Несмотря на множество обещаний нашей власти разного уровня и органов контроля/надзора усилить контроль за деятельностью страховщиков при оформлении полисов ОСАГО, ситуация в лучшую сторону никак не меняется. Водители продолжают жаловаться - кто-то занимает очередь в 4-5 часов утра, а то даже и с вечера, кто-то продолжает платить за навязанные доп.услуги или делает техосмотр в тех организациях, которые указывают страховщики. Т.е. страховые компании продолжают воровать у нас деньги и время, создавая искусственные проблемы: то у них бланки полисов закончились, то программа зависла, то данные с сервером РСА расходятся и т.д. Вот
наглядный сюжет портала GOROD48.RU:
Click to view
Рецептов решения проблемы предлагается много, но почти все они рассказывают какие-то общие принципы, но не дают четкого и понятного описания. Руководство Центробанка, сотрудники прокуратур и т.д. так же выдают только общие фразы о том, что граждане вправе обратиться с жалобой, но не объясняют всех подробностей ни про текст жалобы, ни про необходимые доказательства к этой жалобе. И получается, что жалобу подать не на много проще, чем получить полис ОСАГО у страховых компаний. Разве что в Цетробанке не предлагают кредит оформить, как условие принятия вашей жалобы!
Поэтому мы решили самостоятельно разобраться в этой проблеме и найти наиболее простое и удобное решение для оформления полиса ОСАГО без долгого ожидания, без жалоб и лишних затрат. Тем более, что как раз подходил срок оформления нового полиса у одного из нас. Мы-то себе можем оформить полис ОСАГО с небольшим скандалом в страховой компании и без лишних доплат. Но жалко времени даже на искусственно созданную очередь. Тем более, если эту очередь сейчас люди занимают чуть ли не с вечера или в 4-5 часов утра...
Можно ли оформить полис ОСАГО без доплат, очередей и прочих чудес, да еще и в разумный срок?
Именно с этого вопроса мы начали поиск решений в интернете, чтобы затем перепроверить те статьи законов, на которые обычно ссылаются в этих решениях, и найти оптимальный вариант...
Кто-то советует оформлять Е-ОСАГО (электронный полис), но в нашем случае получилось как всегда - как только до окончания срока текущего полиса остался один месяц, при попытке оформить Е-ОСАГО на сайте страховой компании появляется сообщение о технической проблеме и рекомендация обратиться в офис. Письмо в службу техподдержки тоже никакого результата не дало - то же самое предложение обратиться в офис... И это повторяется фактически во всех страховых компаниях.
Кто-то верит в то, что с января 2017 года все страховые компании начнут продавать Е-ОСАГО и проблемы закончатся, но мы в это не очень верим, т.к. знаем, что организовать "технические проблемы" на сайте довольно просто, а проверять их никто никогда не будет. Да и для оформления Е-ОСАГО нужно уметь работать с компьютером и понимать что и где регистрируется, заполняется, получается и т.д. Не все с этим справятся, а значит и обычных очередей меньше не станет.
Не будем рассказывать про все остальные варианты, а просто обрадуем вас - мы нашли способ оформить полис ОСАГО без доплат, очередей и в разумный срок!
Но, прежде, чем объяснять подробности сразу уточним несколько важных моментов:
1) Чудес не бывает! Это связано с тем, что законная процедура, прописанная для получения полиса ОСАГО, требует оформления нескольких заявлений и приложения копий ваших документов (получается примерно 12-15 листов бумаги для одного водителя или без ограничений; если водителей несколько, то плюс еще 1-2 листа на каждого водителя). Обычно эти копии делают в страховой компании при оформлении полиса - это вам такой бонус за доп.страховку жизни или другой фигни стоимость в несколько тысяч рублей! В нашем случае вам придется самостоятельно сделать копии своих документов и распечатать несколько листов шаблонов заявлений. Но это, в любом случае, получится гораздо дешевле, чем ненужная доп.страховка за 2-5 тыс.рублей...
2) Мы рекомендуем не пытаться сократить время, общаясь со страховой компанией, вместо того, чтобы отправлять бумаги по почте заказным письмом. Чем меньше вы общаетесь с сотрудниками страховой компании, тем меньше у них шансов обмануть вас или запутать. В видеосюжете выше человек сделал главную ошибку - он решил отдать заявление в страховую компанию лично, и чтобы ему еще кто-то расписался в приемке этих документов. Поэтому его просто запутали, посылая из одного кабинета в другой - эта схема у них давно и четко отработана. Не повторяйте эту ошибку! Если вы не уверены в своих знаниях законов и способностях заставить секретаря-делопроизводителя оформить отметку о получении ваших документов, то идите на почту и отправляйте документы заказным
ценным письмом с описью вложения документов и уведомлением о вручении (ниже подробно расскажем что и как).
Это стоит примерно 150 рублей. Ниже расчет с сайта Почты России:
В нашем случае получилось 12 листов заявлений и копий документов, письмо весом 71 грамм и стоимостью в 137 рублей с копейками, без учета своего конверта и марок на нем. Вполне разумная цена, которая избавляет нас от дурацких пряток секретарей и директоров страховых компаний, не желающих принимать документы в своих офисах. К тому же у нас есть трек-номер, по которому можно отслеживать состояние письма и увидеть когда именно оно дошло до адресата.
Наше письмо было отправлено 05.10.2016, 07.10.2016 оно прибыло в почтовое отделение адресата, 10.10.2016 было вручено адресату. Т.е. прошло всего 5 дней с момента отправки. Если бы не выходные дни 8-9.10, то на доставку хватило бы и 3-х дней. Эти письма хороши тем, что они не могут неделями-месяцами валяться на почте и ждать пока их заберут адресаты, потому что их доставляют в страховую компанию почтальоны и вручают под роспись на уведомлении о вручении, которое затем возвращается вам с отметками.
Учитывая разгильдяйство на Почте, вполне реально, что чье-то письмо может пролежать без доставки несколько дней, нарушая нормативный срок доставки. У нас со вторым письмом именно так и получилось! Но жалоба через
общественную приемную Почты России довольно быстро решила проблему и письмо через 2 дня после жалобы было доставлено адресату.
Дополнение по теме доставки (от 06.12.16)
Видимо Почта России только многомиллионные премии своему руководству может выплачивать без проблем, а вот с доставкой ценных писем, как всегда, сплошная лажа получается - многие отправители жалуются, что их письма лежат в почтовых отделениях получателей без доставки, т.к. страховщики сами приходят забирать почту, которую могут и не забирать неделями. В таких случаях обязательно рекомендуем не просто звонить и выслушивать сказки, а обязательно отправлять жалобы.
Кроме того, по возможности рекомендуем пользоваться услугами курьерских служб, которые реально доставляют письма получателям. В областных центрах такие службы точно есть, а вот в мелких городах или районах это может быть проблемой. Обязательное условие для курьерской доставки - опись вложения с перечнем всех отправляемых документов, уведомление о вручении - это доказательства отправки полного пакета документов и вручения их получателю. В Липецке такую услугу оказывает компания "Федеральная почтовая служба" (
http://fpspost.ru/), стоимость заказного письма с описью вложения 151 руб. без учета конверта, т.е. примерно то же, что и на почте, но гораздо быстрее и надежнее! Наши письма доставили буквально за 1-2 дня, так что в Липецке это лучший вариант доставки на данный момент.
3) Надеемся, что в городе (и не только в Липецке) найдутся люди, которые смогут за разумную плату помогать в оформлении пакета документов - заполнить заявления, сделать копии документов и т.д. Мы все шаблоны заявлений выкладываем в открытый доступ. Они действительны для всей страны. Так что пользуйтесь! Если кто-то решит помочь горожанам - напишите нам, мы дадим здесь ваши координаты, чтобы горожане могли обратиться за помощью... У нас уже есть один вариант, куда можно обратиться - смотрите координаты в конце схемы оформления.
4) Мы не просто так стараемся объяснить ниже все статьи, на основании которых работает эта схема, т.к. если вы понимаете свои права, и знаете порядок оформления полиса ОСАГО, то вас сложнее запутать или обмануть. Поэтому постарайтесь почитать и понять все пункты, это важно. Мы не будем консультировать по каждой мелочи - у нас нет столько свободного времени. Здесь нет ничего сложного, поэтому стараемся максимально подробно всё объяснить и расписать... Обсуждение темы, ответы на вопросы читайте в группе "РосЯма Липецк" -
https://vk.com/topic-38189910_34114623 На чем основана эта схема оформления полиса ОСАГО:
1.
Положение Банка России от 19 сентября 2014 №431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" - всего один документ с несколькими приложениями. В этом документе подробно расписана вся процедура оформления ОСАГО.
Первым приложением являются "Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Именно на эти правила мы и ссылаемся в нашем заявлении, т.к. здесь всё довольно четко расписано.
Вторым приложением является стандартная форма заявления для оформления полиса ОСАГО. Именно такую форму вас просят заполнить в страховой компании. И именно в страховой компании вы можете взять эту форму для заполнения, если не можете нигде ее распечатать из наших образцов (или если ее в дальнейшем изменят, а мы не сделаем новую). У многих страховых компаний на сайте можно скачать форму этого заявления, распечатать и заполнить. Обычно эти формы лежат в виде изображений бланков, которые нельзя заполнить, а можно только распечатать и заполнить от руки. Дальше мы дадим ссылки на форму заявления и на образец ее заполнения.
Третьим приложением является форма самого полиса ОСАГО, который вы получаете в страховой компании.
Теперь разбираем те самые Правила (Приложение 1). Здесь всего несколько важных для нас пунктов, которые мы вам объясним. Некоторые пункты берем прямо по тексту основного заявления, остальные по смыслу всей процедуры (цветом выделены наши объяснения):
- п.2.1 Страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России. - т.е. страховщик обязан учесть при расчете стоимости полиса все ваши данные и коэффициенты за безаварийное вождение. Довольно часто в страховых компаниях вам называют стоимость полиса без учета понижающих коэффициентов (КБМ), что неправильно. Поэтому читаем продолжение п.2.1...
Страхователь вправе потребовать от страховщика письменный расчет страховой премии, подлежащей уплате. Страховщик обязан представить такой расчет в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего письменного заявления от страхователя. - т.е. мы в письменной форме требуем в нашем заявлении от страховой компании предоставить нам письменный расчет стоимости полиса, который компания обязана предоставить нам в течение 3-х дней после получения нашего заявления. Заметьте, не 30, не 60-ти, а всего 3-х дней. Если мы отправили пакет документов по почте, то по городу письмо доставляется обычно не более 3-5 дней, к которым добавляем еще 3 дня на то, чтобы страховая компания подготовила нам расчет стоимости нашего полиса. В заявлении мы просим выслать нам расчет по почте. Но кроме расчета мы еще просим страховую компанию указать банковские реквизиты для безналичной оплаты стоимости полиса, т.к. Правила явно указывают на такую возможность оплаты и значит у нас есть право запросить реквизиты для безналичной оплаты. Т.е. страховая компания обязана предоставить нам расчет стоимости полиса и указать свои реквизиты для оплаты этого полиса через банк. Если страховая компания не указала свои реквизиты, то обязательно отправляйте жалобу в ЦБ РФ. Зачем нам этот расчет и зачем нам реквизиты для оплаты? Подробности в следующем пункте...
- п.1.4 ...Страховой полис обязательного страхования выдается страхователю в течение дня поступления денежных средств в кассу страховщика наличными деньгами, а в случае уплаты страховой премии в безналичном порядке - не позднее рабочего дня, следующего за днем перечисления на расчетный счет страховщика страховой премии. - т.е. страховая компания обязана выдать вам полис ОСАГО либо в тот же день при оплате в кассу страховой компании, либо не позже одного дня после оплаты через банк (в безналичном порядке). Вы можете попытаться предложить оплатить полис ОСАГО прямо в страховой компании наличными, но тут как раз и возникают проблемы - то бланки полисов внезапно закончились, то программа зависла, то кассир с горя повесился вместе с программой, то печать укатилась неизвестно куда, то сейф сломался и никто не может принять у вас деньги. Поэтому мы рекомендуем не разрушать себе нервную систему, а пойти в банк и по предоставленным реквизитам страховой компании оплатить стоимость полиса ОСАГО - после такой безналичной оплаты вам обязаны выдать полис ОСАГО не позднее следующего дня (исключением могут быть выходные и праздничные дни). Т.е. при оплате в банке в понедельник вы уже во вторник-среду идете с копией квитанции об оплате (оригинал квитанции лучше никому не отдавать!) в страховую компанию и получаете свой готовый полис ОСАГО.
Т.к. в нашем случае страховая компания не указала свои банковские реквизиты, мы попросили депутата Облсовета Андрея Трофименкова официально направить запросы реквизитов для безналичной оплаты в
10 основных страховых компаний. Запросы направлены и уже начали поступать ответы с реквизитами...
Насколько нам известно компания "Уралсиб" перестала оформлять полисы ОСАГО вообще, так что всем ее клиентам придется выбирать другую страховую компанию для оформления нового полиса.
Бланки извещений о дорожно-транспортном происшествии дополнительно выдаются страховщиком бесплатно по требованию лица, ответственность которого застрахована по договору обязательного страхования. - не забудьте потребовать бланки извещений о ДТП, если они вам нужны. Их обязаны выдать бесплатно по вашему требованию.
- п.1.5 Владелец транспортного средства в целях заключения договора обязательного страхования вправе выбрать любого страховщика, осуществляющего обязательное страхование. - т.е. вы можете обратиться для оформления полиса ОСАГО в любую страховую компанию, которую считаете удобной для себя. Причем не важно легковая или грузовая машина требует оформления полиса. Об этом же читайте дальше продолжение...
Страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования и представившему документы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". - при получении от вас полного пакета документов для оформления полиса ОСАГО страховая компания не имеет права отказать вам в оформлении полиса (заключении договора).
- п.1.6 Страховщик не вправе требовать от страхователя предоставления оригиналов документов, предусмотренных Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", в случае заключения страхователем договора обязательного страхования со страховщиком, с которым был заключен последний договор обязательного страхования. - это касается случаев, когда вы оформляете полис ОСАГО в той страховой компании, где оформляли предыдущий полис, т.е. не меняете страховую компанию, а оформляете полис на следующий год. В этом случае вы можете не предоставлять оригиналы своих документов, если в них не было никаких изменений. Если вы оформляете новый полис в новой страховой компании, то обязательно возьмите с собой все оригиналы документов (копии которых указаны в заявлении ниже).
- п.1.7 При заключении договора обязательного страхования страховщик вправе провести осмотр транспортного средства, в том числе по месту жительства страхователя - физического лица (по месту нахождения страхователя - юридического лица), если иное не предусмотрено соглашением сторон. - часто страховая компания отказывается оформлять полис ОСАГО без осмотра машины или из-за невозможности сделать фотографии потому что на улице уже темно. Это проблема страховой компании! Поэтому мы в одном из заявлений (Приложение 2) рекомендуем указывать фразу в п.5: "прошу провести осмотр транспортного средства (ТС) по месту жительства страхователя" - хотят делать осмотр, пусть делают его по месту вашего жительства. Это разрешено законом и вы не отказываете страховой компании в осмотре ТС по месту жительства. Если страховая компания сама отказывается от такого осмотра - это ее право, но в этом случае она обязана оформить полис без осмотра ТС. Рекомендуем по возможности предоставлять ТС для осмотра во время оформления полиса ОСАГО, если страховая компания при этом не пытается чудить или создавать проблемы.
Это основные пункты Правил, которые влияют на оформление полиса ОСАГО. Мы не рассматриваем сложные случаи, когда вы вписываете в новый полис новых водителей, допущенных к управлению вашей машины и т.п. Это всё есть в этих Правилах - читайте внимательно, там всё расписано. Самый простой случай - оформление полиса ОСАГО в той же страховой компании, где вы оформляли предыдущий полис, и при этом никакие условия страхования не меняются, никакие изменения в документы не вносились (права не менялись, паспорт тот же и т.д.). Учтите, что при замене документов (паспорт, водительское удостоверение) необходимо передавать информацию о замене документов в страховую компанию, чтобы ее ввели в АИС РСА, иначе вы потеряете свой КБМ. Восстановить КБМ можно без проблем, но опять потратите время на это.
Если вам необходимо оформить новый полис с изменениями в списке водителей, допущенных к управлению ТС, или без ограничений, то никаких особых проблем нет, эта схема так же действует и для этих случаев, просто вам нужно самостоятельно разобраться с порядком применения КБМ и сделать расчет стоимости полиса, чтобы вас не ввели в заблуждение. Мы это объяснять не будем, можем только дать
ссылку на порядок применения КБМ...
Что же в итоге получилось у меня с полисом? Я его получил!
Как было указано выше, 5-го числа я отправил документы по почте, 10-го числа их получила страховая компания и в тот же день мне выслали расчет страховой премии, который я получил 13-го числа.
Т.к. реквизиты для безналичной оплаты мне не указали, я посчитал это нарушением своего права и уклонением страховой компании от заключения договора, поэтому сначала направил обращение в службу контроля качества ОАО "Альфастрахование" и попросил указать мне банковские реквизиты Липецкого филиала. Но в ответ получил только перечень документов, необходимых для оформления полиса. Поэтому 17-го числа отправил жалобу в ЦБ РФ, которую приняли к рассмотрению, но ответа пока не дали...
В тот же день, 17-го числа, я нашел расчетный счет на сайте ОАО "Альфастрахование" и оплатил сумму страховой премии по расчету, который получил от страховой компании. Как потом выяснилось, это был московский расчетный счет. 18-го числа я заехал в офис страховой компании и задал пару вопросов, оставил копию своей платежной квитанции и попросил проверить оплату. Неделя ушла на "поиски" моего платежа, я еще пару раз заезжал по дороге по своим делам в страховую компанию - узнать как там успехи... В итоге 25-го числа мне радостно сообщили, что вчера деньги мои пришли. И раз они пришли вчера, то страховая компания обязана выдать мне полис не позднее сегодняшнего дня! Мне конечно опять предложили занять очередь, но т.к. все необходимые для оформления полиса документы были давно предоставлены, я просто попросил подготовить полис пока я продолжу заниматься своими делами, а к концу дня я за ним заеду... Заехал ближе к 18:00, получил полис, буклет приложения с перечнем представителей страховой компании, памятку на случай ДТП. Никаких скандалов не было, никаких долгих часов ожидания и переживаний. За всё время нескольких посещений я потратил в страховой компании не больше получаса. Весь процесс занял у меня 20 дней, с учетом недели поиска моего платежа. Если страховая компания не будет скрывать свои реквизиты и чудить, то вполне можно уложиться в 10-14 дней.
Видеосюжет портала Most.tv:
You can watch this video on www.livejournal.com
Информации оказалось столько, что ЖЖ уже не может сохранить этот пост, поэтому пришлось разделить его на 2 части. Во второй части мы по шагам объясняем весь процесс - что из документов нужно, какие заявления как заполняем и как отправляем это всё в страховую компанию, продолжение темы по
ссылке...
P.S.
Не ленитесь узнавать свои права и требовать их соблюдения - чем лучше вы знаете и понимаете законы, тем сложнее вас запутать и обмануть. Этот пример наглядно доказывает тотальную безграмотность населения страны - мы не принимали никаких новых законов, просто пересмотрели правила страхования, в которых всё довольно чётко указано, и продумали решение проблемы доставки документов в страховую компанию почтой, чтобы исключить дурацкие прятки в страховой компании. Всё просто - когда знаешь! ;-)
Если считаете эту тему и нашу работу полезной и нужной, то можете поддержать нас и нашу деятельность - подробности указаны ниже...
***********************
Группа "РосЯма Липецк" -
http://vk.com/rosyama48E-mail группы - rosyama48@gmail.com - можете писать свои предложения или присылать информацию, которую не решаетесь выкладывать в группе...
Мой твиттер-аккаунт -
https://twitter.com/Vlad_Agni - подписывайтесь...
У группы есть отдельный твиттер-аккаунт -
https://twitter.com/rosyama48 - подписывайтесь...
ВНИМАНИЕ!!! Текст ниже презназначен только для тех, кто имеет возможность и желание оказывать добровольную финансовую поддержку различным проектам или гражданам. Если у Вас нет такой возможности и желания, то читать эту информацию ЗАПРЕЩЕНО - она размещена не для Вас!
Кто желает - может принять участие в финансировании нашей деятельности. Мы принимаем добровольные финансовые пожертвования на деятельность
группы "РосЯма Липецк" - любой желающий и имеющий возможность может внести свои "5 копеек" на борьбу с жульем и ворьем, безответственными чинушами, слепыми прокурорами и прочей нечистью, нарушающей наши законные права.
-
Яндекс.Деньги - кошелек 410011687403944
-
Qiwi - кошелек 9202410631
-
PayPal - получатель vlad.agni@gmail.com
-
WebMoney - кошелек R297606067625
* сумму можете указать произвольно, исходя из своих возможностей - для нас нет малых и незначительных сумм, у нас уже есть переводы суммой и 5 копеек, и 10 евро, и 5880 рублей. ;-) Никаких ограничений с нашей стороны!