там, глядишь, и Германа Мелвилла): «Верлиока, ростом высокий, об одном глазу, нос крючком, борода клочком, усы в пол аршина, на голове щетина, на одной ноге, в деревянном сапоге, костылем подпирается, сам страшно ухмыляется».
Словом, это синтетический, доведенный до гениального гротеска, образ циклопа, то есть сумрачных, инстинктивных, страстных сил: воплощение тапаса, разрушительной и неправой (выделения здесь и далее в цитате А. Е. - ред.) энергии мироздания и человеческой души. Тапас - сила, враждебная не только всему, что его окружает, но, в принципе и в конечном счете, и самой себе: это антиэнергия в чистом виде, мифологизированная энтропия. Тапас - это прежде всего взгляд на все сущее искоса, исподлобья, «дурной глаз». Одноногость или однорукость циклопических племен лишь усугубляет и подчеркивает их физическую и духовную однобокость. По известному присловью, в стране слепых и король кривой. «Страна слепых», в общем смысле, это конечно же, мир людей, вся наша вселенная, по которой мы мечемся и в которую мы тычемся, словно слепые кутята, а в греческой мифологии «слепая тьма» - это бог-владыка царства мертвых Аид, Айдее (букв, «безвндный», «невидный», «слепой»), а также само его царство, столь точно описанное в пушкинских «Бесах»: «сил нам нет кружиться доле...» (кружиться в вихре антижизни, пресловутой сансары): даже ночное светило, луна, кажется там «невидимкою», да и не мудрено: ведь она и есть невидящее, кривое око циклопа, не глаз, а сущее бельмо лесного владыки «на липовой ноге, на березовой клюке». Бельмо - и одновременно корона, венец одного изфилоновских мертвых королей, невидных нашему и без того помутненному взору владык Аида, «He-вида». Кривизна, что примечательно, в русском языке сопоставима с колченогостью, хромотой, а в конечном счете, может быть, и полной безногостью. Не оттого ли безног Верлиока, русский Полифем-фомор? Кривизна и прямота, Правда и Кривда, выбирай, что хоть, что тебе любо». («Мистики, оккультисты, эзотерики». - М., Вече, 2006. - с. 241-242)
Фоморы-великаны - имели только один глаз, одну руку и одну ногу. То есть, в «наличии» была только одна половина тела. Согласно поверью, другая находилась в некоем ином мире - как очевидно, хаотическом, близком к Небытию. И порой наблюдатель и впрямь мог видеть только половину фоморского тела.

10. Кривой символизм

Змея имеет этакую изогнутую фигуру, напоминая искривлённую линию - или же разорванную окружность, лишённую Центра. Такового центра не имеет и Навь - регион Сплошного, хаотического движения, тотальной Периферии. Таково было представление о данном мире (по имени Бхувас), у индоариев. А его центром они считали внешнего, по отношению, к Бхувасу, «земного бога» Агни.
Вспомним, что скандинавы представляли Мирового Змея Ермунганда именно существом, опоясывающим Землю. Но Змея не является законченной окружностью. Точнее, она таковой является, но только в символическом выражении - когда кусает себя за хвост, то есть - уничтожает себя же.
В данном плане надо обратить внимание на символизм долларового $. Здесь S чётко выражает изогнутую, деформированную окружность и, одновременно, похоже на змею. Согласно одной из версий, интересующий нас знак - символизирует Геркулесовы столбы, которые воздвиг Геракл, и за которыми, как сообщал Платон, находилась Атлантида. Причём, в античной мифологии на этот счёт есть весьма интересные расхождения. Сенека и Плиний Старший утверждали, что великий герой пробил путь через Атласские горы, соединив Средиземное море с Атлантическим океаном. А вот по версии Диодора Сицилийского, Геракл, наоборот, сузил уже существовавший канал - с тем, чтобы в Средиземноморье не могли попасть океанические чудовища. Как представляется, таким чудищем является Мировой Змей, Ермунганд (тотальная, небытийная Периферия), который находится в Мировом Океане. Существует представление о том, что сам значок доллара есть стилистическое изображение Змея Пифона (к слову, убитого гиперборейским Аполлоном), обвившего две геркулесовы высоты.
Змеевидная S вполне подходит для того, чтобы считаться символом Змея. Но и тут есть и более глубокий уровень. Сама вертикаль скалы (горы), как и вертикаль I является символом Мирового Древа, вертикали энергий, пронизывающих всю тварную реальность. Змей S находится на этом Древе I, что заставляет вспомнить Основной миф индоевропейцев, реконструированный Всеволодом Ивановым и Владимиром Топоровым, который полнее всего сохранился у славян. («Исследования в области славянских древностей» - М., Наука, 1974) Он повествует о сражении Громовержца и змеевидного Противника (Велеса). При этом, надо иметь ввиду, что сам Велес двойственен змеевиден, но не является Змеем, он порабощён инфернальными силами, отсюда и змеевидность. Существует любопытное малороссийское предание «Каянова жъунка». Там рассказывается о колдовском пленении бога Валосько, в котором явно угадывается именно «скотий бог» Велес (Волос). Заколдовала его жена Каина, которая воровским образом выдаивала молоко из коровы Авеля, на чём её и поймал Валосько. Она приказала ему стоять без движения, и он вынужден был делать это пока не позволил ведьме заниматься своими темными делами. После этого на свете и развелась всякая нечисть - ведьмы, ведьмаки, оборотни. (Б. Д. Гринченко. «Из уст народа». - М., Нобель-пресс, 2011, «Традиция и Софийность» - Глава 4. «Инверсивная Елена и пленённый Велес» -https://zavtra.ru/blogs/traditciya_i_sofijnost_)
Противник, Змей располагается у корней Мирового Древа и лезет наверх, где находится Громовержец, бьющий его молниями. При этом, Велес был богом торговцев, что указывает на «капиталистическую природу» Змея. Итак, знак доллара (с одной вертикальной чертой) символически выражает атаку Мирового Змея на Мировое Древо. Основной миф указывает на змеиные поползновения Периферии, за которой находится подземное инферно. Она стремится встать на место бытийного Центра, выражающего Небесные реалии.
Нельзя забывать о том, что в нашем двойственном, расколом мире любой символизм - двойной. Существует и сюжет медного Змея, вознесённого Моисеем на шесте, что прообразует вознесение Христа.
Основной Миф повествует о победе Громовержца-Перуна, в результате которой происходит освобождение скота, захваченного Змеем-Противником. Скот же символизировал души умерших, которые пасутся в царстве теней, мёртвых, в тонком мире, в Нави; на загробном пастбище (*uel) Велеса, именуемого «скотьим богом». Можно сказать, что освобождается и сам Велес.
В случае же S с двумя чертами имеет место указание на метакосмическую катастрофу, известную как Грехопадение, «Большой Взрыв» (о неё уже говорилось выше). В Раю, где жил Адам до падения, росло два Древа: 1) Жизни, 2) познания Добра и Зла. Первочеловек был призван вкушать плоды с первого, но он поддался искушению Змея, который подбросил инфернальную дезу: «Будете как боги». В результате, Адам познал двойственность («добро» и «зло»), что и привело к разделению, рассечению изначальной Полноты тотального Субъекта. До этого все люди, животные, растения, минералы и т. д. пребывали внутри Полноты Адама, не растворяясь и поглощаясь, но имея свой «лик». После Взрыва Единый Субъект был разнесён на множество «осколков», которым и стала наша вселенная, выпавшая из Рая и его Полноты.
Змей же был некоей черной точкой (зазором) в Райской земле, потенциальным Объектом, возможностью Взрыва, которая и была реализована (с подачи инфернальных сил), после чего Змей стал тотальным Объектом, космическим Роботом, вселенским Компьютером. И учитывая это - можно предположить, что две вертикали в сочетании с S символизируют два Древа, а само сочетание указывает на соблазнение Адама Змеем и его Грехопадение.
А Змеевидное чудище всё-таки прорвалось из Атлантического океана, где возникла долларовая сверхдержава. И она вполне символизирует «царство мёртвых».

11. Кузнец против Узурпатора

В древнеиранской традиции (кстати, очень близкой к традиции древнеславянской) рассказывается о свержении прав-едного царя Джамшида, правящего 700 лет и вполне соответствующего статусу Царя Золотого Века. Произошло это потому, что царь, в конце своего славного прав-ления, возгордился и отошёл от праведности, возмечтав самому стать богом. Вельможи воспользовались этим падением царя, некогда стоявшего в Правде. Они сговорились с чужеземным (то есть, ложным) царём Заххаком, который убил Джамшида и занял престол. Сей лже-царь был соблазнён сатаной-иблисом, от поцелуев которого на его плечах выросли две змеиные головы. И здесь снова происходит выход на «кривую», змеиную тему.
В более ранней «Авесте» «змеиный» мотив звучит сильнее. Она знает Джамшида под более архаичным именем - «Йима» (ведийский, индоарийский аналог аналог - «Яма»). Здесь царь Золотого Века также предстаёт виновником собственного свержения. Он отказывается стать пророком истинной веры, соглашаясь «всего лишь» на роль мирового царя. Здесь отход от Правды выражается в стремлении стать во главе именно горизонтального измерения мира, его повреждённой («искривлённой», «змеиной») стороны, демонстрирующей, что «мир во зле лежит».
Йиму свергает узурпатор Ажи-Дахака («ажи» - «дракон»), у которого три или даже шесть голов. Самого Ийиму предал его брат-близнец Спитьюра, который распилил Царя надвое. И в этом содержится указание на раскол, искажение, кривизну.
Восстание против узурпатора, царствовавшего тысячу лет, поднял не жрец или, как сейчас сказали бы, «профессиональный» воин, но человек низов - кузнец Каве, который поднял «массы», сделав свой кожаный фартук, прикреплённый к копью. «Шахнаме» Фирдоуси сообщает: «Как вышел Каве из дворцовых ворот, Его обступил на базаре народ. Он шел все вперед и кричал все сильней, За правду восстать призывая людей». (Издание подготовили Ц. Б. Бану, А.Лахути, А А. Стариков. Редактор перевода А. Лухути М., Издательство Академии наук СССР, 1957. - Т. 1
https://litmir.club/br/?b=557520&p=12&ysclid=luffdcvoet150017988)
Он привёл к власти законного Государя Фаридуна - внука свергнутого и убитого Джамшида. И здесь просто напрашивается аналогия с посадским старостой Кузьмой Мининым, ставшего, вместе с князем Дмитрием Пожарским во главе народного ополчения, преодолевшего тёмное Смутное временя (с его узурпаторами) и восстановившего законную Русскую Монархию. Сам он, конечно, был человеком зажиточным, но в системе тогдашних сословий стоял всё-таки ниже священства и знати.

12. Кузнец и обуздание Змея

Кузнец Кава, поднявший восстание против змея-узурпатора, побуждает обратиться к данным уже славянской мифологии, в которой важнейшее место занимает именно борьба Кузнеца со Змеем. В преданиях славян рассказывается о том, как некий Кузнец победил Змея и заставил его пропахать гигантские борозды, в результате чего возникли знаменитые Змиевы валы. (В некоторых вариантах победителем и укротителем Змея выступает ремесленник Никита «Кожемяка», который отправляется мять кожи сразу же после победы над Рептилией.)
Южнорусские легенды рассказывают о том, как люди и змеи заключили договор. Первые должны были ежегодно посылать к Рептилии на пожирание человека. Чаще всего речь шла о дочери Царя. А иногда ни о какой регламентации и не говорится - Змей просто поедал всех подряд. Обуздать прожорливую Рептилию вызвались братья-кузнецы Кузьма (удивительное совпадение с именем Минина) и Демьян.Также приводится и такое имя - Кузьмадемьян - указание на образ древнего Кузнеца, о котором пойдёт речь ниже. В своей кузнице они укрывают очередную жертву, запирая её железные двери кузницы. Когда Змей приходит к кузне, они предлагают ему пролизать языком дыру в двери, обещая обещая выдать укрываемого человека.
Змей начинает лизать, а кузнецы разогревают клещи, и когда язык попадает в помещение - хватают его и подчиняют Змея. Они запрягают побеждённое чудовище в огромный плуг и пропахивают с его помощью гигантскую борозду. В результате возникает длинный-предлинный вал со рвом на южной стороне.
Здесь весьма символичен и важен факт не только победы, но и усмирения Змия. Оно символизирует именно преображение животного начала и устремление ис-крив-лённого чудища к Правде высшим небесным, духовным, райско-ангелическим реалиям. (Об этом устремлении мы писали в самом начале данного очерка.) Змей создаёт духовный Вал - надежную защиту от змеиных же регионов, измерений небытийного хаоса.
Тут нужно обратить внимание на конкретно-исторические Змиевы (Трояновы) валы, которыее стали возводиться ещё до нашей эры. Как явствует из данных археологии, это были сооружения, выполнявшиеся в рамках неких, как сейчас сказали бы, долгосрочных государственных программ. «Наиболее ответственные участки этого грандиозного сооружения были укреплены шестью параллельными валами, - пишет Г. М. Филист. - В некоторых местах поперечник основания вала достигает 20 м, а высота 9-12 м. Обращенный фронтом к южным степям, Змиев вал тянулся по линии Житомир-Киев-Днепропетровск-Полтава-Миргород-Прилуки. В основе укреплений огромные валуны, многовековые деревья. Даже сегодня трудно представить себе строительство такого сооружения. Для… строительства нужны были математические расчеты, знание географии, военно-инженерного дела и, главное, организованный труд сотен тысяч людей на протяжении веков. Это укрепление защищало праславян от набегов скифов, сарматов, готов, аваров, а позже печенегов и половцев. К VII в. система валов пополнилась сигнально-опорными форпостами и сторожевыми городками численностью до 3-4 тысяч жителей». («Введение христианства на Руси». - Минск, Беларусь, 1988. - с. 16-17).
Совершенно очевидно, что Древнерусское государство возникло задолго до Рюрика и даже Кия. Для строительства такого комплекса нужна была мощнейшая военно-государственно-политическая организация. Она и была у славенороссов.
Часть III - https://a-eliseev.livejournal.com/2263535.html
Previous post Next post
Up