Проскочившее в, если не ошибаюсь, ночном выпуске краткая реплика - это тяжёлая артиллерия? Это бездушный каток тоталитарной машины?
Тяжёлая артиллерия - это когда год за годом по телевидению в хорошее, правильное время выступают деятели а-ля сванидзе-познер-радзинский, когда государство официально даёт деньги на фильмы типа "сволочей" и "штрафбата". Когда, например, вся история Родины в годы войны сводится к тому, что Сталин плакал и отсиживался под столом у себя в кабинете, боясь народного гнева, а Берия в это время рыскал по Москве, насилуя всех подвернувшихся по пути женщин.
Слава Богу, это совсем не каток тоталитарной машины. Но согласитесь, выволочка в информационной программе - метод для исторической дискуссии малопродуктивный.
Сванидзе и Ко мне ничуть не симпатичны, антисталинистские штампы и передержки набили оскомину. Об этом и пишу.
Напротив, всё только начинается. Я так полагаю, что обсуждать мы будем в течение нескольких поколений. Сейчас, в наше время, максимум что может получиться - это "разметка площадки", т.е., формулировка проблем, общих для собеседников. Это самая трудная часть общей задачи.
Саша, а если нам действительно хочется отрясти прах совка с наших ног? Уже не вдаваясь ни в какие дискуссии? И тушка ленина, вкупе со всеми его именами и памятниками - уже только кусок этого дерьма-праха?
Ага, вот и герой известной перестроечной фильмы Абуладзе тоже занимался тем, что выкидывал трупы из могил. Ну и как, помогло оно ему? Нет, конечно, с остервенением плюнуть и отрясти прах - оно, конечно, приятно. Но что делать дальше?
Плюнуть-то можно, дорогой Антон. А вот расплеваться - нельзя. Не получится.
Вера в то, что от называния всякого дерьма дерьмом оно как бы исчезает и превращается во швейцарский шоколад - это вера, ни на чём не основанная.
Да можно расплеваться. Те же прибалты прекрасно расплевались. Причем и рыльце-то в пушку, не забываем про латышских стрелков. У нас предостаточно, на что опереться, если считать большевиков негодяями, просто негодяями, без сомнений и психологизма.
Тушку Ленина (не только физическую, но вместе со всем его наследием) я совершенно не собираюсь превращать в какой-либо шоколад: дерьму, тем более правильно названному, место на помойке.
И, я думаю, Вы погорячились с "несколькими поколениями" и "формированием проблем, общих для собеседников": ну нету у меня со сталинистами общих проблем, и, как мне казалось, у Вас тоже. Пока они сталинисты, разумеется.
Нет, я не погорячился. Нет иного пути к созданию единого народа, кроме как разговаривать с теми, кто думает иначе, чем ты. Всё остальное сильно смахивает на социальную шизофрению, и для цивилизованного народа негоже. Я очень завидую тем нациям и народам, которые не кидаются друг на друга, как дикари. Скажем, те же англичане или американские товарищи. Вот бы нам так... Если бы большевики (это такие люди, конкретные люди) были просто негодяями, то у нас дела обстояли бы сильно лучше, чем сейчас. Но это не так. Не так это было раньше, и сейчас не так.
Я прочитал, что написано. И ожидал именно такого ответа.
Проблема в том, что такой ответ означает отказ от ответа. Он просто переносит проблему с содержательной дискуссии на дискуссию о том, какие формы являются "продуманными", а какие - нет. Уверяю тебя, если произвести этот перенос, никакого повышения конструктивности дискуссии не произойдет. Наоборот, к непримиримым разногласиям по существу добавятся еще и непримиримые разногласия по поводу того, какие формы являются "продуманными", а какие - нет что является "миной", а что не является и т.п.
Вообще, насколько я могу судить по своему опыту дискуссий, переход от обсуждения предмета к обсуждению степени диалогичности в обсуждении предмета - это тупик. Род риторического солипсизма.
1. Представьте себе, что у Вас одного прадеда расстреляли, другого заморили голодом, прабабушку посадили в тюрьму, бабушку отправили в ссылку, что два поколения Ваших предков из-за деяний советской власти тридцать лет были бездомными сиротами, каждый день на грани гибели. И такая семейная история не только у Вас, но и у десятков миллионов Ваших соотечественников. Подумайте, чего Вам захочется - понять тех, кто устроил Вашим предкам такую жизнь, или безоговорочно осудить
( ... )
В ЮАР, насколько я слышал, была кампания общественного примирения. Она включала публичное обсуждение травматических проблем, с участием виновных и их жертв. Но нам они, конечно, не указ, нам лучше безоговорочно осудить.
В ЮАР, насколько слышал, были как раз "товарищеские" (в смысле, без наказания для раскаявшихся) суды над виновными. И affirmative actions были и государственную "мифологию" сменили решительно: от флага и нац.языков до преподавания истории в школах.
Comments 124
Проскочившее в, если не ошибаюсь, ночном выпуске краткая реплика - это тяжёлая артиллерия? Это бездушный каток тоталитарной машины?
Тяжёлая артиллерия - это когда год за годом по телевидению в хорошее, правильное время выступают деятели а-ля сванидзе-познер-радзинский, когда государство официально даёт деньги на фильмы типа "сволочей" и "штрафбата". Когда, например, вся история Родины в годы войны сводится к тому, что Сталин плакал и отсиживался под столом у себя в кабинете, боясь народного гнева, а Берия в это время рыскал по Москве, насилуя всех подвернувшихся по пути женщин.
Reply
Сванидзе и Ко мне ничуть не симпатичны, антисталинистские штампы и передержки набили оскомину. Об этом и пишу.
Reply
Но сможем ли? Не зашло ли уже слишком далеко?
Reply
Reply
Reply
Уже не вдаваясь ни в какие дискуссии?
И тушка ленина, вкупе со всеми его именами и памятниками - уже только кусок этого дерьма-праха?
Reply
Нет, конечно, с остервенением плюнуть и отрясти прах - оно, конечно, приятно. Но что делать дальше?
Плюнуть-то можно, дорогой Антон. А вот расплеваться - нельзя. Не получится.
Вера в то, что от называния всякого дерьма дерьмом оно как бы исчезает и превращается во швейцарский шоколад - это вера, ни на чём не основанная.
Reply
Те же прибалты прекрасно расплевались. Причем и рыльце-то в пушку, не забываем про латышских стрелков.
У нас предостаточно, на что опереться, если считать большевиков негодяями, просто негодяями, без сомнений и психологизма.
Тушку Ленина (не только физическую, но вместе со всем его наследием) я совершенно не собираюсь превращать в какой-либо шоколад: дерьму, тем более правильно названному, место на помойке.
И, я думаю, Вы погорячились с "несколькими поколениями" и "формированием проблем, общих для собеседников": ну нету у меня со сталинистами общих проблем, и, как мне казалось, у Вас тоже. Пока они сталинисты, разумеется.
Reply
Нет иного пути к созданию единого народа, кроме как разговаривать с теми, кто думает иначе, чем ты. Всё остальное сильно смахивает на социальную шизофрению, и для цивилизованного народа негоже.
Я очень завидую тем нациям и народам, которые не кидаются друг на друга, как дикари. Скажем, те же англичане или американские товарищи. Вот бы нам так...
Если бы большевики (это такие люди, конкретные люди) были просто негодяями, то у нас дела обстояли бы сильно лучше, чем сейчас. Но это не так. Не так это было раньше, и сейчас не так.
Reply
Reply
Тот конкретный разговор, в котором прозвучали "ключевые слова" - почти обречен.
А продолжать надо разговор в широком смысле, т.е. общественный диалог. Но не там и тогда, где случился подрыв на мине, а в продуманных формах.
Reply
Проблема в том, что такой ответ означает отказ от ответа. Он просто переносит проблему с содержательной дискуссии на дискуссию о том, какие формы являются "продуманными", а какие - нет. Уверяю тебя, если произвести этот перенос, никакого повышения конструктивности дискуссии не произойдет. Наоборот, к непримиримым разногласиям по существу добавятся еще и непримиримые разногласия по поводу того, какие формы являются "продуманными", а какие - нет что является "миной", а что не является и т.п.
Вообще, насколько я могу судить по своему опыту дискуссий, переход от обсуждения предмета к обсуждению степени диалогичности в обсуждении предмета - это тупик. Род риторического солипсизма.
Reply
Reply
Но хорошо, осудили, и безоговорочно. Что дальше?
Reply
Reply
Reply
Leave a comment