Опять я чего-то не понимаю.
В
разговоре по поводу дискуссий о Сталине и сталинизме обнаружилась любопытная картина.
Во-первых, некоторые из участников разговора выражаются таким образом, как будто считают, что по отношению к Сталину все люди делятся на сталинистов и антисталинистов. Возможно, тут сказалась торопливость, или это издержки горячего спора, но они так написали, и не раз.
Если люди действительно так думают, то хотелось бы понять, как имено они намереваются проводить разделительную черту? Что, сталинисты это все, кто не заодно с антисталинистами? Или наоборот, антисталинисты это все те, кто не согласен со сталинистами? И куда попадут те, кто несогласны, условно говоря, ни с Прохановым, ни со Сванидзе?
А вопрос про разделительную черту совсем не академический. Из того же разговора выяснилось, что эти собеседники считают, что не имеет смысла дискутировать с идеологическими противниками, а следует подавить их. Насколько я понял, речь идет о том, чтобы навязать правильную (т.е. антисталинистскую) позицию всему обществу, применяя для этого государственную власть, систему образования, социальную инженерию и т.п. Возможно, я тут тоже ошибочно принял указание на то, как оно бывало в других странах, за описание желательного пути. Если я ошибся и неверно понял смысл позиции, прошу коллег меня поправить.
Но если люди действительно считают примерно так, то опять же хочется понять, как они себе представляют практическое проведение этой программы действий.
Предполагается ли ввести обязательность определенной идеологии? Какими средствами это будет достигаться?
А какую именно версию антисталинизма предполагается внедрять? Ведь если государственным органам придется насаждать антисталинизм, то нужны не просто общие ориентиры, а четкие детальные формулировки по множеству вопросов. Кто и как будет вырабатывать канон? Какими средствами поддерживать его незыблемость?
К примеру, есть ли учебник истории, пригодный для использования в школе? Или придется взять
эмигрантский учебник Изместьева, на который я недавно давал ссылку?
Ну и третья группа вопросов. Насколько я помню, широкая пропаганда антисталинизма уже была в недавнем прошлом, лет двадцать назад началась, и особо не прекращалась. Во всяком случае, каждый, кто хотел узнать о преступном сталинском режиме, имеет возможность это сделать. Изданы книги, сняты фильмы, печатаются статьи, идут передачи по радио и телевидению. Почему же эта пропаганда не принесла желаемого результата? И что планируется изменить для того, чтобы в этот раз добиться цели?
---------------------------
16-07-2009 8:30
Важное дополнение
В том разговоре было несколько человек, проявивших в целом схожую реакцию. Безусловно, каждый из них говорил только свое и отвечает только за свои слова. Попытка обобщения позиции принадлежит мне, и я не утверждаю, что все как один заняли эту единую позицию.
Если я ошибся или исказил какие-то существенные аспекты, прошу меня простить. Лучше всего в таком случае развернуто изложить свою позицию.