Сергей Шмидт
пишет:
"Должен признаться, что никогда в жизни я не чувствовал себя настолько лишенным источников информации, к которым я испытывал бы хоть минимальное доверие, как в этом "замечательном" 2022 году. С экспертными мнениями ситуация не такая аховая, но очень к ней близкая. В сфере мнений многолетнее правило - прислушивайся к тому, чье мнение не понравится обеим сторонам - хоть как-то работает. А вот с информацией полный швах.
Ощущение, что ты реально оказался в пустыне. Или в "королевстве кривых зеркал".
Лет пять магистрантам, слушавшим мой курс "Мегатренды", доводилось выслушивать мои рассуждения на тему, что собой может представлять мир, в котором можно будет верить только тому, что видел собственными глазами, или видели лично тебе знакомые люди, которым ты безусловно доверяешь. Но это были рассуждения о некой антиутопической реальности, которая мне казалась более, чем возможной, но совершенно не неизбежной.
И вот я в ней. В этой реальности. Забавные ощущения."
----
Мне эта тема близка, думаю про неё с 2014 года.
В своё время написал про это большой текст, но так и не доделал его для публикации. Поэтому сейчас тезисно основные мысли (да, очень кратко, детали важны, может быть, напишу потом).
Достоверная информация добывается и поставляется системой медиа, состоящей из информационных цепочек. В начале цепочки звено, где информация добывается, в последующих звеньях она проверяется, агрегируется, формируется в связную осмысленную картину.
Качество результата держится на качестве работы звеньев и на правильном устройстве системы в целом. Базируется это на коллективной репутации, которая поддерживается корпоративными и цеховыми стандартами, конкуренцией и самоочищением системы от нарушителей правил.
Раньше это всё как-то работало, теперь перестало работать (во всяком случае, в прежнем режиме). Результат мы видим каждый день.
Почему перестало работать - тут разговор надолго. Если совсем тезисно:
- классические медиа - газеты, ориентированные в первую очередь на грамотных читателей
- при расширении аудитории снижается её средний уровень (в т.ч. уровень образования, уровень критичности к поставляемому продукту)
- возникли более массовые и более дешёвые способы воздействия на эту аудиторию (ТВ, интернет, соцсети)
- качественный информационный продукт перестал быть существенным конкурентным преимуществом
- репутация перестала быть значимым фактором, прекратилось самоочищение.
Ну а политическая потребность в системе пропаганды есть всегда, и усиливается в кризисные времена.
------
На эту тему см. также:
https://a-bugaev.livejournal.com/1202643.htmlhttps://a-bugaev.livejournal.com/1205117.htmlhttps://a-bugaev.livejournal.com/1230619.htmlhttps://a-bugaev.livejournal.com/1281746.html