Флориан Иллиес - 1913. Лето целого века (а-а-а, немецкий экспрессионизм!!!)

Aug 24, 2015 17:21


Хорошая идея - по месяцам расписать последний мирный год перед Первой мировой. Но немного странно, что расписан именно 1913-й год, целиком, с января по декабрь. Логично было бы ожидать периода с июля 13-го по июль 14-го, до выстрела в Сараево.

Автор взял видных представителей времени и просто излагает, кто чем занимался в каждый месяц 13-го года. Ленин, Гитлер, Сталин, Кафка, Томас и Генрих Манны, император Вильгельм II, Фрейд, Шёнберг, Пруст, Рильке, кронпринц Франц Фердинанд, Пикассо и т.д. Автор - немец, поэтому в его поле зрения естественным образом попало множество представителей Германии и соседней Австро-Венгрии. Сначала я несколько потерялся среди незнакомых лиц. Если Кафка, Фрейд, Шпенглер, Пикассо - имена, которые на слуху, то, скажем, Шницлер, Бенн, Эльза Ласкер-Шюлер, Кирхнер и множество других встретились мне впервые. Это как-то даже насторожило и удивило, складывалось впечатление, что для автора вся мировая культура в 1913 году сосредоточилсь в Вене, Берлине и Мюнхене. Из французов "пригласили" Матисса и Пруста. Из американцев - Вирджинию Вулф, юного Луи Армстронга, впервые взявшего в руки трубу в этом году, и Чаплина. Британцы и иже с ними должны вообще негодовать: из островитян отличился только Джойс, и еще упомянуто возвращение остатков несчастливой экспедиции Скотта к Южному полюсу. Из норвежцев буквально одной строкой пробежался Мунк: в 13-м написана его "Ревность", которую я кстати недавно видел в музее художника в Осло. Ну Норвегия - страна маленькая, ладно, удивляться не приходится. На общем фоне очень даже неплохо представлены русские: Стравинский, Кандинский, Дягилев, Малевич, разок упоминается даже Маяковский, читающий стихи в Симферополе перед разозленными полосатой кофтой зрителями. Ах да, еще конечно же Ленин со Сталиным. Впрочем, не живи они в это время в Вене, кто знает... Кстати, это Иллиес особенно смакует, что в течение нескольких месяцев в Вене одновременно проживают и Гитлер, и Ленин, и Сталин.

С одной стороны - явная дискриминация, с другой стороны - это заставило заинтересоваться столь настойчиво продвигаемыми германцами. Так я открыл для себя немецкий экспрессионизм и авангард в живописи. Если Ведекинда, скажем, или Тракля нужно хотя бы начать читать, чтоб оценить, то живопись с помощью Гугла можно увидеть и офигеть практически мгновенно. Я решил не сдерживаться и натыкать в этот пост репродукции из открывшейся мне терры инкогниты (ниже).

В описываемом году кто-то больше озабочен личными проблемами, кто-то поисками новых путей. Поэтому с одной стороны книга часто проваливается в желтизну: кто в кого влюбился, с кем спал, к кому ревновал и т.д. С другой стороны, хотя бы ради описания премьер додекафонической музыки Шёнберга и "Весны священной" Стравинского эту книжку читать стоит.

Ну и главное конечно это Zeitgeist. А он в этой книге очень хорошо ощущается.



Оскар Кокошка. Невеста Ветра.



Оскар Кокошка



Эрнст Кирхнер



Эрнст Кирхнер. Playing naked people



Франц Марк. Судьба животных.



Август Маке



Эгон Шиле. Woodland Prayer.



Эгон Шиле. Автопортрет.



Майднер. Apocalyptic Landscape. (1913-й год, на минутку!)



Жорж Брак. Женщина с гитарой.



Эмиль Нольде. Ребенок и большая птица.



Ловис Коринт. Пейзаж с коровой.



Кете Кольвиц. На штурм.



Эрих Хеккель. Стеклянный день.



Карл. Шмидт-Ротлуф. Blauer Mond

Previous post Next post
Up