Научно-серьезный Михаил Диунов спросил в одном из предыдущих постов:
кто проделал гигантскую работу по выстраиванию единой и непротиворечивой летописной картины картины и написал несколько сотен летописей хранившихся в разных государствах? Хочется расстроить Михаила. "Непротиворечивая" летописная история существует лишь в воображении официозных историков - то есть, пропагандистов-националистов на окладе. Если начать присматриваться к деталям, то очевидность шаткости их построений будет более чем заметна. Да и вообще вся эта "летописная" катавасия выглядит часто совсем фентезийно. Впрочем, иначе и быть не могло - летописи это продукт пиаровский, писались по заказу (это историки сквозь зубы признают) и фактология там была соответствующая.
Вот, например, I Новгородская летопись старшего извода. Впервые опубликована в 1781 года, потом еще пару раз, на русский язык до сих пор не переведена. В летописи содержится
уставная грамота князя Всеволода Мстиславовича церкви Ивана на Опоках в Новгороде. Документ считается подлинным, датируется примерно 1127-1129 (1127-1134) годами.
Грамота должна показывать невероятную древность церкви. Содержание ее в целом бессмысленное, с текстом справится любой более-менее грамотный пропагандист (уровня современного летехи и т.п. клоунов).
Беда русских летописей в том, что часто, когда там вдруг приводятся конкретные факты, то они часто сыпятся при перекрестном анализе. В грамоте содержится два раза упоминание "ипрского сукна" (ипьское сукно). В отличие от России, история средних веков на Западе, прежде всего, во Фландрии, худо-бедно благодаря хозяйственным документам известна где-то с XII-XIII веков (более-менее известна).
И как показывают эти документы (торговые книги, налоговые реестры и т.п.), реальное производство сукна в Ипре началось столетием позже, а поставки этого вида товаров в Новгород вообще датируются лишь серединой XIV века. Причем привозили это не из Фландрии напрямую, а через ганзейские вендские и балтийские города.
Известного исследователя русско-ганзейской торговли М.П. Лесникова это вообще поставило в тупик:
«Специалистам по истории СССР надо решить вопрос о точной датировке этой грамоты и ее вариантов… Возможно ли, в самом деле, предположить уже в XII веке столь высокое развитие суконной промышленности в Ипре и Сент-Омэре, вырабатывающей товар для такого отдаленного рынка? Можно ли полагать, что экономические связи Фландрии с Восточной Прибалтикой предшествуют основанию Любека и Риги? Если верить грамоте, то оказывается, что фландрские сукна появились Восточной Балтике раньше, чем на Шампанских ярмарках».
М.П. Лесников. Нидерланды и Восточная Балтика в начале XV века. Из истории торговых отношений. //Известия АН СССР. Т. VIII. №5. М., 1951. С. 451-452.
Кстати, дискуссия о поддельности многих грамот, содержащихся в I Новгородской летописи шла активно в 1906-1913 годах в России. В частности, профессор Голубинский по ряду признаков доказывал, что эти документы не могут считаться аутентичными. Естественно, что затем его мнение замолчали и забыли. А сегодня "маститые" историки даже не задаются такими вопросами.
И еще кое-что по мелочи. Ни один ганзейский, немецкий документ, который посвящен торговле с Новгородом, вообще даже не упоминает о каких-либо купеческих союзах в этом городе. Ни один. В свою очередь, в многочисленных берестяных грамотах 11-15 веков практически нет упоминаний о торговле с немцами, в которую было вовлечено почти все население Новгорода. Кроме того. В немецких хоздокументах 14-15 веков не зафиксировано никакого участия монастырей в этой торговле. В свою очередь, до нас не дошли никакие хозяйственные архивы "древних" новгородских монастырей. Лишь кучка "жалованных" грамот, составители которых прогорают на вот таких, выше описанных ляпах.