К вопросу об Иване Ильине и фашизме

May 29, 2024 00:29


Давайте рассмотрим абстрактную ситуацию.

Философ-эмигрант N разрабатывает идеологию I, которая обращена против силы S, захватившей власть в его стране и стремящейся к власти в других странах.

В это время в Европе возникает движение X, которое тоже борется против S. Философ N считает, что в идеологии X есть правильные компоненты A, B и C, которые он считает главными в этом X и которые роднят его с искомой идеологией I. При этом указывает, что в X недостаёт других важных составляющих и не проявлена главное, что должно присутствовать в I.

Затем в стране, где живет N, возникает движение Y, которое приходит к власти в результате выборов. Поскольку X и Y схожи, философ пытается и в Y усмотреть то, что роднит его с I и направлено на отпор силе S. Но быстро понимает, что главное в Y совсем не это, отказывается от приглашения сотрудничать с ними, подвергается преследованиям, в конце концов уезжает в нейтральную страну.

Когда Y напали на его родину, философ поддерживает свою страну и её народ. Пишет статьи и письма, в которых говорит, что Y смертельный враг родины и его нельзя поддерживать, даже если не признаёшь власть S.

После войны пишет статью об X, в которой анализирует эту идеологию, указывает на те исходные A, B, C, которые он изначально считал правильными, и говорит про D, E, F, G, H, которые несовместимы с отстаиваемыми им идеалами. Подчеркивает, что эти D, E, F, G, H настолько плохи, что сторонникам A, B, C нельзя и думать, чтобы пытаться повторить опыт X и вообще как-то ассоциировать себя с X.



Прежде чем читать дальше, подумайте, в чём можно упрекнуть философа N? В том, что отстаивал достойные идеи A, B, C? Что поначалу считал Х частным случаем той идеологии I, которую он разрабатывал? Что потом объявил X негодным по сути и одиозным по названию?

Теперь подставим значения переменных.

N - это Иван Ильин. I - «белое движение», идеалы которого он стремился раскрыть и обосновать.

S это большевизм, который Ильин считал смертельной опасностью для России и для Европы.

A, B, C это патриотизм, дисциплина, национальное единение для спасения родины.

«X» это фашизм, в его изначальном итальянском варианте. «Y» это германский национал-социализм.

D, E, F, G, H, на которые указывал Ильин в анализе фашизма, это его безрелигиозность, антихристианство, вождистская тоталитарная диктатура, партийная монополия, агрессивный национализм, огосударствление хозяйства.

Это были очень упрощённые рассуждения, на пальцах. Конечно, мысль Ильина не раскладывается в сумму компонент, как вектор по осям. Но стоит всё же учитывать, что только примитивные позиции выражаются бинарными характеристиками, а глубокая мысль многомерна и не сводится к "за" / "против".

К абстрактному стоит приложить конкретику. В телеграм-канале Right History попалось сообщение, где сжато и отчётливо изложены различия между взглядами Ильина и итальянских фашистов. Приведу этот текст целиком

https://t.me/righthistory/5218

Еще раз вкратце зафиксируем идеологические различия между правым, то есть консервативным мыслителем Иваном Ильиным, и фашистами (Джентиле-Муссолини).

1) Иван Ильин был консерватором, сторонником традиционных ценностей, был противником социального конструктивизма.

Фашисты были социал-конструктивистами и прогрессивистами. Фашизм - одна из ветвей развития синдикалистских социалистических идей.

2) Иван Ильин был верующим православным человеком, для него это было центром мировоззрения.

Фашисты, согласно их доктрине, были антиклерикалами, ибо в их понимании фашизм должен был стать "гражданской религией", заменив собой христианство. Старые члены фашистской партии были в гневе, когда Муссолини исходя из конъюнктурных соображений подписал конкордат с Папой Римским, позволив католической церкви спокойно функционировать параллельно с фашистским государством. Муссолини был убеждённым атеистом, как и Джованни Джентиле.

3) Иван Ильин был монархистом, считал монархическую форму правления наиболее подходящей для русского народа. Правда, самодержавие он восстанавливать не хотел, в его понимании новая монархия должна иметь сильный "демократический" элемент.

Фашистская идеология была строго республиканской, монархию они считали архаичной и реакционной, подлежащей отмене при любом удобном случае.

4) Иван Ильин был сторонником правового государства, умеренного режима, и с авторитарными элементами, и с самоуправлением, особенно на местах. Ильин был сторонником солидаризма, это идеологическое течение, для которого важна человеческая личность, но не в отрыве от общества, как у индивидуалистов. Ильин соответственно, уважал и право собственности.

Фашисты были сторонниками тоталитаризма, ультраэтатизма, в рамках которого никакое самостоятельное развитие личности невозможно, а государство проникает во все сферы общественной жизни. Фашисты презирали законы и институт собственности (особенно если собственность чужая).

5) Ильин был сторонником надклассового, надпартийного, надсословного государства, в котором "монарх" был бы арбитром между всеми социальными группами, и добивался баланса сил. Основой общества Ильин считал срединный слой, крестьян, ремесленников, свободных мелких собственников. Был жёстким противником монополии какой-либо партии на власть, так как, по его мнению: "худшие повалят в партию валом, ибо лучшие мыслят самостоятельно и свободно... худшие готовы приспособиться ко всему, чтобы только сделать карьеру".

Фашисты были сторонниками жёсткой партийной тоталитарной диктатуры.

6) Ильин был противником расизма, ненависти и геноцида каких-либо народов. На проживающего в Германии Ивана Ильина регулярно писали доносы прогитлеровские члены русской эмиграции, за то что Ильин не поддерживал антисемитскую риторику нацистской партии и её фюрера. Его лишили работы и средств к существованию, вызывали на допросы в ГЕСТАПО, обвиняли в работе на большевиков и масонов, из-за чего он вынужден был бежать в Швейцарию.

Муссолини в конце 1930-х годов, во время сближения с Гитлером, под его давлением ввёл в Италии расовые законы. Хотя, конечно, изначально в рамках фашистской доктрины они не предусматривались. По крайней мере в таком радикальном виде.

То есть, как мы видим, правый, консервативный философ и публицист Иван Ильин не имел с фашистами ничего общего. Единственное, к чему прикопались леваки в критике Ильина, это тот факт, что он в 1920-е годы считал фашистов аналогом Белого движения (так как они были антикоммунистами), однако уже позже он осознал, что это было заблуждением. Впрочем, этому заблуждению в 1920-е поддалась почти вся русская эмиграция, а Ильин, как раз, одним из первых пошёл против ветра, против эмигрантского мейнстрима.

Вообще странно называть человека фашистом, на том основании, что он антикоммунист. Все политические движения, кроме самих коммунистов - являются антикоммунистами, от консерваторов, традиционалистов и классических либералов, до либертарианцев и анархистов. Никто же, в здравом уме, не будет называть представителей всех этих течений - фашистами, верно?

ideology, ilyin

Previous post Next post
Up