Псковщина. От Локни до Порхова

Jun 24, 2014 09:53


В детстве каждое лето я ездил Новгородскую область, в те края, откуда были родом мои бабушка и дед, и где у нас остался дом еще довоенной постройки. Это удивительные по красоте места, где с каждым годом все меньше видны следы присутствия человека, а змей, как говорят очевидцы, стало не меньше, чем в средней Азии.

О том, что есть относительно недалеко (менее 200 км) от нас находится город Порхов, я знал давно, а вот о том, что там есть неплохо сохранившаяся каменная крепость XIV века (57,76472 29,56107), узнал только в прошлом году.




Стратегически удачное место на заболоченном берегу реки Шелонь способствовало созданию крепости, чем и воспользовался небезызвестный любому сведущему в истории человеку  Александр Невский (естественно не тот, который “уот так уот” и липовая звезда бодибилдинга, а тот, который князь Александр Ярославич и тевтонцев в озере топил).  Первоначально деревянная крепость охраняла водный путь из Пскова в Новгород, а заодно и западные рубежи Руси.



В 1387 году начинается строительство каменной крепости, которая с небольшими доработками и изменениями сохранилась и до наших дней, представляя собой отличный (и редкий) образец  строительства крепостей доогнестрельной фортификации.





За семь с лишним сотен лет истории крепость успела побывать активным участников псковско-новгородских конфликтов, отразить неоднократные атаки литовцев, считаться одной из 12 основных крепостей Руси и даже присягнуть на верность Лжедмитрию. Соответствующий тайник геокешинга даже называется “непокоренная крепость”, хотя взять ее все-таки удалось шведам в 1611 году.



После ее возвращения по “Столбовскому” миру, положившему конец очередной русско-шведской войне крепость теряет свое оборонительное значение и Порхов превращается в обычный уездный город.



Парадокс исследования крепости заключается в том, что ее территория поделена пополам между действующей Никольской церковью и местным краеведческим музеем, из-за чего один из входов платный, а второй - нет.



На территории действует несколько музеев, в т.ч. 2 краеведческих (“хозяйственно бытовой” и музей партизанского движения в годы ВОВ), а также музей Порховской почты.



Видно, что крепостью занимаются и благоустравают, что не может не внушать оптимизм.



Порхов был для меня примечателен еще и тем, что там в годы войны находился дед, отметившийся игрой в малолетних партизан (из засады из рогатки была злодейски обстреляна штабная немецкая машина) за что, как сам признается, был сильно порот. Место боевой славы, естественно, было мастхэвом для посещения.



Еще одной крепостью, основанной Александром Невским для укрепления пути из Пскова в Новгород была Вышегородская крепость. Как и Порховская крепость она пережила не одну осаду, но в XV веке после потери оборонительного значения постепенно была разрушена. Город, находящийся в стороне от трактов постепенно исчезал до тех пор, пока земли не были куплены родом Бибиковых, игравших в те времена значительную роль в жизни Российской Империи.



“Глава семьи Петр Иванович Бибиков принял решение строить храм случайно. До сих пор жива легенда, связанная с историей его возникновения. Рассказывают, дочь генерала была тяжело больна. И тогда убитый горем отец дал обет: воздвигнуть церковь, если она получит исцеление. Чудо свершилось. Встал вопрос: где ее строить? Однажды Бибикову приснился сон, будто бы во время прогулки его конь сломал ногу. И надо же такому случиться, что сон оказался вещим. Генерал понял, что это знак свыше. Так было выбрано место для храма Архангела Михаила” (с). (57,4866 29,62797)



В настоящее время храм находится в реставрации, однако немалая часть уже восстановлена. На стенах - редкая для наших краев роспись, радующая глаз яркими, еще не потускневшими от времени красками.



Поговорив с батюшкой мы прошли внутрь. Поскольку мы посещали храм через 2 дня после Троицы, внутреннее убранство было украшено березовыми ветками.





Из Вышегорода мы постарались проехать до Пушкин-камня и полуострова на юго-востоке оз. Локно (5745972 29,61222), по разным источникам являющимся прототипом Лукоморья, однако все дороги уводили в сторону от озера, а дед начинал высказывать свое недовольство начинавшимся внедорожьем. Пришлось разворачиваться, но место я взял на заметку. Уж не знаю, что за парк там был, и кто за ним ухаживал до 80-х годов, но сейчас там леса, поля и грязь вполне достойная соревнований категории ТР-1.

На обратном пути около Локни сделали небольшую отворотку на Михайлов Погост (56,79978 30,0253). Церковь Владимирской Божией Матери красива, особенно на солнце.



Состояние, как всегда, аварийное, внутрь зайти не получилось.



Сильно впечатлил забор вокруг, невысокий, зато сложенный из валунов по полметра в диаметре на зависть любой крепостной стене.



По преданию от Михайловского погоста идет несколькокилометровый подземный ход до усадьбы “Старые липы”. Самой усадьбы уже не сохранилось, как не сохранилось и парка вокруг нее. Зато сохранились пристроенные к усадьбе в начале 20 века 2 башни (56,79907 30,03385).

.





Они обе находятся в достаточно неплохом состоянии, если не считать многочисленных следов пребывания местного бомонда со всеми обязательными атрибутами: росписью на стенах соответствующего содержания, бутылок и т.д. Несмотря на то, что входы на них закрыты, мне удалось подняться на одну их них. Не знаю почему, но именно эти, неказисто получающиеся на фотографии башни поразили меня в тот день больше всего. С открытой площадки с колоннами лестница ведет на самую крышу.



В тот момент очень не хватало штатива и умения снимать красивые панорамы.



На этом 400-километровый маршрут был завершен, и, под ворчание уставших бабушки с дедом, мы поехали домой.

За эту поездку мне удалось подготовить материал и идеи для полноценного путешествия по Псковско-Новгородским землям от Торопца до Невельских озер с заездом в несколько интересных городов, а также с посещением ряда объектов, до которых не получилось доехать в этот раз.

Порхов, Псковская область, 2014, Локня

Previous post Next post
Up