Филип Гласс: Блики
Блик четвертый: Минималисты.
Что касается взаимоотношений Гласса в то время с другими знаменитыми американскими минималистами, то тут все весьма пространно. Про Райха он, конечно же, слышал. С ЛаМонте Янгом лично знаком не был, хотя был на нескольких его премьерах, в том числе и в далеком 1961 году, когда тот показывал свое произведение Composition 1960 #7. «Он сидел в подвешенной к потолку люльке, которая раскачивалась таким образом, чтобы он мог прочертить мелом дугу. Это продолжалось часа три. Я стоял как завороженный, это было удивительно». Но для Гласса это выступление, как и множество подобных, было лишь представлением, к музыке не имеющего отношения. Первую музыку Янга, по словам Гласса, он услышал в 1968 году в Барбизон Плаза. И, хотя он слабо был знаком с музыкой ЛаМонте, он сказал «Янг был частью нашей жизни».
Про Райли Гласс тоже долго ничего не знал. По крайней мере до того момента, как Columbia в 1968 году выпустила легендарный «In C». Дэвид Берман - продюсер этой пластинки и работы Райха, что вышла за год до этого - вроде бы даже сказал Глассу, что он будет следующий, но Бермана вскоре уволили и планам относительно пластинки так и не удалось реализоваться. Гласс, впрочем, слышал In C на кассете до того, как работа появилась на пластинке. Кроме того, Райх утверждает, что ставил Филипу кассету с записью премьеры «In C» в Сан-Франциско. Гласс, впрочем, признает, что может и слышал эту работу и даже видел ноты, до того, как написать собственное сочинение Two Pages 1969 года. Стив Гибсон же, который работал как с Глассом, так и с Райхом, утверждает, что Гласс точно слышал In C. С другой стороны, сам Гласс говорит, что Гибсон не очень распространялся на тему Райли. А вот с The Electric Circus все определенно точно. Гласс был на ее премьере и даже сказал, что через чур импровизационная музыка слишком бесструктурна на его вкус.
Гласс вряд ли что-то подозревал о существовании ранних лент Райха до того, пока он не вернулся в США в 1967 году. В 1978 году состоялось уникальный диалог на радио обоих композиторов и Гласс сказал тогда, что он с Райхом «придумывали свою собственную музыку своим собственным способом» со времен их ученических дней в Джулиард. Своим этим замечанием Гласс целенаправленно отводил всяческие досужие домыслы и настаивал на том, что свою методику он разрабатывал исключительно независимо от Райха. Первым знакомством Гласса с методикой Райха, как уже было сказано, можно считать мартовские концерты Райха 1967 года. Серра заверяет, что Гласс тогда отозвался достаточно тепло об услышанном и увиденном - «красивый концерт, очень убедительный». Знакомство и общение двух, по сути, схожих по характеру творчества композиторов давало пищу для разговоров, хотя Гласс говорит, что «пьесы писались так быстро и что заботиться о том, что там происходит, не было совершенно никакого времени». Гласс также отмечает теплое отношение со стороны не только самого Райха, но и его окружения, в том числе и Гибсона, который в свою очередь соглашается с подобным, утверждая, что «там не только Райх сильно помогал Глассу», в то время, но и оба они были больше настроены на поиск чего-то нового, чем все их ровесники. А сам Гласс недавно заметил, что Райх, их всех композиторов, работавших в этом сообществе «обладал, наверное, наибольшей приверженностью делу, необыкновенным пониманием того, что он делает, неуемной энергией и необыкновенным интеллектом», кроме того, он был также «очень вдохновляющим автором».
Как уже было сказано, Глассом с Райхом очень дружили и сотрудничали, по крайней мере, на протяжении двух лет Но были также и случаи, когда Гласс откровенно неудобно себя чувствовал, когда ему намекали на то, что частично его творчество создано под влиянием Райха. Конечно же он это отрицал. Здесь, скорее всего, дело в том, как описал подобную ситуацию Роберт Джонс: «Никто не придумывал эту новую музыку сам. В смысле, не было такого, что кто-то придумал, а остальные кинулись копировать. Идеи витали в воздухе, музыка просто _случилась_». Тот факт, что Гласс некоторое время искал источники вдохновения в творчестве близких ему по духу композиторов, конечно же, не может ни капельки принизить влияние его на развитие американского минимализма 20-го века. Однако, дискуссии о влиянии Райха на Гласса вряд ли когда-то успокоятся.
(c) по мотивам книги "Four Musical Minimalists" Кита Портера, Cambridge University Press