Недавно начала писать комментарий к посту про то, что у анекдотов про Вовочку и Рапика есть одинаковые сюжеты, и поняла, что в российскоцентричном фб, наверное, никто не знает, кто такой Рапик.
Рапик - это один из самых популярных персонажей бакинского фольклора. Анекдоты про него знали все бакинцы, начиная с детсадовского возраста. За пределами Баку этот персонаж существовать просто не мог - он был порождением того многонационального, многокультурного и веселого города, каким был Баку до карабахских событий.
Рапик - мальчик из армянской семьи. В реальности такого имени нет: скорее всего, это переделка имени Рафик (Рафаил), имитирующая армянский акцент. Такая же замена «ф» на «п» встречается в анекдотах цикла, когда нужно подчеркнуть, что семья говорит с неправильным с точки зрения бакинца произношением: «Рапик, иди копе пить» (сразу замечу, что не встречала ни одного армянина с таким акцентом).
Произношение, которое приписывается героям анекдота - отдельная «смешная» составляющая национального анекдота. К сожалению, на письме произношение воспроизвести практически невозможно: это яркая интонация бакинского дворового говора, более твердое произношение гласных и особое выделение «п», которое звучит как взрывной звук.
«Рапик возвращается со школы, отец спрашивает его, чем он там сегодня занимался.
Рапик: Песня пел.
Папа: Какой песня?
Рапик: Пра катят.
Папа: Пра каких катят?
Рапик: Катят ли русские войны».
Анекдоты про Рапика всегда рассказывают на русском языке. Лишь в некоторых текстах встречаются армянские слова, которые хорошо понимали все бакинцы: матах (ребенок), ахчи (женщина, девочка), и намного реже - фрагменты армянской речи. Это особенность бакинского фольклора: существуют также русские тексты с отдельными азербайджанскими и еврейскими словами.
Главное про Рапика одной фразой? Легкая степень умственной отсталости. Да, нетолерантно, но у всех народов есть анекдоты про дураков. Рапик - это бакинский городской дурачок.
«Рапик в слезах прибегает домой.
- Мама, почему все говорят, что у меня голова квадратная?
-Не плачь, Рапик (в и этот момент рассказывающий делает жесты, как будто гладит рукой квадратную коробку), она у тебя не квадратная».
Рапик - это классический двоечник.
«-Рапик, ара, как нужно писать, путулка или бутулка?
- Тупой не знаешь , пиши "ПУЗУРОК"».
Анекдоты про Рапика - это всегда самоирония. Рапик, конечно городской дурачок, но люди, окружающие его, не сильно отличаются от него ни уровнем образования, ни уровнем культуры. В этом отношении анекдоты про Рапика похожи на анекдоты про «вятских» и «пошехонцев». Речь героев анекдота - это дворовая речь, пересыпанная характерными словами-паразитами:
Учитель:"Хачик!"
Хачик:"А!"
Учитель: "Зурна! Встань, когда с тобой учитель разговаривает! Сколько будет дважды два?"
Хачик: "Шесть"
Учитель: "Садись, идиот, будешь дворником. Вачик!"
Вачик: "А!"
Учитель:"Зурна! Встань, когда с тобой учитель разговаривает,сколько будет дважды два?"
Вачик: "Пять."
Уч.: "Идиот, садись, дворником будешь! Рапик!"
Рапик:"А!"
Уч.: "Зурна! Встань когда с тобой учитель разговаривает! Сколько будет дважды два?"
Рапик: "Четыре"
Уч., смягчившись: "Молодец, садись, директором будешь"
Рапик: "Степан Карапетович!"
Учитель: "А!"
Рапик: "Зурна!!!! Встань, когда с тобой директор разговаривает!»
«Рапик в смокинге выходит из дома. Его встречает друг.
- Ара, Рапик куда идешь?
- На "Лебединый озеро".
- Ара, плавки не забудь!»
Впрочем, благодаря блату Рапик поступает (или не поступает) в институт. Это - реалии советского времени, когда о поступлении договариваются, а комиссия «подмазывается».
«Рапик поступает в консерваторию, будет учиться на барабанщика. все договорено, смазано, куплено, он только должен придти и ударить палочкой по барабану. Вся семья в сборе, ждут, когда Рапик вернется с вступительного экзамена. Вернулся - гру-у-устный...
- Рапик, что случилось?
- НЭ приняли...
- ПАчему?
- ПрАмахнулся...»
Анекдоты про Рапика рассказывались и во взрослой, и в детской аудитории: если младшему возрасту был интересен «фекальный юмор», то анекдоты для публики постарше уже содержали сексуальный подтекст.
«Рапик пришел из школы грустный. Мама спрашивает:
-Рапик, что случилось?
- Мама, папа меня в пионеры приняли и я обещал больше не врать.
- И что, Рапик?
-Мама, папа, я съел все варенье, испугался, что вы будете меня ругать и поэтому накакал полную банку.
Папа покраснел и закричал:
- Айкануш, я тебе говорил, что говно ем, а ты - варенье засахарилось».
«Мужчины сидят во дворе. Мимо бежит Рапик.
Ему говорят: "Рапик-джан, иди к дяде Ваго, скажи, мы в домино хотим играть. Если сможет, пусть придет".
Через пару минут Рапик бежит обратно: "Дядя Ваго сказал, что у него сейчас женщина. Поэтому, если сможет, он не придет!»
Но, что характерно, Рапик никогда не становится героем политического анекдота.
«Рапик спрашивает у отца: "Папа, а Карл Маркс кто такой?
Папа: Рапик, Карл Маркс - это экономист.
Рапик: Папа, это как наш дядя Вазген?
Папа: Ара, Рапик, дядя Вазген - старший экономист!»
Семья Рапика или недавно переехала в Баку, или жила/живет в армянском квартале и сохранила произношение и своеобразные и очень характерные манеры. Окружение Рапика - это семья и двор. Иногда появляются дальние родственники - бабушка, дедушка, тетя. Тексты почти ничего не говорят об их профессии - для анекдота важны лишь их личные качества.
«Рапик встретил тетю Айкануш, которая возвращалась с базара.
- Здравствуй, тетя Айкануш, как дела?
- Здравствуй Рапик. Вот на базар ходил помидоры купил. Слушай, такой гнилой помидор на базаре! Вай, "гнилой" сказал - вспомнил! Папа-мама как поживают?»
Среда, в которую помещен герой, мягко говоря, не отличается образованностью и аккуратностью. Самая яркая черта папы - у него сильно пахнут ноги:
«- Рапик, где твой папа работает?
- На молочной заводе/ вариант - в магазине.
- Продавцом? /вариант- начальником?
- Нет, вместо сыра воняет».
Или
«Приходит Рапик домой.
- Мама, папа сыр купил?
-Нет, это он носки снял».
Образ отца в анекдотах: небогатый, необразованный, не очень умный, эдакий повзрослевший Рапик. Характерно, что в некоторых анекдотах отец замещается уже взрослым Рапиком.
«Рапик пришел домой и увидел в прихожей новые туфли.
- Вай! Мама, это мне папа купил новый тупли?
Мама в ответ:
- Если бы я на твой папа надеялась, тебя бы тоже не было!»
Варианты анекдотов дают возможность увидеть, как один и тот же сюжет изменяется во времени. Это легко увидеть на примере анекдотов про маму Рапика. Они делятся на две большие группы: мама хвастается перед соседями и мама воспитывает Рапика.
Первый тип анекдота, судя по такой детали, как керосинка, восходит к довоенному и послевоенному времени - газ был проведен не во все дома, а керосиновые лавки были по всему городу (у нас до сих пор жива керосиновая лампа, которую бабушка зажигала, когда отключали электричество). Но в моем детстве вариант с керосином уже не был понятен, и его заменили на мусорное ведро.
«Мама Рапика делает прическу, надевает туфли на каблуках, нарядный халат, выходит на балкон и кричит во двор:
-Рапик, иди копе пить!
Радостный Рапик прибегает:
- Мама, дай копе!
- Какое копе, дурак, иди вынеси мусор». (варианты: «копе для соседей, вынеси мусор /сходи за керосином, /Я сам ни знаю, что такой копе, пусть саседи слишут, глаза лопнит от зависти»).
Один из вариантов этого анекдота - на приглашение домой пить кофе Рапик отвечает «Мама, керосиновая лавка уже закрыта».
В других вариантах анекдота этого типа мама Рапика пытается создать видимость богатой семьи, оповещая всех соседей, что в доме едят дорогую еду - черную икру. Впрочем, такую видимость создают во дворе все.
«Мама Рапика выходит на балкон и кричит во двор:
- Рапик, иди свежий баклажановый икра кушать, пока гарячий /вариант - макароны.
Рапик прибегает домой и говорит:
- Ай мама, зачем ты всегда говорим «баклажановый икра», ты говори «черный», во дворе все черный едят.
На следующий день мама зовет Рапика:
- Рапик, иди кушать черный икра!
-Да, мама, иду, ты пока поставь на канфорка, чтобы не остыл».
Если керосин указывает на довоенное бытование текста, то встречается не менее яркая примета текста 80-х:
«- Рапик, чтоб на твой папа нейтронный бомба упал...
- Мама, а почему нейтронный?
- Чтоб он сдох, а машина целый остался...»
Зафиксирован также анекдот, отразивший строительство «хрущевок». В Баку за пределами центра существовали огромные районы самостроя. Одним из таких районов был Арменикенд (Армянская деревня) - место компактного проживания бакинских армян.
«Армянская семья переехала из Арменикенда в новенькую хрущевку. Айкануш рассказывает подругам, что у них с мужем в новой квартире отдельные спальни. Подруги в недоумении:
- Слуши, Айкануш, а какда Рапик хочит с табой, ти как знайш?
- Вай ахчи, у ниво в спальни свисток ест. Какда он хочит - он свистит.
- Айканушик, а если ти хочеш с ним?
- Такда я кричу: "Ара, Рапик, свистни!"»
А вот этот текст явно появился в постсоветское время, когда в стране появился французский автопром, и это крайне любопытный текст. Он указывает на то, что анекдоты о Рапике бытуют в Баку после старта карабахских событий. Это означает, что Рапик на тот момент уже потерял свою исходную «национальную» привязку и стал героем городского анекдота о дураках.
«Рапик купил жене машину и на следующий день звонит ей, узнать как у неё дела :
- Ара, ты где?
- В норе...
- Где, гдеее ???
- Ну в норе, которую ты мне вчера купил !!!
- Араа ..чушка !!! Не в норе, а в "Рено"... хорошо, что я тебе "Пежо" не купил....»
Анекдоты про воспитание Рапика отчасти они пересекаются с анекдотами про Вовочку.
«Рапик кричит: Мама, мама, папа на чердаке повесился!
Мама бежит на чердак, никого не находит, возвращается и дает подзатыльник.
Рапик: Первый апрель никому не верь! Он в подвале повесился!»
«- Рапик, не качайся у папы на ногах, он не для этого повесился».
«- Рапик, не грызи папе ногти (вариант - не ковыряй в носу у дедушки) и вообще, отойди от гроба».
«- Рапик, если пойдешь на море и утонешь, домой не приходи - убью!»
Последняя фраза - сворачивание в одну фразу анекдота про смерть Рапика, который утонул/ попал под грузовик / под асфальтовый каток. Главный герой этого анекдота, конечно, не Рапик и и него мама, а экспрессивная бакинская манера речи.
«Рапик с друзьями поехали купаться на море и утонул. Долго думали, как сказать об этом его маме. Пришли к нему домой, стучат в дверь и спрашивают:
- Тетя Айкануш, Рапик дома?
- Нет, ушел на море купаться.
Подождали 5 минут и опять стучат в дверь и спрашивают:
- Тетя Айкануш, Рапик дома?
- Нет, ушел на море купаться.
Подождали еще 5 минут и снова стучат:
- Тетя Айкануш, Рапик дома?
Тетя Айкануш нервно кричит в ответ:
- Ара, нет Рапика! Ушел! Вы уже надоели мне с этим Рапиком! Да что бы он сдох ваш Рапик!
- Хорошо, тетя Айкануш. Ребята, заноси!»
«Дети стучат в дверь к маме Рапика.
- Тетя Айкануш, Рапик под лисапед попал...
- Какой лисапед?
- Трехколесный, который асфальт катает. Мы ево под ваш двер просунем».
«- Тётя Айкануш, ваш Рапик попал под машина!
- Вай, вай, вай...какое горе!
- Голова в одной стороне валяется, мозги в другой...
- Мозги...?! Это не мой Рапик!»
«Вопрос по телефону:
- Рапик дома?
-Да, ищё дома. Сичас виносить будем».
Один из сюжетов о смерти Рапика также рассказывается о папе, дедушке и дяде Рапика. Это - один из этнических анекдотов, когда представителям какого-то этноса приписываются стереотипные черты: жадность, ум, повышенная лювеобильность, изворотливость, заторможенность реакций (и.т.д.). В сюжете о телеграмме в Ереван разворачивается тезис о скупости:
«Рапик умер, и мама решила отправить телеграмму родственникам в Ереван. Но что бы много не платить за телеграмму, написала - "Рапик все!" Через пару часов от родственников из Еревана пришел ответ - "Ва!"».
Рапик, как и следует герою, весь не умер. Часть анекдотов рассказывает о взрослой жизни Рапика: обучении в институте и бурной семейной жизни. Впрочем, это уже единичные тексты.
«Рапик приходит в роддом, жена смотрит в окно.
- Кто родился?- кричит Рапик.
- Мальчик, - отвечает жена.
- На меня похож?
- Нет
- На тебя?
- Нет
- А на кого?
- Ара, Рапик, ты его не знаешь».
Я не знаю, рассказывают ли анекдоты про Рапика в Баку сейчас - эти тексты, большинство из которых я помню с детства, нашла в пабликах бакинцев. Но раз эти анекдоты вспоминают до сих пор, значит, Рапик жив и будет жить.