Светлана Пикта пишет в ТГ:
До меня только что дошло, чем прельщает некоторых быть всегда против, как баба Яга!
Это как курение в детстве.
Сам себе кажешься круче и старше... а на деле - курящий сопляк.
Если ты боишься быть со своей страной, со своим президентом, только чтобы не выглядеть лоялистом, а выглядеть диссидентом (потому что тебе кажется, что это круто) - ты курящий сопляк.
(мой
комментарий в ТГ)
Метафора, которую привела Светлана, действительно работает, но стоит посмотреть на ситуацию более пристально.
Тот сопляк, который решил курить вопреки запрету родителей, делает это по примеру приятелей (и они же дают ему первую сигарету). Но эти приятели не становятся для него заменой родителей, высшими авторитетами во всех жизненных вопросах. Они такие же, как он, только чуть постарше или поопытнее.
А человек, который открывает для себя новую истину, что правота не в том, чему учили дома и в школе, а в идейных формулах Великого Учения, вместе с Учением получает и принимает и новый Источник Высшего Авторитета. Который теперь будет объяснять, где добро и где зло, на чьей стороне Правота, как правильно думать и понимать.
И в момент принятия этот Источник Авторитета и Истины занимает место, на котором раньше были родители (вместе со школой, воспитателями, говорящими головами из телевизора и пр.). Просветлённый теперь знает, что они все отсталые, ограниченные, говорят неправду и пытаются отнять свободу. Но теперь Истина открылась, есть на что опереться, чтобы стать Личностью.
Такое происходило в разные времена и с разными людьми. При этом в роли Истинного Учения может быть разное (например, «социализм» для юношей 19 века, «либерализм» для 20-го, идеология «защиты прав меньшинств» для 21-го, или ещё что-нибудь, вплоть до сектантских учений). Главное не в содержании, а в том, какую роль это учение будет играть в мировосприятии человека. Будет ли это ещё один способ смотреть на мир - или Единственно Правильный Подход.
В основе тут простой психологический механизм: как младенец нуждается в матери, становящийся взрослым человек нуждается в идейной опоре. Он недоволен тем, как сам он живёт и что видит вокруг себя, недоволен несовершенством мира. Ум его ищет объяснения, а душа жаждет выхода из серости и духоты на вольный простор. И кто предложит ему это объяснение, эту новую идейную и моральную опору, тот и станет властителем ума и души (как первый движущийся предмет становится «мамой» для только что вылупившегося утёнка).