Порту. Беглые зарисовки

Dec 10, 2013 09:24

Какими критериями мы обычно руководствуемся, выбирая для посещения ту или иную страну? Прежде всего она должна предлагать что-то интересное и желательно непохожее на все виденное до сих пор. Далее, неплохо, чтобы в ней было достаточно комфортно находиться и перемещаться. Ну и третье - совсем хорошо, если это путешествие не сильно ударит по твоему кошельку.

В этом плане Португалия просто не имеет конкурентов, а Порту - один из самых приятных городов, в которых мне довелось побывать. Начнем с того, что он представляет собой просто бесценный материал для фототуриста. Многоярусный, компактный, яркий, живописный, со множеством интересных архитектурных деталей.



И дело даже не в керамических изразцах, о которых принято вспоминать, когда речь заходит об архитектурных особенностях Португалии. Для меня они уже не были чем-то принципиально новым - я вдоволь насмотрелась на них в Андалусии, и испанское "азулехос" для меня первичнее и привычнее, нежели "азулежуш". Конечно, стоит признать, что самое мощное развитие эта арабская традиция получила именно здесь, где узорчатой плиткой выложена не только нижняя часть стен, как в Испании, но и все здание сверху донизу. В книжных магазинах даже можно приобрести целые каталоги самых распространенных плиточных узоров, что уже говорит о том, какое большое значение издавна придавалось этой традиции. Думаю, на то есть свои объективные причины, связанные в первую очередь с климатом - постоянный ветер с Атлантики и зимние дожди приводят к быстрому износу и разрушению не покрытых плиткой поверхностей. Это сразу видно, особенно если здание по тем или иным причинам не спешат поддерживать в должном виде - стены без отделки выглядят неряшливыми, серыми и какими-то отсыревшими. Гораздо опрятнее и веселее смотрятся поблескивающие в лучах солнца изразцы. Покрытые азулежуш дома порою действительно могут поразить воображение, отзеркаливая солнечные зайчики и приводя в ступор мозг, который не сразу-то и разберет, где тут собственно что.



Закоулок, в котором мы жили, безо всех этих плиток на стенах мог бы показаться скучным и просто никаким.



А находился он всего в пяти минутах ходьбы от вокзала, по левой стороне улицы, которую вы видите на фотографии ниже. В конце этой улицы - знаменитая овальная церковь Клеригуш.



Первое впечатление о городе получаешь где? Правильно, на вокзале. Вокзал Сау-Бенту с ходу погружает тебя в историю Португалии, которая воссоздана на его бело-голубых стенах. Правда, учитывая мое полное невежество в этой области, для меня они представляли собой просто красивые картинки и не более. Увы.



Привокзальная площадь также красива и по праву может считаться лицом города.



Так выглядят привокзальные улицы в лучах заката.



Изразцы изразцами, а дома из "рыбьей чешуи" не хотите ли? Подобное мне действительно больше нигде не встречалось. Вообще, "рыбная" тематика в Португалии едва ли не самая популярная, и это сразу бросается в глаза, начиная от "чешуйчатых" домов и тротуарной брусчатки и заканчивая настенными художествами. Ничто не позволит тебе хотя бы на минуту забыть о том, что ты находишься там, где заканчивается земля.











Субботнее утро мы решили начать с прогулки по набережной - хотелось взобраться на один из многочисленных мостов через Дору, чтобы сделать оттуда пару панорамных кадров.
Для этого мы спустились к реке. Прилегающий к набережной район Рибейра, пожалуй, можно назвать наиболее живописным. Его узкие крутые улочки и широкая набережная, на мой взгляд, вполне могут служить декорациями для произведений Александра Грина. По-моему, именно так должны выглядеть Лисс или Зурбаган.



Поднимаясь от набережной на ближайший мост, неожиданно для себя наткнулись на огромный блошиный рынок, и в силу вынужденной необходимости бегло изучили его ассортимент. Что можно сказать... Судя по всему, подавляющее большинство населения Порту зажиточным не назовешь. В общем-то об этом говорит многое - и манера одеваться, и отсутствие дорогих машин на улицах, и множество заброшенных домов, и таблички "продается/сдается в аренду", и общая какая-то неухоженность, и цены... При всем при этом Португалия - очень цивилизованная и очень красивая страна с богатейшей историей и культурным наследием, вкусной едой и радушными жителями. Казалось бы, что еще нужно для того, чтобы стать туристической меккой? Однако по какой-то непонятной причине туристов в Порту по сравнению с другими европейскими странами ничтожно мало. Возможно, летом их количество больше, но ведь в тот же Стамбул или Париж народная тропа не зарастает независимо от времени года.



Людская масса заполонила все видимое наземное пространство, расползаясь по всем улицам, как беляевский вечный хлеб. Масштабы торжища весьма впечатлили.





Мосты Порту - самые красивые из всех, что я видела. В сочетании с общим ландшафтом смотрятся неотразимо. Видимо, играет роль то, что река неширока, а берега обрывисты, поэтому в поле зрения одновременно попадает много интересного.



Особенно захватывает дух наблюдать, как через мосты переезжают скоростные поезда. В утренней дымке кажется, будто они парят в воздухе.



Обрывистые берега поросли зеленью. Вверху видны остатки крепостных стен.



На противоположном берегу уже не Порту, а совсем другой город под названием Вила-Нова-де-Гайа. Хотя географически он вполне может считаться одним из районов Порту.





Традиционные португальские лодки "рабело", которые веками используются для перевозки бочек с портвейном и прочих грузов.



В цветовой гамме Порту доминируют красновато-желтые и охристые оттенки. Есть и белостенные дома, но не в таком количестве, как на открыточных видах Лиссабона. Благодаря этому Порту смотрится очень красочно и насыщенно.



Вершины прибрежных холмов с набережной связывают фуникулеры и канатные дороги. Внизу один из них - видно, насколько крутой подъем ему приходится преодолевать. Когда стоишь у верхней его площадки, кажется, что вагончик просто падает в пропасть.



Еще пару видов с моста, по которому курсирует вот такой трамвай-метро. Как видим, проблема безопасности не сильно занимала умы проектировщиков - по рельсам можно спокойно прогуливаться, возвращаясь с колхозного рынка погожим субботним деньком.







В прибрежных кварталах Рибейры дома налеплены друг на друга, как соты в улье. Некоторые в плачевном состоянии. Вряд ли мне захотелось бы жить в каком-либо из них, но своеобразное очарование в этом определенно присутствует.



Резкий контраст с рыбацкой застройкой нижнего города составляют центральные улицы, в частности, площадь Алиадуш, изобилующая пышными зданиями в стиле барокко и модерн. Конная статуя короля Педро I .- традиционное место встреч.



До винных погребов у нас руки не дошли. Но потребности в этом мы и не испытывали, благо с дегустацией портвейна тут проблем нет. Сожалели мы только об одном - что путешествуем без багажа, ибо очень хотелось купить чемодан и натолкать в него десяток-другой бутылок с разными видами виньо де порту.





Засоленная и засушенная треска - бакаляу - еще один символ Португалии. Самое интересное, что у берегов Португалии треска не водится - моряки выходили на ее отлов в северные воды Атлантики, и порою проходило несколько месяцев, прежде чем они возвращались домой. Чтобы рыба не протухла, ее вялили, засаливали и засушивали. Когда-то треска считалась едой бедняков - сейчас же эта рыба стоит дороже свежевыловленной и является "лицом" Португалии так же, как портвейн. Среднестатистический португалец в год съедает не меньше 15 кг трески в том или ином виде - говорят, что в Португалии существует 365 способов ее приготовления.



Еще один храм, знаменитый своими бело-голубыми стенами, вернее, две церкви - Кармелиташ и Карму. Вообще, я отметила для себя, что бело-голубыми изразцами с "сюжетной" направленностью выкладывают стены именно общественно значимых зданий. Жилые дома облицованы обычными узорчатыми плитками без какой-либо сюжетной составляющей.



Одно из самых уютных мест в Порту - эта маленькая площадь (им. Карло Альберто), окруженная многочисленными кафешками. В субботний день из динамиков льется музыка, под монументом нежатся на солнце уставшие туристы и жители города, бегают дети, и тут же расположился нехитрый блошиный рыночек, на котором продают всякую всячину, начиная от пишущих машинок и винтажных пробников портвейна и заканчивая бусами из пуговиц, привезенных из самой Бразилии.







Очень много ярких персонажей. Не каждого удается снять, к сожалению, учитывая неловкость рук и небольшой диапазон фокусного. Этот бородач далеко не самый колоритный, просто он был так поглощен чтением Урсулы ле Гуин, что я осмелела и нахально его сфотографировала прямо в лоб.



Как я уже сказала, жили мы неподалеку от одной из главных достопримечательностей Порту - церкви Клеригуш (клириков). Помимо прочего, она примечательна еще и своей овальной формой. А вот та улочка справа от нее нам понравилась больше всего. Там расположено множество недорогих столовок, продуктовых и овощных лавок, обувных магазинов, а также очень вовремя для нас обнаружился срочный ремонт обуви, где нам подлатали наши внезапно прохудившиеся подошвы всего за 3 евро.



75-метровая колокольня Торре-душ-Клеригуш является самой высокой церковной башней Португалии.



Ее видно с любой точки города и долгое время она служила ориентиром для входящих в гавань кораблей.



В 1917 году на башню безо всякой страховки взобрались два испанских акробата - отец и сын Пуертольянос. История запечатлела сей волнующий момент.

image Click to view



Конечно же, мы не могли обойти ее своим вниманием и тоже вскарабкались на самый верх, хотя и не столь эксцентричным способом..
С верхушки башни открывается захватывающий вид на все четыре стороны света, в том числе на Атлантику..



С вершины Клеригуш река кажется узкой серебристой ленточкой.



Черепичные хребты крыш так плотно прижались друг к другу, что создается впечатление, будто по ним можно бегать. А может и действительно можно.





С обратной стороны - площадь Dos Leões (не знаю, как произносится), улица Кармелитуш, и даже можно разглядеть знаменитый книжный магазин Лелло, считающийся одним из самых красивых в мире.



Смотровых площадок в Порту хватает. Мы даже не ставили себе задачи их искать - нам просто везло.
С этого мирадора открывается ничуть не менее захватывающий вид, чем с моста или с башни, хотя сам он вряд ли пользуется особым вниманием туристов, судя по замусоренности и неухоженности. Пришлось даже воспользоваться фотошопом, чтобы затереть пустую бутылку, которая валялась неподалеку.



В Порту также есть свой старинный трамвайчик.



А в некоторых местах Порту очень напоминает Стамбул. Правда, в Стамбуле иконы на стенах не увидишь. Да и изразцы тоже.



Мы углублялись в самые разные кварталы, которые не переставали радовать обилием симпатичных и уютных уголков.



На любой из этих маленьких площадей хотелось задержаться, чтобы выпить чашечку кофе за одним из столиков уличного кафе.



Эти загорелые детишки, видимо, шли из школы, и радостно согласились поработать фотомоделями.



В начинающихся сумерках город выглядит еще теплее и уютнее. Хотя уличные кафе по-прежнему не ломятся от посетителей.



Даже на центральном пятаке возле набережной практически пусто, хотя и не безжизненно. Чувствуешь себя очень комфортно. Люди гуляют, общаются, и абсолютно не мешают друг другу.



На сей оптимистичной ноте я завершу свой несколько сумбурный рассказ о Порту, ибо нам предстоит переместиться в Лиссабон. А в Порту мне бы очень хотелось вернуться в теплое время года и осмотреть его более основательно.


Португалия, Порту, путешествия

Previous post Next post
Up