Школа. Inception.

Aug 18, 2015 15:48

Славик вчера отправился первый раз в первый класс. В Норвегии туда отправляются в 6 лет. А вообще учатся 7+3+3 лет. Правда, я пока не выяснил, сколько из этих 13 лет обязательных. Вряд ли 7. Может быть 10, а может и все 13.
Пришли на "торжественную линейку". В ех-СССР это мероприятие однако куда пафоснее, торжественнее и насыщеннее. Ну, во-первых, никаких цветов. Здесь не принято приходить на Первый звонок с тремя букетами - для директора, завуча и класс.рука - приводя в экстаз ценники в цветочных лавках. Во-вторых, при том, что школа довольно большая (хоть и рассчитана только на первые 7 лет обучения), и имеет 3-4 детских площадки для лазания, футбольное поле с искусственным покрытием, баскетбольную площадку и горки, с которых дети зимой на ледянках катаются, старого доброго заасфальтированного двора, в котором в моей родной школе проходили занятия по начальной военной подготовке (марш-марш левой! (с)) и торжественные линейки, здесь как-то не предусмотрели. Поэтому все происходило на травке, на пологом склоне одной из горок. И собрались на нем только первоклассники с родителями. У остальных же школьников был практически обычный школьный день, ну по крайней мере без линейки. Впрочем и для первоклашек церемония была довольно кратенькой. Сначала три песни спел хор из, видимо, прошлогодних первоклассников. Потом свой Первый звонок вспомнила директор школы. Потом новоявленных школьников выкликали поименно, и они, распахнув широко глаза, робко топали под крыло к своим учительницам. Кто и со слезами, но в основном спокойно.
Потом учительница повела свой выводок в класс. За выводком смущенно улыбаясь следовала вереница родителей. Хотя многие из них были очевидно старше учительницы, но робость и уважение к авторитету женщины в школьных стенах - это то, что проносишь через всю жизнь.

За порогом школы мы обнаружили вешалки и шкафчики с заранее наклеенными стикерами с именами новых пользователей. В классе тоже - в уголках парт имена учеников. Наверняка это не на все 7 лет и поддается тонкой настройке, но в первый день какую-то определенность в новом для малышей окружении все-таки добавляет. Потом детишки остались в классе с глазу на глаз со своей новой наставницей, а родители отправились в спорт.зал на товарищескую встречу родительское собрание с директором.

У входа стояли столы, где можно было налить себе кофе и прихватить печенюшек и винограда. А в зале были расставлены стулья. Так же как и асфальтированный двор, актовый зал в норвежских школах видимо не является обязательным. Дальше все оказалось несколько печальнее по той простой причине, что моего норвежского оказалось совершенно недостаточно, чтобы что-то понять из речи директора. Впрочем, частично ситуацию спасали слайды, сопровождавшие речь: процентов пятнадцать текста можно было понять. А после всем родителям была выдана памятка со ссылками, где на сайте школы можно почитать все изложенное подробнее. Вечером мы с Леной дотошно все перевели и изучили.

Так вот, если принять, что то, о чем говорит директор в первый школьный день, является главным пунктом государственной системы образования, то это - дословно - психосоциальное окружение ученика, борьба с каким бы то ни было ущемлением в школьном социуме. Как иллюстрация, был даже специально продемонстрирован видеоролик, на котором мальчик лет 8-ми ни с кем не играет на школьном дворе, идет домой один, когда все идут группками, сидит на пороге дома с книжкой, когда рядом другие дети играют друг с другом. Это замечает мама какого-то другого ребенка. В следующем кадре эта мама вручает мальчику приглашение на ДР к ее ребенку. И все становится хорошо: мальчик играет с детьми и т.д. Основная идея: ребенок никогда не должен оставаться один, без товарищей, вне какой-то совместной деятельности. Иллюстрация с вручением приглашения не случайна. Здесь действительно принято, хотя и не считается обязательным, на дни рождения детей приглашать как минимум всех одноклассников одного с ребенком пола. Сначала мне эта идея показалась несколько избыточной и навязанной. Ну да, у каждого ребенка есть несколько друзей, он предпочел бы повеселиться на свой ДР именно с ними. А потом я вспомнил нечто похожее из своего детства, когда я, первоклассник, был приглашен на ДР к мальчику из класса буквально в начале учебного года, не зная толком ни его самого, ни других одноклассников. Собственно, приглашен был почти весь класс, а может быть только мальчишки - не помню. Благодаря стараниям родителей было весело, я лучше познакомился со своими одноклассниками, а с этим мальчиком даже друзьями стали, пока где-то год-два спустя он с родителями не уехал в Израиль. А что до сложности организации такого праздника, то в Норвегии это чуть проще, чем на Родине, по крайней мере в части, касающейся угощения. Здесь не принято готовить праздничный стол с тремя сменами блюд. Хот-доги плюс шоколадный торт-кекс, ну и газировка какая-нибудь - вот и все. Ну а развлекать детей, конечно, как-нибудь надо. :-)

Кроме того, что ребенок не должен превращаться в одиночку, изгоя, очень много говорилось о всяких проявлениях агрессии у детей: оскорбления, унижения, давление психологическое и физическое, насилие и т.д. Что мол за этим внимательно следят педагоги и даже малейшие такие случаи не остаются без внимания, а рассматриваются крайне серьезно. Но что интересно, школа не ограничвается инструктажем родителей по поводу, каких именно детей они хотели бы видеть в своих стенах. Во многом она берет ответственность за такие вещи на себя. Мол, при хорошо поставленном образовательном процессе "потребности" кого-то обидеть у детей не возникают или возникают редко. Как и насколько успешно они этого добиваются, я конечно пока не знаю. А знаю во что. У Славика уже на этой неделе будут математика, чтение/письмо, английский, рисование, физкультура. Вроде стандартный набор. Но на сайте школы кроме учебного плана по математике и чтению у первоклассников есть еще план по "социальной компетентности". В этом списке зачастую прямо от первого лица прописаны навыки, над которыми будет вестись работа: "Я отвечаю 'да', когда другой просит, чтобы и его взяли в игру", "Я не дразню других", "Работа над ожиданием своей очереди высказаться", "Работа над навыком слушания/слышания других", "Я могу рассказать о хотя бы трех вещах, в которых я силен", "Я могу сказать, когда мне грустно, когда я счастлив и когда я сердит" и т.д. Честно говоря, я никогда не видел пед.планов в российских/украинских школах. Возможно и у наших учителей есть что-то подобное помимо плана на год по математике и правильнописанию, чтоб не хромало. Но если взять обычные родительские разговоры о школе, то в России/Украине речь обычно о чтении, математике, физ-ре, нагрузке на детей, уроках, компетентности учителей, "идиотских" заданиях и пр. Здесь же родители с опытом нам так и говорили: первые несколько лет в школе делается упор на социальные навыки. А действительно плотная работа по классическим предметам начинается в той самой второй 3-ке в начале этого поста, т.е. после 7 лет учебы.

Напряженное вслушивание в норвежскую речь в попытках вычленить хоть какие-то знакомые слова порядком утомило. Но поскольку у новоявленных школьников первый учебный день ограничивался двумя часами, то и родителей отпустили после двух часов собрания. Славик, которого мы встретили на площадке, был безумно счастлив. Другие дети тоже, похоже, за два часа вполне освоились и, довольные проведенным в школе временем, скакали и всячески веселились. А мы тем временем выяснили еще несколько интересных вещей.

Всех родителей попросили не выкладывать в сеть фотографии с другими детьми, случайно или намеренно попавшими в кадр. Только если их родители не возражают. Более того, наколько я понял, в школе вообще запрещено фотографировать кроме как на Первый звонок и еще на каких-то мероприятиях.
Еще в первые дни принято формировать так называемые "go-groups" - группы из нескольких детей (включая параллельные классы), живущих по соседству, которые потом вместе ходят в школу и из школы. Сначала они все ходят со своими родителями. Потом через какой-то короткий срок родители устанавливают очередность, и группу сопровождает кто-то один из взрослых. А затем эта группа уже ходит без сопровождения вообще. Опять же, помимо соображений безопасности, формируется группа соседей, которые могут вместе делать уроки, играть вечерами или в выходные.
Все учебные материалы ученикам выдают в школе. И тетради тоже. Бесплатно. Платная только "продленка". На ней дети обычно играют на площадках/горках или в помещении, и их там кормят. Последнее вообще необычно для Норвегии, поскольку просто в школу дети приносят еду с собой (более того, даже в садиках дети едят свое). Учебники у детей остаются в школе. Можно забыть о гамлетовском вопросе: тащить ли в школу все шесть учебников или договариваться с соседом в надежде, что он не заболеет или не забудет свою половину талмудов. Непонятно, правда, как при этом делать уроки и повторять пройденное в школе. Посмотрим.

Я сознательно старался не привносить никакой собственной оценки во все вышесказанное. Что-то мне нравится больше, что-то не нравится вообще. Что до учебного процесса, то я фактически цитировал сказанное директором и написанное на сайте. И на самом деле интересно посмотреть, как все это будет дальше работать. А вот что мне лично во всем этом нравится, что начиная с февраля, когда мы получили подтверждение о приеме в школу, я как-то соверешенно не парился насчет этого "первый раз в первый класс". Как-то все так просто получилось: пришли в школу средь бела дня зимой совершенно наугад, написали заявление, через месяц пришел ответ о приеме. Сходили на пару собраний и на "мини школьный день". И вот настал тот день, о котором вроде принято заранее волноваться. Но вот почему-то нет. Еще месяц назад Славик вообще не хотел в школу идти (а я вспоминал, как не спал в садике в тихий час, мечтая о школе). Но сходил на продленку, которая началась за две недели до занятий, и уже в последующие дни скакал в школу вприпрыжку. Вчера пошел на Первый звонок без тени страха, а после занятий был очень доволен проведенным временем. Никаких обиваний порогов с документами и всенощной у дверей школы накануне дня подачи заявлений. Никаких медкомиссий. Никаких собеседований с родителями и ребенком. Т.е. нет, было одно неявное, когда завуч пришла прямо в садик и просто немножко поболтала с будущими первоклашками и взяла с собой их рисунки. Потом, когда на первом собрании (не вчера) Лена подошла с вопросами, она (завуч) даже вспомнила, что именно было изображено на рисунке Славика.
Ну вот. А дальше посмотрим - как пойдет учеба и как будут строиться отношения с одноклассниками и учителями.
Previous post Next post
Up