Наткнулся тут на текст про историю 2019 года с законопроектом о борьбе против домашнего насилия. Помните, горячо спорили тогда (например,
тут), а потом начался ковид и та история ушла из повестки.
Так вот, тогда при обсуждениях громко звучало, что каждый год в России от домашнего насилия гибнет 14 тысяч женщин и нужно срочно принимать закон о предотвращении.
История с законом (включая аргументы за и против) подробно изложена
тут (это текст, перенесённый из Википедии и очищенный от медузы).
Законопроект готовили, и общество к нему готовили. В 2019 году была заранее организована пропагандистская кампания. В середине года в Википедии появляется статья "Домашнее насилие в России", целиком переведённая с английского языка ("создано переводом страницы «Domestic violence in Russia»".).
Эта статья (в своей первой версии) начиналась так:
Бытовое насилие широко распространено в России. По оценкам, ежегодно в России от травм, связанных с насилием в семье, умирает 14 000 женщин (около 38 ежедневно). По данным Human Rights Watch, в 2017 году ежедневному насилию в домашних условиях подвергалось 36 000 женщин и 26 000 детей. От бытового насилия страдает каждая четвертая российская семья. [ссылка: Denejkina. In Russia, Feminist Memes Buy Jail Time, but Domestic Abuse Doesn't: A year after the country decriminalized domestic violence, women feel the consequences. Foreign Policy].
Дальше был ещё такой фрагмент:
В феврале 2017 года при поддержке Русской православной церкви Россия декриминализировала бытовое насилие в тех случаях, когда оно не причиняет «существенного вреда здоровью» (например, переломы костей или сотрясение мозга) и не случается чаще одного раза в год. В результате насилие в семье возросло , а количество сообщений резко сократилось, и полиция начала отказываться расследовать случаи бытового насилия.
Материал подготовили и разместили, потом стали привлекать внимание общественности. По СМИ пошли гулять цифры про 14 тысяч убиваемых в год женщин, заговорили об ужасной декриминализации (помню, как многие, в т.ч. мои знакомые внезапно начали писать об этом в фейсбуке, хотя раньше были озабочены совсем другим, например, панамским досье и протестами дальнобойщиков).
Поначалу звучали только сторонники законопроекта, потом стали слышны и оппоненты. Всю историю полемики пересказывать не буду, об этом лучше прочесть в той статье. Скажу только, что меня тогда очень удивило, когда оппоненты закона привели реальные данные криминальной статистики, по которым число жертв оказалось в десятки раз меньше (их было всё равно много, около 300 в год, проблема-то реально существует, но 300 - это не 14000).
И вот только сейчас, глядя на те ранние версии в Википедии, я увидел ссылку на источник, откуда взяты эти 14 тысяч. Это
интервью и.о. начальника Департамента охраны общественного порядка МВД от 2008 года (причём он говорит про статистику за 2002 - 2006 годы).
Т.е. в 2019 году для разогрева общественного мнения в качестве актуальных данных приводят статистику более чем двенадцатилетней давности, причём увязывая это с декриминализацией 2017 года.
По другим версиям, источник этой статистики ещё более старый и относится вообще к первой половине 90-х годов.
Цитирую из статьи "
Статистика домашнего насилия в России":
Марина Писклакова-Паркер, директор центра «АННА», объяснила, что 14 000 ежегодных жертв («статистика по убийствам женщин в семье и близкими, на которую многие ссылаются») - цифра, опубликованная в 1995 году в докладе Российской Федерации, который был представлен в Комитет ООН о выполнении Конвенции по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Писклакова-Паркер считает, что в 1993 году эта цифра соответствовала действительности.
Александр Коваленин, противник закона о домашнем насилии, согласен с Писклаковой-Паркер в том, что 14 000 - цифра за 1993 год, но считает её изначально неверной: «Это цифра 1993 года, оценка общего количества умышленных убийств женщин (не только в семье), вставленная кем-то из Минтруда в доклад России перед комитетом ООН по ликвидации дискриминации женщин.»
Этот показатель, по словам Коваленина, был вновь использован в 1999 году, в пятом докладе, и на протяжении 20−25 лет воспроизводился без перепроверки.
Статья "Статистика домашнего насилия в России", где оппоненты законопроекта описывают эти манипуляции, была создана в русской Википедии в январе 2020 года, т.е. через полгода после той переводной статьи «Домашнее насилие в России».
Получается, противники законопроекта тоже скоординировались, сделали юридический анализ, провели ряд громких акций, чтобы донести свою позицию. Это было сделано с многомесячным запозданием, и тема к тому времени была уже хорошо разогрета. Но им всё же удалось не допустить принятия опасного закона. Лучше поздно, чем слишком поздно.
Тут стоит сказать пару слов и о Википедии.
Как видим, Википедия уже давно использовалась как пропагандистская площадка, там можно было заранее создать нужные тексты, чтобы когда заинтересованная общественность пойдёт наводить справки, она нашла правильно подготовленные сведения и убедительные аргументы. Но при наличии желания и умения там же можно было и бороться, публиковать и продвигать альтернативные позиции.
Подчеркну, тогда можно было бороться. В те времена (про)украинская группировка была влиятельна, но ещё не захватила власть и не оттеснила несогласных с ней арбитров (а такие там были, как ни странно). И если знать правила (по которым требуется нейтральность, отражение всех значимых точек зрения, недопустимость пропаганды, недопустимость отсебятины) и уметь грамотно использовать предоставляемые ими возможности, можно было добиваться компромиссного результата (т.е. чужой текст с опорой на источники удалить вряд ли получилось бы, но можно было дописать альтернативные мнения, если тоже с опорой на источники).
Но с конца февраля 2022 года та относительная вольница закончилась. Теперь там хоть и ссылаются на правила, но действуют жёстко и нагло, по принципу "своим - всё, врагам - закон".