про любовь к природе: "Му-му" в Театре Наций, реж. Дмитрий Крымов

Dec 29, 2024 17:35



"Когда подходишь к месту, где упала убитая птица..."

Жаль нельзя пересмотреть - еще и в свете двух свежепремьерных "Чаек" сряду - крымовского "Костика", потому что повод о нем вспомнить подбросила "актуальная повестка" пресловутая, я не особо за ней слежу и мало реагирую, но такой вал откликов пошел на интервью Егора Жукова, что краем и мой обзор накрыл; само интервью, разумеется, я не слушал и не собираюсь, а Егор Жуков мне был интересен в связи с "Костиком" исключительно, где Крымов в уста Треплева вложил целые пассажи из речи Жукова на суде; я "Костика" успел посмотреть даже с разными Нинами, и Анастасия Мытражик (вскоре покинувшая и спектакль, и театр, и пределы РФ) была в чем-то если не "лучше", не "интереснее" (это вообще не разговор), то неожиданнее Марии Смольниковой с ее узнаваемыми интонациями -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4396847.html

- и в целом спектакль, конечно, производил на меня определенное впечатление, но вот что ДА всерьез, а не просто используя обрывки чужого текста как некую пародийную краску (наравне с "основами культурной политики" или чем там еще, цитатами из которых говорил Шамраев), воспринимает пафосную демагогию никчемного прощелыги, случайно провозглашенного героем-мучеником (что характерно - те, кто прочил Жукова ни много ни мало в будущие президенты, теперь первыми назвали его вслух "пиздоболом" и отметили что между высказываниями предполагаемого будущего президента и реального нынешнего разницы-то вовсе нету...!), и хорошо еще если не в тех же самых, что "основы", кабинетах порожденную, меня уже на превью, за несколько месяцев до официальной премьеры, настолько покоробила (не сам факт присутствия в композиции определенных пассажей, но то, что режиссер верит в их искренность и на полном серьезе, на пафосе готов их противопоставлять кондовому официозу в качестве живой, чистосердечной альтернативы!), что застигнувшему меня врасплох ранним телефонным звонком наутро ДА пришлось выслушать чрезмерно резкие, как я теперь понимаю, суждения и насчет героя, и насчет спектакля... Мы фактически с ДА тогда поссорились (моя апелляция к "Бесам" Богомолова его взбесила и добила, я в ответ выслушал тоже немало резких замечаний и про Богомолова, и про себя), через полгода на одном полусветском мероприятии вроде как помирились и дружески там пообщались, но это происходило уже под конец 2021 года -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4575445.html

-  и с тех пор много чего еще произошло. И вот спектакля нет (он есть наверняка в записи - но доступ к записи отсутствует...), зато невольный "прототип" чеховско-крымовского Костика вещает из благополучной Америки к ужасу и омерзению своих недавних почитателей; можно обратиться, допустим, к тексту "режиссерского экземпляра", опубликованного в сборнике "Своими словами" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4397077.html

- там даже подробнее, чем в спектакле, использован «первоисточник», но вряд ли слова на бумаге помогут; а ведь ужас до чего интересно - как бы воспринимался, с оглядкой на "вновь открывшиеся обстоятельства", тот сценический, театральный Костик, несчастный, убогий, но старающийся прорваться "к свободе, к свету" рожденный ползать трагический герой, придуманный (на пустом же месте, ясно сейчас) - и мной как зрителем, и Дмитрием Крымовым как автором спектакля, и остальными, кто видел "Костика" на превью или премьере, найдись возможность пересмотреть его три года спустя?..

Зато по сей день есть возможность практическая (хотя с массой осложнений - билеты дорогущие, а достать их невозможно, все разметают в один момент и подчистую) пересмотреть еще раньше "Костика" вышедшую крымовскую "Му-му" в Театра Наций; и повод конкретный находится.

"Главная особенность охоты в том, что приходится беспрестанно менять собак..."

С начала сезона в "Му-му" сменился исполнитель главной роли - то есть Маша/Муму, естественно, осталась прежняя, Мария Смольникова, но Охотника вместо Алексея Верткова играет Евгений Цыганов; замена, между прочим, тоже, как и отсутствие на московской афише "Костика" (и большинства других крымовских названий), произошла в силу обстоятельств, мягко выражаясь, нетворческого характера; и я не знаю, каковы доли "акционерного" участия в этом вводе самого актера, режиссера, менеджмента театра и т.д.; но получился если не совершенно новый спектакль, то совершенно другой герой. Цыгановский "охотник" и внешне, и по сути ближе к Режиссеру, которого Евгений Цыганов играл в "Дон Жуане. Генеральной репетиции" на сцене Мастерской Фоменко (исчезнувшем одновременно с "Костиком", "Все тут" и проч., кроме "Сережи" в МХТ и вот "Му-му" в Наций); пусть это не совсем "маска", но Цыганов здесь в меньшей степени работает "лицом", а за счет парика и грима его герой состарился, так что Маша ему стала внучкой (персонажу Верткова племянницей, кажется, доводилась?..), но едва ли не знаменательнее, по-моему, ассоциация нынешнего Охотника именно с Режиссером (номинально прежний оставался писателем типа… озвучивая «охотничьи» монологи на адаптированный тургеневский текст); и усилившийся "театральный" контекст истории, построенной на диалектике стремления художника (в широком смысле слова) к сотворению прекрасного, совершенного, идеального, хотя бы пускай и искусственного мира, беспрестанно, на каждом шагу разбивающегося о нехватку денег, плохое техническое обеспечение, а прежде всего о несовершенство человеческой природы... Мне довелось сперва, прежде чем спектакль вышел, несколько раз посмотреть "Му-му" на технических прогонах из пустого зала, постановка оформлялась в завершенное художественное целое у меня в прямом смысле на глазах (всем потугам тогдашнего начальства Театра Наций вопреки - не погнушался спасиборомандолжански обратиться к театроведу Вайсбейн, а та, в свою очередь, не постыдилась взять под козырек - ведь порядочные люди, известное дело, стыдятся за кого угодно, кроме самих себя! - отправить мне подметное письмо и от имени чуть ли не самого ДА - который на самом деле и приглашал меня на прогоны и буквально за ручку проводил через служебку, - с проьбой даже на премьеру по билету не приходить, мол, он переживает, что спектакль не сложился... в сущности - подлость, но старые шарлатанки и аферистки люди-то порядочные ходят себе с гордо поднятой головой и с по-прежнему безупречной репутацией!), и я наблюдал тогда, кроме всего, как сюжетные мотивы спектакля (с возникающими по ходу "создания прекрасного" препонами организационно-технического плана) опрокидываются со сцены в зал, где находятся создатели постановки, и напрямую, зеркально "дублируются" придуманные заранее ситуации с возникающими на ходу  проблемами... только что не "вода на провода", а так все и даже больше. Время свои коррективы внесло и помимо кастинга, непосредственно в драматургическую композицию спектакля - прибраны внутрицеховые шутки, добавились - со временем и по случаю ввода Евгения Цыганова - намеки на участие актера в экранизации "Мастера и Маргариты"... впрочем, по мелочи. Неизменно главное - понимание (и в том Дмитрий Крымов опередил всех коллег и вообще многих...), что не Муму/Маша с ее детской, щенячьей наивностью тут "животное", а до поры тихий, мирный и незаметный монтировщик Гера/Герасим, полумашина-полузверь с руками-клешнями, такой убьет - не задумается и даже не заметит; и невозможно, неправильно оценивать его поведение в категориях человеческой морали… И вот что важно и, на мой взгляд, принципиально, изменилось если не в структуре, то в ощущении спектакля - уход Охотника после гибели (убийства) Маши изначально воспринимался двусмысленно: Полина Виардо увлекала за собой Охотника то ли к себе во Францию, то ли (аллегорически воплощая Смерть - то-то же и одной из последних "охотничьих" новелл в спектакле оказывался "похоронный" эпизод...) попросту в инобытие... -  понимать это можно было также неоднозначно, диалектически: смерть это конец, а Франция это продолжение и другая жизнь, если не в полной мере, то частично, глядишь, и соответствующая воображаемому "идеалу", которого "здесь" (в театре всех наций, ага.. или все-таки одной нации? а какой нации?!..), достичь не удается. Но с тех пор Охотник заметно изменился, внешне "состарился", внутренне окончательно впал в меланхолию, и пожилой седовласый герой Цыганова так или иначе уходит навсегда, это без вариантов ясно; впрочем, Тургенев действительно ведь провел все последние годы и умер во Франции, обратно привезли хоронить его тело... "А потом радуга, если доживем".
Previous post Next post
Up