Re: Жалко, что я смайликов не ставлю!kuznetsovJuly 14 2009, 20:32:41 UTC
Вот-вот. Ты постулируешь единство ценностей и потому удивляешься, что реальность не удовлетворяет твоему постулату.
Давай попробуем разобраться. Допустим, у людей "есть такая ценность, как нация и совместная любовь людей к единой стране" - общая ценность. Но ведь проблема в том, что у людей существуют и другие ценности, а также иерархия этих ценностей, которая у каждого своя. Когда я говорил о принципиальной несовместимости, я имел в виду в том числе и иерархию. Кроме того, бывают принципиально несовместимые представления о способах достижения целей, соответствующих общим ценностям.
1) Пример несовместимой иерархии. Допустим, есть сталинист и антисталинист, которые оба любят свою страну. Но, предположим, для каждого из них (или для одного из них) есть другие ценности, более важные, чем родина. Например, для сталиниста его родина, которая предала дело великого Сталина, становится предательской страной. А для антисталиниста та же самая родина, отступившая от Бога, надругавшаяся над Его святынями и служителями и заменившая поклонение Христу поклонением фараону-Сталину - предательская страна, заслуживающая самого жестокого наказания от руки Божией (см. Втор. 28). Эти иерархии ценностей принципиально несовместимы, и диалог между такими людьми возможен только в целях обращения в свою веру, а не поиска консенсуса.
2) Пример несовместимых оценок средств. Те же двое патриотов. Один считает, что для блага Родины необходимо установление режима, подобного сталинскому. Другой принципиально убежден, что установление такого режима приведет к полному уничтожению любимой страны. Какой тут может быть компромисс? Никакого. Рассчитывать на возможность логичного и научного разбора фактов тут не приходится, ибо оба утверждения контрфактуальны и основаны на эмпирически не проверяемых предпосылках.
Re: Жалко, что я смайликов не ставлю!leonid_tJuly 15 2009, 05:28:45 UTC
Похоже, в этой ситуации единственная возможность "понимателей" - толерантность (она приводит к релятивизму, а он к безразличию)? Согласиться на том, где согласны и не обсуждать спорные вопросы / делать вид, что спорных вопросов не существует?
Юрий, у Вас прозвучало, что секуляризация - плод социальной инженерии европейцев. Не могли бы немного развернуть свою мысль?
Re: Жалко, что я смайликов не ставлю!kuznetsovJuly 15 2009, 05:42:41 UTC
Пожалуй, нет. Я про это читал несколько лет назад, сейчас придется специально копаться, а времени пока нет.
В принципе некоторое представление можно получить, читая "Расцвет и упадок государства" Кревельда, имея в виду, что он не пишет про именно про секуляризацию как особый предмет. Т.е., понимая, что он на самом деле пишет про нее, не называя ее по имени. Очень приблизительно эту логику можно изложить так: государство Нового времени - это сущностно секулярный (секуляризаторский) проект, т.к. он родился их желания изгнать религию из политики. А методом реализации этого проекта стало все большее расширение контроля правительства над населением и перевоспитание населения в духе гражданства нового секулярного государства. Это означало постепенное изживание религии из общественной сферы и запихивание в узкую ячейку частной жизни. На уровне индивида это означало "спускание" христианских ценностей вниз на индивидуальной шкале ценностей. Вот как-то так.
Re: Жалко, что я смайликов не ставлю!leonid_tJuly 15 2009, 06:53:27 UTC
Ага, интересно.
///государство Нового времени - это сущностно секулярный (секуляризаторский) проект, т.к. он родился их желания изгнать религию из политики. А методом реализации этого проекта стало все большее расширение контроля правительства над населением и перевоспитание населения в духе гражданства нового секулярного государства.///
А чем обусловлено желание изгнать религию из политики? Желанием правителей остановить религиозную вражду между поддаными (в Европе 16-17 вв. между католиками и протестантами) и (предположительно в меньшей степени) быть в состоянии признавать правоспособность коллег-еретиков?
///Это означало постепенное изживание религии из общественной сферы и запихивание в узкую ячейку частной жизни. На уровне индивида это означало "спускание" христианских ценностей вниз на индивидуальной шкале ценностей.///
С первым предложением понятно, а вот почему произошел "спуск" христианских ценностей?
Re: Жалко, что я смайликов не ставлю!kuznetsovJuly 15 2009, 08:37:24 UTC
По первому пункту - да именно так Кревельд (и многие другие) объясняют зарождение идеи секулярного государства.
По второму, наверное, можно пояснить это примерно так. В обществе были некие фундаментальные принципы человеческого общежития (ну, грубо говоря, десять заповедей). Вопрос в том, как осмысливаются эти принципы, откуда производится их ценность и обязательность. Если вместо одной религии или ценностной системы (например, христианства) для осмысления этих вещей начинает применяться другая религия или система ценностей (например, секуляризм), то первая, даже если она остается важной для человека, будет уходить "вниз" в его иерархии. Как-то так.
Книжка еще есть в продаже. Если захотите, то самое дешевое - подъехать к нам в издательство и купить по нашей отпускной цене (заодно и познакомимся). Но есть и в Гнозисе с Фаланстером.
Re: Жалко, что я смайликов не ставлю!leonid_tJuly 15 2009, 15:36:30 UTC
Спасибо за пояснения, понятно.
Насчет книги - надеюсь, Вы не обидетесь - но я не помню Ваше издательство (хотя и знаю, что Вы активно заняты издательской деятельностью). В целом у меня хорошая память, но немного избирательная, и вот на Ваше издательство она повернулась слепым пятном. (Ну и мы уже знакомы :)) Я сейчас Вам пошлю комент и сразу удалю.)
Давай попробуем разобраться. Допустим, у людей "есть такая ценность, как нация и совместная любовь людей к единой стране" - общая ценность. Но ведь проблема в том, что у людей существуют и другие ценности, а также иерархия этих ценностей, которая у каждого своя. Когда я говорил о принципиальной несовместимости, я имел в виду в том числе и иерархию. Кроме того, бывают принципиально несовместимые представления о способах достижения целей, соответствующих общим ценностям.
1) Пример несовместимой иерархии. Допустим, есть сталинист и антисталинист, которые оба любят свою страну. Но, предположим, для каждого из них (или для одного из них) есть другие ценности, более важные, чем родина. Например, для сталиниста его родина, которая предала дело великого Сталина, становится предательской страной. А для антисталиниста та же самая родина, отступившая от Бога, надругавшаяся над Его святынями и служителями и заменившая поклонение Христу поклонением фараону-Сталину - предательская страна, заслуживающая самого жестокого наказания от руки Божией (см. Втор. 28). Эти иерархии ценностей принципиально несовместимы, и диалог между такими людьми возможен только в целях обращения в свою веру, а не поиска консенсуса.
2) Пример несовместимых оценок средств. Те же двое патриотов. Один считает, что для блага Родины необходимо установление режима, подобного сталинскому. Другой принципиально убежден, что установление такого режима приведет к полному уничтожению любимой страны. Какой тут может быть компромисс? Никакого. Рассчитывать на возможность логичного и научного разбора фактов тут не приходится, ибо оба утверждения контрфактуальны и основаны на эмпирически не проверяемых предпосылках.
Reply
Юрий, у Вас прозвучало, что секуляризация - плод социальной инженерии европейцев. Не могли бы немного развернуть свою мысль?
Reply
В принципе некоторое представление можно получить, читая "Расцвет и упадок государства" Кревельда, имея в виду, что он не пишет про именно про секуляризацию как особый предмет. Т.е., понимая, что он на самом деле пишет про нее, не называя ее по имени. Очень приблизительно эту логику можно изложить так: государство Нового времени - это сущностно секулярный (секуляризаторский) проект, т.к. он родился их желания изгнать религию из политики. А методом реализации этого проекта стало все большее расширение контроля правительства над населением и перевоспитание населения в духе гражданства нового секулярного государства. Это означало постепенное изживание религии из общественной сферы и запихивание в узкую ячейку частной жизни. На уровне индивида это означало "спускание" христианских ценностей вниз на индивидуальной шкале ценностей. Вот как-то так.
Reply
///государство Нового времени - это сущностно секулярный (секуляризаторский) проект, т.к. он родился их желания изгнать религию из политики. А методом реализации этого проекта стало все большее расширение контроля правительства над населением и перевоспитание населения в духе гражданства нового секулярного государства.///
А чем обусловлено желание изгнать религию из политики? Желанием правителей остановить религиозную вражду между поддаными (в Европе 16-17 вв. между католиками и протестантами) и (предположительно в меньшей степени) быть в состоянии признавать правоспособность коллег-еретиков?
///Это означало постепенное изживание религии из общественной сферы и запихивание в узкую ячейку частной жизни. На уровне индивида это означало "спускание" христианских ценностей вниз на индивидуальной шкале ценностей.///
С первым предложением понятно, а вот почему произошел "спуск" христианских ценностей?
з.ы. Книгу Кревельда не читал.
Reply
По второму, наверное, можно пояснить это примерно так. В обществе были некие фундаментальные принципы человеческого общежития (ну, грубо говоря, десять заповедей). Вопрос в том, как осмысливаются эти принципы, откуда производится их ценность и обязательность. Если вместо одной религии или ценностной системы (например, христианства) для осмысления этих вещей начинает применяться другая религия или система ценностей (например, секуляризм), то первая, даже если она остается важной для человека, будет уходить "вниз" в его иерархии. Как-то так.
Книжка еще есть в продаже. Если захотите, то самое дешевое - подъехать к нам в издательство и купить по нашей отпускной цене (заодно и познакомимся). Но есть и в Гнозисе с Фаланстером.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Насчет книги - надеюсь, Вы не обидетесь - но я не помню Ваше издательство (хотя и знаю, что Вы активно заняты издательской деятельностью). В целом у меня хорошая память, но немного избирательная, и вот на Ваше издательство она повернулась слепым пятном. (Ну и мы уже знакомы :)) Я сейчас Вам пошлю комент и сразу удалю.)
Reply
Reply
Юго-Западная, конечно, от меня далеко, да и сейчас на работе запарка, но я подумаю.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment