Jan 29, 2013 22:24
Северный Кавказ для нынешнего российского руководства всегда являлся чрезвычайно взрывоопасным и непредсказуемым регионом, где сходились (и сходятся) многие острейшие социально-политические, экономические, демографические и этнические проблемы страны. В последние годы на Северном Кавказе мы воочию наблюдали как федеральный центр пытался проводить в своем роде многовекторную политику - сначала в Москве заигрывали с сепаратистами, потом их всем миром били. Все зависело в первую очередь от внутриполитических нужд и целей правящей группировки.
Одной из последних модификаций политики «умиротворения» на Кавказе стала стратегия ставки на «хорошего» полевого командира, которому давалась вся власть над тем или иным регионом и он должен был «зачищать» всех «плохих» полевых командиров. Наиболее ярко такой подход проявился в Чечне, где даже удалось добиться определенных успехов на поприще восстановления локального порядка и стабильности. Однако в случае с соседними регионам, и, в частности, с Дагестаном, такого рода политика результатов дать не могла.
Это и понятно, ведь Дагестан не моноэтническая республика, это кипящий котел из десятков различных национальностей и этносов, находящихся в сложнейшем политико-правовом процессе разделения полномочий и власти, зачастую основанных на межклановом и межэтническом балансе. И, как отмечают эксперты, пресловутый терроризм и салафитское подполье, на самом деле, являются лишь инструментом реализации планов и стратегии влиятельных сил внутри самого Дагестана. Именно поэтому ставка на одного, очень сильного и волевого лидера, как это произошло в Чечне, попросту невозможна - такого человека местные кланы и элитные группы в прямом смысле слова разорвут на части.
Естественно, что Кремль, видя все эти подводные камни, неспроста решил «попросить» главу Дагестана Магомедсалама Магомедова с поста руководителя республики. Между прочим сам Магомедов являлся вполне адекватным и даже я бы сказал симпатичным руководителем, особенно на фоне такого сложного региона как Кавказ. Однако помимо желания выстраивать курс социально-экономического развития республики в позитивном ключе, необходимы на его посту были и такие качества как умение лавировать между различными группировками и находить общий язык с влиятельными членами базовых этносов Дагестана.
В этой связи мне хотелось бы привести цитату из статьи портала PublivPost.ru, очень верно характеризующую то, с чем предстоит столкнуться новому главе республики Рамазану Абдулатипову: «В Дагестане Абдулатипов никогда не был внутрирегиональной политической фигурой, рассказал кавказовед Энвер Кисриев. Абдулатипову, конечно, известна ситуация в республике, но сейчас ему придется самому столкнуться с силой и влиянием дагестанских кланов, своеобразных этнопартий. До сих пор он не был под контролем или воздействием кланов, но только потому, что не принимал никакого участия в процессе распределения власти в Дагестане. А то, что Абдулатипов вне этих кланов, с одной стороны, его преимущество. Но, с другой стороны, ему будет очень трудно, т. к. эти кланы в Дагестане давно распределили сферы своих интересов, влияния, т. е. создали некую систему противовесов между собой. И тут появляется человек внесистемный, новый, не имеющий за собой реальной клановой силы».
Мне кажется, что на Старой площади сделали в кои то веки довольно правильный и я бы даже сказал сбалансированный выбор, что особенно характерно для такого «кипящего котла» как Дагестан. Естественно, что Рамазан Гаджимурадович не сможет в одночасье решить все проблемы, в том числе и те, что порождают нестабильность в республике - это и колоссальная безработица, и запредельная коррупция, и практически феодальная система управления на всех уровнях власти в Дагестане. Однако прозрачность и управляемость в регионе все-таки существенно повысится.
В целом же, проблемы Северного Кавказа, порождающие многолетнюю нестабильность и экономический коллапс в республиках, лежат вовне самого Кавказа. Российским правящим элитам крайне важно иметь предсказуемый и полностью подконтрольный в электоральном плане регион, стабильно выдающий на выборах по 98-99% в пользу «партии власти». И под эту выборную лояльность регионам выдаются безвозмездные бюджетные субсидии и субвенции, которые перекочевывают в карманы местных коррумпированных элит, а зачастую и в закрома бандподполья. И эта отлаженная, функционирующая как часы, коррупционная машина совсем не желает, чтобы нестабильность на Северном Кавказе прекратилась в обозримой перспективе. Так что пока не решатся вопросы общеполитического и общеэкономического характера в «Большоя России» - ждать стабильности на Кавказе не приходится.
Абдулатипов,
власть,
Кремль,
Северный Кавказ