Через горы, через лес, через мертвые луга на другие берега... Сложная, тонкая, двоякая вещь - театральные "вводы": прибегая на "Карамазовых" в МХТ с "Тани" из Театра на Бронной, видишь это наглядно. "Тане" еще трех лет нету с премьеры, и я ее впервые с тех пор пересмотрел - а и Герман, и Шаманова в спектакле уже новые, причем этих молодых артистов я даже и не знал совсем ранее: Вадим Громыко, несмотря на возраст какой-то солидный, крепкий, даже брутальный - Данил Чуп в роли Германа кажется задним числом подвижнее, легче, чуть ли не веселее...); Варвара Комарова - по имиджу просто дива, будто ее Шаманова в 1934 году не с сибирских приисков в Москву, а с Венецианского кинофестиваля возвращается, причем триумфально... - очень неожиданно, включается невольно инерция восприятия, героиня Комаровой совершенно не похожа на ту, что играла Василиса Перелыгина, и контраст с неизменной Таней-Патокиной обозначается резче, хочется подумать, зачем и почему такая Шаманова, насколько она соответствует общему решению пьесы и менялась ли оно с момента премьеры, как оно заново встраивается в устоявшуюся было структуру постановки... А заходишь на "Карамазовых", ни одного из трех показов которых с начала текущего сезона я не пропускал, и там из сюрпризов разве что прическа Надежды Борисовой вместо короткой стрижки да импровизации, которыми подуставшие «звезды» заменяют свои подзабытые реплики... Четче всех работают Александр Марин - сравнительно недавно, "всего-то" четвертый год (а играется спектакль двенадцатый!) выступающий за Смердякова/Зосиму, и Яна Ставоржинская/Вилочкина, третья исполнительница Лизе Хохлаковой (это еще не считая до премьеры соскочившей Ренаты Литвиновой!). С другой стороны, махина "Карамазовых" стоит на таких неколебимых, мощных опорах, как бессменные Кравченко и Миркурбанов, как Янковский (пусть в прошлом сам Богомолов на протяжении немалого срока заменял его в роли Митеньки Карамазова), и грандиозный спектакль, как бы и неизбежно "ветшая" с годами, держится крепко. Тогда как чрезвычайно хрупкая, построенная целиком на оттенках и полутонах, арбузовская "Таня" с вводом новых исполнителей неизбежно становится иной... ну или, по крайней мере, воспринимается совершенно иначе, нежели изначально... Подобная "хрупкость" спектакля, однако, позволяет к обновленному варианту без оглядки на предыдущие относиться, тут неуместны сравнения не то что на уровне "лучше-хуже", а любые сопоставления; "все пройдет, все забудется", "ну забудется со временем, зарастет" - как будто эхом друг друга откликаются реплики из "Тани" и "Вероники" (обе - строго по авторским текстам пьес): в сюжетах на смену одному герою приходит и заменяет его другой, в составах меняются актеры… это театр и это жизнь… все опять повторится сначала.