К вопросу об Иване Ильине и фашизме

May 29, 2024 00:29


Давайте рассмотрим абстрактную ситуацию.

Философ-эмигрант N разрабатывает идеологию I, которая обращена против силы S, захватившей власть в его стране и стремящейся к власти в других странах.

В это время в Европе возникает движение X, которое тоже борется против S. Философ N считает, что в идеологии X есть правильные компоненты A, B и C, которые ( Read more... )

ideology, ilyin

Leave a comment

nil_0 May 29 2024, 11:08:03 UTC

А как вам Лекция Е. Якволева об И. Ильине?

Reply

a_bugaev May 29 2024, 11:44:51 UTC

Я не слушал эту лекцию Е.Яковлева, но по тем лекциям, которые слушал, у меня сложилось впечатление, что в вопросах, касающихся защиты коммунистической идеологии, он работает очень грубо и руководствуется не приоритетом исторической точности, а идеологической задачей: доказать, что большевики и дедушка Ленин были хорошие, а противники их были плохие.

То же в полной мере относится и к Климу Жукову.

Но если для вас авторитетны публицисты этого спектра, то послушайте Армена Гаспаряна.

Reply

whiteferz May 29 2024, 12:05:35 UTC
>> он работает очень грубо и руководствуется не приоритетом исторической точности, а идеологической задачей: доказать, что большевики и дедушка Ленин были хорошие, а противники их были плохие.

Конкретно в указанной Вам лекции он явным образом говорит, что наша современная политика нацелена на красно-белое примирение / непрерывность истории России, и расценивает и то, и другое, как безусловное благо.

Кроме того, он аргументирует, что всех, кто эту его позицию разделяет или хотя бы считант возможной, Ильин расценивал, как безусловных предателей. В том числе, Яковлев утверждает, что на этой почве у Ильина был конфликт с Буниным и Бердяевым, которых, вообще-то, в симпатиях к большевикам и Ленину заподозрить трудно.

Таким образом, Яковлев не против противников большевиков "вообще", а против вполне конкретных противников, которых он называет явно. Похоже, они Вам очень дороги. .

Reply

a_bugaev May 29 2024, 12:46:30 UTC

1. Примирение можно строить на общих ценностях, на совместной работе ради общих целей, на признании сложности истории, на взаимном признании своих прошлых ошибок и на взаимном прощении. В конце концов, на негласном соглашении об умолчании, на том, что ответственные силы с каждой из сторон контролируют своих радикалов и не позволяют им заниматься разжиганием вражды.

Но примирение нельзя строить на лжи, на запугивании, на угрозах, на разжигании вражды.

2. Ильин, а также Бердяев, Бунин и прочие эмигранты никак не могут высказываться про современную политику красно-белого примирения. Все тексты Ильина уже много лет как опубликованы и прочитаны теми, кто этим интересуется.

3. Нынешнее обострение кампании вызвано не высказываниями столетней давности, не какими либо свежими событиями или вновь открытыми документами, а нынешними действиями тех, кто эту кампанию инициировал и поддерживает.

4. Егор Яковлев не единственный и не самый радикальный, кто в последний месяц высказывался по поводу Ильина. Он решил присоединиться к хору коммунистов и ( ... )

Reply

whiteferz May 29 2024, 12:55:52 UTC
>> Ильин, а также Бердяев, Бунин и прочие эмигранты никак не могут высказываться про современную политику красно-белого примирения. Все тексты Ильина уже много лет как опубликованы и прочитаны теми, кто этим интересуется.

Опять огульная ссылка на "все тексты Ильина". Александр, если знакомство с таковыми есть предусловие для квалифицированной дискуссии, то получается, что Ваш лонгрид предназначен весьма герметичному сообществу его поклонников или хотя бы глубоких знатоков.

И - да, примирение на взаимном признании своих прошлых ошибок и на взаимном прощении - оно, догадываюсь, никогда не состоится.

Торг по признанию и взаимопрощению это исключит. Люди просто осатанеют по дороге; лучше уж, как есть.

Reply

a_bugaev May 29 2024, 13:05:04 UTC

Да, для содержательного участия в обсуждении стоило бы прочесть хотя бы те две-три статьи, которые относятся к предмету разговора. Это заняло бы не сильно больше времени, чем написание двух десятков комментариев вида "не читал и не собираюсь, но осуждаю".

Но мы уже заходим на третий круг, так что предлагаю прекратить тратить время на повторы.

Reply

whiteferz May 29 2024, 13:17:33 UTC
Поддерживаю.

Приношу ихвинения за душность.

Reply

nil_0 May 29 2024, 12:22:09 UTC

Яковлев намного более взвешен, чем К.Жуков.

Ну а по поводу К.Жукова я согласен: рассказывать о том, что "зря не сажали" и не упомянуть о разоблачении ежовщине - это не история, а пропаганда.

Reply

nil_0 May 29 2024, 12:23:42 UTC

Что касается А. Гаспаряна, то у него уж очень много воды и слишком неакадемический стиль.

Reply

a_bugaev May 29 2024, 12:59:27 UTC
Да, у Гаспаряна сугубо разговорный жанр. Я лишь о том, что среди условно просоветских историков-популяризаторов нет единства в отношении к Ильину.

И Дюков тоже недавно вполне определённо высказывался в своём ТГ-канале:
https://t.me/historiographe/12640
https://t.me/historiographe/12646
https://t.me/historiographe/12649
https://t.me/historiographe/12651
https://t.me/historiographe/12656
https://t.me/historiographe/12658
https://t.me/historiographe/12668

Reply

a_bugaev May 31 2024, 15:41:45 UTC

Послушал доклад Е.Яковлева на ту же тему (надеюсь, Яковлев там высказал всё существенное, и мне не потребуется слушать видео на два с лишним часа).

Как и предполагалось, там типичное для Яковлева лукавое сочетание реальных исторических деталей (он всё-таки историк), смысловых манипуляций и прямой демагогии. Он вроде бы не решается прямо обвинить Ильина в поддержке нацистской идеологии (и в этом отличается в лучшую сторону от менее пристойных собратьев по левой идеологии), но расставляет намёки и подталкивает слушателя к выводу "Ильин, может, и не совсем нацист, но всё равно заодно с нацистами / власовцами / фашистами / антисоветчиками".

Ну и демагогия вида "Ильин поддерживал фашистов за то, что они борются с коммунистами. Украинские нацисты уничтожают украинских коммунистов. Значит, Ильин поддержал бы украинских нацистов."

Reply

nil_0 May 31 2024, 15:53:14 UTC

Я воспринял доклад Е. Яковлева так:

Не знаю, какой Ильин философ, но политик он никакой. В погоне за мечтой о походе против большевиков он игнорировал факты достаточно долго, для того, чтобы запачкаться об нацистов.

Reply

a_bugaev May 31 2024, 16:18:42 UTC

А можно полюбопытствовать, какие тексты самого Ильина вы читали?

Reply

nil_0 May 31 2024, 16:20:34 UTC

Никаких не читал. Не моя специальность. Так что честно пишу: "не знаю, какой Ильин философ".

Reply


Leave a comment

Up