LegEnds: Pierrot Lunaire

May 14, 2009 21:56


Pierrot Lunaire


Сцена итальянского прогрессивного рока 70-х имеет уникальный стилистический облик, признанный и высоко ценимый поклонниками подобного рода музыки уже не одно и не два десятилетия. Обилие клавишного звука, красивые мелодии, богатые аранжировки, мощные и драйвовые композиции, может даже чуточку джаза - почему нет? С авангардными явлениями обычно работают только команды-исключения, но если такие появляются, то интерес они вызывают самый пристальный. Одним из наиболее значимых, несмотря на то, что у них в багаже всего две пластинки, и почитаемых коллективов из нестандартного итальянского прогрессива, хотя подобный термин тут спорен, конечно же, является группа Pierrot Lunaire, появившаяся на заре семидесятых в Риме.
Многие, кто слышал одноименный дебютник, а особенно второй их альбом, выделяют невообразимое мастерство и выдумку как раз пианиста коллектива Артуро Сталтери. Но, несмотря на то, что именно его можно выделить в качестве фундамента в творчестве и, порой, звуке Pierrot Lunaire, группу начал не он, а другие два музыканта из этого трио - близкие друзья и гитаристы Гайо Кьокио и Винченцо Капоралетти. Клавишника Сталтери они нашли чуточку позже. Всех троих объединяла молодость и отличное классическое музыкальное образование. Особенно в плане последнего выделяется Артуро, не только с успехом учившийся в консерватории в Риме, но и посещавший Париж и встречавшийся со многими знаменитыми музыкальными преподавателями. Вообще, для него Pierrot Lunaire был всего одним, пусть и важным, но этапом в творческой жизни. Его больше интересовала современная академическая и классическая музыка. Имя группы многое объясняет, Pierrot Lunaire - это название одной из работ Шенберга. Да и позже Артуро посвятит себя написанию различных опер и музыки для театральных постановок, но пока, в 1974 году, когда была записана первая пластинка, он был неотъемлемой частью треугольника Кьокио-Капоралетти-Сталтери.
Итак, 1974 год, на лейбле It, который был ничем иным, как одним из подразделений RCA, выходит альбом Pierrot Lunaire, ставший пусть и не таким культовым шедевром в определенных кругах, как их следующая пластинка, но в своем роде показавший чудесную, милую, красивую музыку, исполненную в интересном ключе и, несмотря на то, что доля экспериментаторства тут явно уступает тому, что будет позже, музыканты смогли избежать многих клише и штампов. С другой стороны, склонение прочь от рок-музыки в сторону чего угодно - от минимализма до фольклора - хоть и пока и не столь явное, но в достаточном количестве, чтобы отбить все желание слушать для многих повернутых на рок-музыке меломанов. Другие же, впрочем, если и не в восторге, то против вряд ли что найдутся сказать. Разве что попинают на то, что работа явно доступней и проще, чем вторая пластинка, но это не всегда плохо, да и простота тут имеет характер, далекий от пошлости и тяготеющий скорее к аскетичности форм, а доступность опирается на очарование мелодий, уходящих корнями в фольклор, и гармонический талант композитора. Эмоционально альбом самодостаточен - композиции выстреливают всеми цветами спектра, от солнечных и ярких, вроде Verso il lago перетекающей в Il re di raipure или Rapture до задумчивых зарисовок наподобие тех же Lady Ligeia и Narciso или прямо-таки грозной Mandragola. Формат трио группы не накладывает также никаких ограничений на звук - парни умеют играть на многих инструментах, как акустического, так и синтетического характера, и делают это более чем неплохо, отсюда и чудесное разнообразие и в звуковой физиономии пластинки. Плюс, на самом деле, мало таких вот работ, одновременно красивых/доступных и явно с поиском и экспериментом. Нет, что ни говорите, чудесная работа.
Второй альбом записывали два года. К 1976 году он был уже в принципе не только готов в смысле записи, но и запланирован на выпуск на независимом лейбле Vista, но пролежал там год, прежде чем появился на прилавках. Капоралетти группу покинул - его больше интересовала джазовая музыка - но появилась валлийская певица Жаклин Дарби, добавившая свою толику безумия в этот даже не альбом - событие под названием Gudrun. Во-первых, пластинку невозможно классифицировать в плане стилистической принадлежности. Мягко говоря, тут есть все. Фолк и электронная музыка, барокко и минимализм, симфонический рок и современный авангард, театральные постановки и акустические ландшафты. Один жанровый кусок удивительно элегантно превращается в чуть ли не противоположный по форме и содержанию. Атональные всполохи оттеняют красоту все еще фольклорных мелодий. Повторяющиеся синтезаторные паттерны в духе Райли чудесно укладывают почву для сложных оперных фраз Дарби. Камерная фортепианная импрессионистская зарисовка сменяется шумовым этюдом с элементами мюзик конктрет, на самом деле представляющий из себя новую версию культовой песни о любви, которую написал, по сути, Берлиоз, а прославил Элвис. Смелые и прямо-таки бескомпромиссные эксперименты со звуком и формой мало чем напоминают милые мелодии первой пластинки - это факт. Ближайшие аналоги работы располагаются где-то в районе земляков из Opus Avantra и Picchio dal Pozzo, хотя и эти аналоги откровенно притянуты за уши скорее их историко-географической общностью, чем содержанием музыки.
Практически сразу после того, как второй альбом вышел, группа Pierrot Lunaire закончила свое существование, по большей части из-за того, что группу покинул Капоралетти - один из двух основателей. В 1977 году Кьокио и Сталтери появились на пластинке Эмму Муцци Лофредо, которая также вышла на лейбле It, сам Сталтери выпустил пару лет спустя сольный альбом Andre sulla luna, а Кьокио от исполнения музыки отошел, став сначала музыкальным директором It, а потом и открыв собственный - Effetto Notte, специализировавшийся на электро-попе, впрочем, была у него и пара синглов. Капоралетти тоже не пропал. Написал в 1976 году рок-оперу Gli, потом некоторое время пожил в Америке, где работал сессионным музыкантом с большими возможностями аранжировщика, а по возвращении, принимал участие в некоторых проектах, в том числе и с бывшими музыкантами группы Area Аресом Таволацци и Джулио Капьоццо.
В начале 90-х, казалось бы, у многочисленных поклонников коллектива появилась надежда - в студии собрались Кьокио и Карпоралетти, они написали несколько новых композиций, планируя альбом под прежней вывеской Pierrot Lunaire, но проекту так и не суждено было разродиться чем-то материальным - 1996 году Кьокио внезапно скончался.

italian, pierrot lunaire, avant-prog

Previous post Next post
Up