Пожалуй, соглашусь. И добавлю, что если архитектура Третьего рейха занимает в нынешней литературе слишком много места, то в разговорах об этой архитектуре непропорционально много внимания уделяется Шпееру. А ведь в одно время с ним работал Эрнст Загебиль, чьи крупнейшие постройки сохранились (министерство авиации и аэропорт Темпельхоф в Берлине, школа военных связистов в Халле). И Фриц Хёгер, не политический конъюнктурщик, а убежденный нацист, продолжал работать в своей характерной экспрессионистской манере (ратуша в Вильгельмсхафене, например). И такой модернист как Эмиль Фаренкамп, автор знаменитого "Шелл-хауса", из Германии не уехал - напротив, был обласкан властями и спроектировал училище живописи им. Геринга. В Магдебурге, где главный архитектор ваймарских времен Йоханнес Гедериц получил запрет на профессию как "культур-большевик", продолжали строить вполне модернистские здания - почти до самой войны. Но вместо того, чтобы обо всем этом рассказывать, авторы - в том числе и германские - продолжают носиться с утопическим проектом
( ... )
добавлю, что в разговорах этих, даже и о шпеере, на фунт архитектурной критики или разбора - пуд политических рассуждений идёт. разобрать портик у палладия мы можем - а портик у шпеера разобрать не моги!
руфф, всё же, не раф и не стадиона, а конгресс-центра. стадион - шпеера. проектирование продолжал его сын, до 1943 года.
количество неоклассиков в германии 10-20-30х годов превышало количество модернистов на порядок, а то и несколько порядков: таковы были большинство профессоров, таких они выпускали дипломантов, и строительство велось в основном в том или ином традиционализме. напротив, экспрессионизм оказался достаточно краткосрочен. о нём, как потом о постмодернизме, было неудобно вспоминать, как о верёвке в доме покойника - все в нём были, но никто не признаётся, ибо - несерьёзное оно, а мы делом заняты.
все они, тессеновы и тессеновики, "домики гёте" "ломались" на масштабировании, порождали анекдотические конструкты. разве что крейс сумел выйти на новый горизонт, и - шпеер. чем и выиграл гонку лидерства, театральными, по сути, приёмами. ткани, фанера, прожектора... темпельгофское поле, люстгартен, бюкеберг, и даже ранние нюрнбергские проекты.
У нас в университетской книжной лавке нет почти ничего по американскому ар-деко, совсем ничего по архитектуре СССР, зато есть огромная книга по Шпееру с перспективой "Нового Берлина" на обложке.
Comments 19
Reply
Reply
Reply
мня, кстати, удивило обилие литературы о Наци, какой-то туристский продукт,
Reply
и не стадиона, а конгресс-центра. стадион - шпеера.
проектирование продолжал его сын, до 1943 года.
количество неоклассиков в германии 10-20-30х годов превышало количество модернистов на порядок, а то и несколько порядков: таковы были большинство профессоров, таких они выпускали дипломантов, и строительство велось в основном в том или ином традиционализме.
напротив, экспрессионизм оказался достаточно краткосрочен. о нём, как потом о постмодернизме, было неудобно вспоминать, как о верёвке в доме покойника - все в нём были, но никто не признаётся, ибо - несерьёзное оно, а мы делом заняты.
все они, тессеновы и тессеновики, "домики гёте" "ломались" на масштабировании, порождали анекдотические конструкты. разве что крейс сумел выйти на новый горизонт, и - шпеер. чем и выиграл гонку лидерства, театральными, по сути, приёмами. ткани, фанера, прожектора... темпельгофское поле, люстгартен, бюкеберг, и даже ранние нюрнбергские проекты.
Reply
Reply
Reply
Reply
нормальная книга, издана так себе, но куча иллюстраций, я в Питере купил
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment