Виктор Вахштайн. Суровый канадский фрейм-анализ: от бомбардировок до бюстгальтеров

Mar 24, 2023 00:51


(копия текста из ВК Виктора Вахштайна (иноагента, но любим мы его не за это))

…Вечером 18 февраля 1942 года эскадрилья немецких бомбардировщиков (с хорошо различимыми эмблемами Люфтваффе на крыльях) пролетела над Виннипегом и направилась на север - к Селкирку. Взрывы были слышны во всех окрестных деревнях. В Селкирке на два часа вырубили электричество. Кто-то в темноте разглядел белые купола десантных парашютов.

…В 5:45 утра 19 февраля диктор утреннего вещания радио Виннипега был арестован в студии перед включенным микрофоном. Сменивший его немец призвал всех жителей города сохранять спокойствие и не выходить из дома. Не обращая внимания на немецкую десантную группу, занявшую радиостанцию, 3500 канадских военнослужащих и спешно мобилизованных добровольцев под командованием полковников Придэма и Маккея выдвинулись навстречу наступающим с запада (предположительно превосходящим) силам противника. В 7 утра зазвучали сирены воздушной тревоги. Из громкоговорителей население оповестили о необходимости затемнить окна в ожидании налета.



…В городских зданиях спешно развернули полевые госпитали. Первой обратившейся за помощью была местная домохозяйка; она готовила мужу бутерброды, когда, заслышав звуки сирены, полоснула себя ножом по пальцу. Вторым - резервист, который так спешил на сборный пункт, что сломал лодыжку.

…Защитники развернули оборонительный периметр в 5 км от центра города и взорвали мосты. Тридцать зенитных орудий открыли огонь по приближающимся истребителям. Однако к 9:00 сопротивление было сломлено. Танки с крестами прошли по центральной улице. Командовавший армией вторжения немецкий полковник Эрих фон Нюрнберг принял капитуляцию. В 9:30 наступающие заняли мэрию, над которой был тут же поднят флаг Третьего Рейха. Городские чиновники, а также губернатор провинции Манитоба и случайно оказавшийся здесь с визитом посол Норвегии были арестованы и конвоированы в лагерь для интернированных на близлежащем футбольном стадионе.

…Первым же указом гауляйтера фон Нюрнберга было требование уничтожить все канадские национальные и военные символы. Город переименовывался в «Гиммлерштадт», главная улица - в «Гитлерштрассе», главная газета «Виннипег Трибьюн» - в «Дас Виннипегер Люгенблатт». Другая газета «Виннипег Фри Пресс» успела опубликовать детальное описание причиненных нацистами разрушений, но уже к вечеру ее редакция была разгромлена.

…К полудню город был полностью отрезан от мира. Вооруженные патрули останавливали автобусы и обыскивали пассажиров. Немецкие солдаты заходили в кафе и выгоняли посетителей. Лейтенант СС на глазах у детей арестовал учительницу и сам повел урок «разговоров о важном». Солдаты врывались в дома богатых горожан и выкидывали из них мебель на глазах у охреневших прохожих.

…На площади перед публичной библиотекой был разведен костер из книг иностранных агентов (на фото).



Разумеется, все это было инсценировкой. Самой масштабной инсценировкой в истории Канады. Зенитки стреляли холостыми. Мосты «взрывали» при помощи динамита и угольной пыли чтобы создать видимость серьезных разрушений.

Немецкую форму привезли из Голливуда. Эмблемы Люфтваффе нанесли на канадские истребители. Посол Норвегии сам попросился принять участие в постановке. Эрих фон Нюрнберг был канадским военным немецкого происхождения. Сожженные книги - специально отобраны из списанных и пришедших в негодность экземпляров. Богатые горожане знали сценарий и заранее подготовили для переодетых нацистов старую мебель, которую можно было демонстративно выкидывать из их домов при «обысках». Да и название «Дас Виннипегер Люгенблатт» (дословно: «Виннипегский Фейк Ньюс») должно было навести на подозрение немецкоязычную часть горожан.
Зачем?!

Канада крайне неохотно скидывалась на войну. Все эти эпохальные сражения европейского театра военных действий казались канадцам чуть больше «театром», чем «военными действиями». И тогда бизнесмен, отвечавший за продажу облигаций военного займа, подбил руководство провинции Манитоба на такую мощную рекламную акцию. «Мы должны были принести войну сюда, чтобы остановить ее там. Выбить обывателей из колеи мирной жизни» - сказал он. И это сработало. Манитоба перевыполнила план по сбору средств.

Знали ли обыватели о том, что все это - постанова? Их предупредили по радио вечером предыдущего дня. Да и «нацисты» периодически приветственно махали руками своим знакомым в толпе. Однако сам масштаб действия свидетельствовал в пользу реальности происходящего. Посмотрите на лица прохожих, наблюдающих за сожжением книг (ссылка на документалку - в комментарии). Возможно, конечно, каждый канадский обыватель в душе Райан Рейнольдс, но это выглядит как совершенно искреннее охреневание. Историк Джоди Перрун из Университета Манитобы, описавший инсценировку в книге «Патриотический консенсус», к сожалению, умалчивает - сколько именно доносов на своих еврейских соседей успели за этот день написать добропорядочные канадцы.

И вот здесь возникает исследовательский вопрос. Даже два.

Первый - что не так с Ирвингом Гофманом? Описанный выше «If Day» - это классический случай фабрикации в терминологии фрейм-анализа. В отличие от транспонирования (например, сражения реконструкторов в парке Коломенское), фабрикация создана с целью ввести в заблуждение. Не всех, конечно. Но часть зрителей. Чтобы «дать им почувствовать», «проникнуться» ситуацией (если речь идет о «благонамеренной фабрикации»). И Гофман совершенно прав, когда говорит, что убедительность постановки зависит от использованного в ней оборудования. Если оно «буквальное», «настоящее», а не «схематичное» и «реквизитное», то это признак именно фабрикации, а не транспонирования. Что может быть буквальнее танков, зениток и истребителей? Но сам Гофман, когда иллюстрирует этот тезис, приводит совсем другой пример: «…иногда возникает проблема установления границы между демонстрацией и настоящими действиями - особенно если используется настоящее оборудование. В серьезных случаях это может привести к запрету демонстрации. По сообщениям печати, Канадская радиовещательная корпорация сняла запрет на рекламные заставки, которые казались слишком интимными для телевидения. Теперь на экране можно видеть рекламу поясов, дезодорантов, бюстгальтеров, депиляторов и банных полотенец. То, о чем еще пару лет назад было неприлично говорить в обществе женщин, теперь считается допустимым, - сказал Чарльз Спраггет, руководитель пресс-службы корпорации. Запрет на рекламу трусиков остается».
Ну хорошо, допустим. Депиляторы и депиляторы. Но! Во-первых, университет Манитобы, где с 1939 по 1941 учился Гофман (он сбежал в Оттаву за полгода до инсценировки), находится практически в центре Виннипега. Родители Гофмана все еще жили в городе, когда его «захватили нацисты». А во-вторых, этот сюжет с рекламой бюстгальтеров - вообще единственное упоминание Канады во всем «Анализе фреймов». Ирвинг, ты вот прямо настолько ненавидел свою малую родину, что для иллюстрации предпочел бюстгальтер бомбардировщикам?

Второй - в какой момент подобные мероприятия стали считаться неэтичными, предосудительными, да и вовсе подсудными? Орсон Уэллс не хотел довести до истерики среднего обывателя, но довел. Канадские пиарщики хотели - и довели. Но уже в 60-е стали постфактум просить прощения у всех, кого травмировали события If-дня. Это изменение в отношении к масштабным фабрикациям - результат эволюции норм? Появилось что-то вроде культурного запрета на «искажение реальности» и требование уважительного отношения к обывательским представлениям о «возможном / невозможном»? Или он был всегда и лишь в период военных действий был приостановлен во имя высших целей? В духе: «решительные меры требуют решительных инсценировок»?

sociology, history, vakhshtain

Previous post Next post
Up